Курсы валют: « »

Свежий номер

Анонс №9, 2017

Анонс №9, 2017

Написано 29.09.2017 11:09

Татмедиа
События
ИА Татар-информ

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

  Журнал "Казань", № 3, 2013 Полвека назад Виталий Ольгердович Ковалевский создал во Дворце культуры в казанских Дербышках фотостудию. В апреле она отмечает cвоё пятидесятилетие фотовыставкой «Зеркало души». Что заставляет молодёжь с её жаждой успеть всё и сейчас, мам и пап приходить в студию в выходные и после работы, приносить сюда свои фотографии? Наверное, околдовал их удивительный мир фотографии, а ещё — теплится, не гаснет зазывный огонёк, зажжённый первым руководителем. Очень скоро после создания фотостудия объединила многих очень разных по возрасту, профессии и образованию людей, стремившихся выразить себя через объектив фотокамеры. Виталий Ольгердович и ученики делали репортажи, много экспериментировали со светом, горячо обсуждали результаты. Традицией стали творческие отчёты во Дворце культуры, участвовали в городских, республиканских и всесоюзных выставках. В 1980 году студии присвоили звание «народный коллектив» — это было признание результатов труда руководителя и его воспитанников. Работы студийцев отмечены многочисленными дипломами международных выставок в Болгарии, Латвии, Чехословакии, Испании. Некоторые из них избрали фотографию в качестве своей профессии: Фания Файзуллина, Александр Литин, Игорь Пшеничников, Елена Логинова, Людмила Зотова, Надежда Власова, Ильсур Зайнутдинов, Сергей Горлачёв… А сегодня радуют успехи и заинтересованное участие в фотовыставках Ильдара Шайдуллина, Марии Гусевой и Дениса Нурмухаметова. Теперь фотоклуб называется «Казан», им руководит ученик Виталия Ольгердовича Султан Нурисламович…
Прочитано: 4364 раз
Журнал "Казань", № 3, 2013 От рождения до срока Жизнь — сюжетов полотно: На холсте лежит дорога, За холстом твоё окно. Всё, что ты просил у Бога, Было им тебе дано. Сергей Говорухин **** Рай в Дербышках В пятом классе уроки рисования у нас в школе вела Серафима Васильевна Ковалевская. Заметив мои успехи, она посоветовала поступить в изокружок, который вёл Виталий Ольгердович Ковалевский — позднее мы узнали, что это был её муж. Клуб, где поначалу проходили занятия, размещался в бараке, переоборудованном в зрительный зал со сценою для кино, увеселительных и торжественных мероприятий. А в свободное от этих важных дел время дети рассаживались с альбомами, карандашами вокруг своего руководителя за огромный длинный стол и творили. (Интересно, что по прошествии времени на этом самом месте построили новый пятиэтажный дом, где Ковалевским дали квартиру.) А потом возвели Дворец культуры с колоннами, сущий рай с детскими и взрослыми кружками и студиями. В новом Дворце я и встретил человека, который определил мою и других ребятишек судьбу быть художниками. Виталий Ольгердович — настоящий интеллигент, воспитанный в питерской семье. Он прошёл непростую школу жизни. Ребёнком встретил Великую Отечественную, вскоре — блокада Ленинграда, потом детдом, учёба в Казанском художественном училище, и вот — Дербышки, или, как раньше называли, «Вагонстрой»…
Прочитано: 2296 раз
Журнал "Казань", № 3, 2013 Для Виталия Ольгердовича Ковалевского жить — значит творить. Он живёт вдумчиво, как бы не спеша, но при этом ценит каждое мгновение. Живописец и график, педагог, фотохудожник, ювелир, иконописец, он делает всё со вкусом, изяществом и любовью. Виталий Ольгердович родился восемьдесят лет назад в Ленинграде. Отец был главным инженером «Ленэнерго», мать воспитывала детей. Виталий рос в атмо­сфере любви и согласия. Родители сформировали в нём высокую культуру чувств, трепетное отношение ко всему живому, стремление к гармоничному единству с миром. Пятилетнего Витю мама даже научила вышивать крестом со всей кропотливостью и аккуратностью. Всю жизнь так он делал всё, за что брался. Из блокадного Ленинграда девятилетнего Виталия с сестрой вывезли под Кострому, затем — в Зеленодольск. Попав с берегов Невы на Волгу, будущий художник полюбил её за простор и величественный покой на всю жизнь. Рисовать он начал ещё в детстве. В Казани поступил в художественное училище. Его изображения были цельными, с тщательной проработкой деталей, и не раз отмечались оценкой «отлично с похвалой совета». Молодой художник-педагог преподавал изобразительное искусство в школах, затем во Дворце культуры оптико-механического завода. Здесь он создал детскую изостудию: по его чертежам сделали мольберты, стеллажи для натюрмортов фонда и великолепной коллекции гипсовых слепков античных скульптур и бюстов, выписанных из Москвы.…
Прочитано: 3308 раз
  Журнал "Казань", № 3, 2013 Появившаяся в афише театра Камала не совсем обычная постановка по пьесе Ильгиза Зайниева «Игра с монстриком» — спектакль очень зрелищный и для татарской сцены весьма оригинальный. В первую очередь это касается его жанра. Можно, отдав дань современной моде, назвать его на голливудский манер — фэнтези, однако содержание самой пьесы скорее соответствует детской фантастической повести — популярному жанру советской литературы. Впрочем, это всё — тонкости терминологии. Ильгиз Зайниев — молодой драматург, восприимчивый к окружающему миру, органично соединяет в своём творчестве разные направления. Шамиль, Рустэм, Лэйла — обычные, ничем не примечательные подростки. Просто в переломный для себя момент они попали на территорию Игры, в Страну Белых Цветов — страну своего детства. Это можно понимать как аллегорию — ведь в трудную минуту человек всегда стремится найти опору в глубинах своей души, а детство с его чистотой, искренностью и добротой — первоисточник духовной гармонии и красоты. Только потом взрослая жизнь учит закрывать сердце на замок, быть жёсткими и эгоистичными, смотреть на других как на конкурентов. Стремление быть первым, жажда власти и наживы, порождающие деспотизм и нетерпимость, склоняющие к предательству и жестокости — вот они, «тёмные силы», убивающие в людях всё живое, божественное, подлинное. «Игру с монстриком» можно рассматривать как притчу…
Прочитано: 2297 раз
19.03.2013 12:12

Там, внутри

  Журнал "Казань", № 3, 2013 Премьера спектакля «Однажды летним днём» — событие в театральной жизни Казани. Спектакль предваряют интригующие видеоклипы, изображающие исполнителей главных ролей в непривычном для них амплуа: народную артистку Татарстана Люцию Хамитову в качестве вагоновожатой, актрису Лейсан Файзуллину за рубкой мяса, актёра Алмаза Гараева прыгающим с парашютом… Мы видим пропасть между тем, чем актёры занимались до сих пор, и их существованием в художественной реальности нового спектакля. Но на этом эпатаж и манифестарность заканчиваются. В зрительном зале начинается священнодействие, филигранная работа, завораживающее погружение в глубины текста и подтекста драмы. Женщина, муж которой много лет назад ушёл в море и не вернулся, пытается во всех подробностях воспроизвести тот далёкий день, в который раз силясь понять суть и причины происшедшего. Собственно, действия в пьесе нет — есть странные разговоры с заклинательными повторами, подхватами, перепевами, казалось бы, малозначащих фраз, скорее намекающих на некую скрытую суть, чем раскрывающих её. Подлинная драма — трагической разъединённости и непреодолимого одиночества — разворачивается по ту сторону слов. Она передаётся при помощи сложного и тонкого, как паутина, интонационного рисунка фраз, магии ритмической речи, зависающих вопросов, пауз, взглядов, механических действий. О проблеме одиночества кричит вся современная западноевропейская драматургия. Запад раньше нас познал болезнь индивидуализма. Но, в отличие от…
Прочитано: 2458 раз
  Журнал "Казань", № 3, 2013 В последнее время в Татарском академическом театре многое происходит впервые. «Принцесса Турандот» в постановке китайского режиссёра, участие камаловцев в четвёртом международном театральном фестивале в Пекине, где татарский театр первым из российских коллективов попал в программу смотра. Знакомство (опять же по инициативе театра Камала и на его сцене) казанского зрителя с легендарным, вошедшим в анналы мировой театральной истории спектаклем Джорджа Стреллера «Арлекин, слуга двух господ» и нашумевшим «Идиотом» Эдмунтаса Някрошюса. Добавим к этому учебно-образовательный форум и движение молодой татарстанской режиссуры, и можно будет сказать, что первопроходческая стезя для камаловцев уже становится делом привычным.   Под занавес прошлого года на суд зрителя была вынесена премьера «Игр с монстриком» по пьесе Ильгиза Зайниева, первого для татарской сцены спектакля‑фэнтези в постановке Радика Бариева. В нём в едином виртуальном пространстве встречаются современные тинейджеры, герои компьютерных игр и традиционные персонажи татарских сказок, перенесённые в сегодняшний день. Шурале рассекает на сцене волны в джолли-джамперах, соблазнительные русалки плавают по воде в дизайнерских лодках-ванночках, а Старая Ведьма (Убыр), подобно шеф-повару из новомодных кулинарных шоу, колдует над своим котлом, сменив традиционный балахон из тины, увешанный поганками и лягушками, на стильный наряд от-кутюр. Удачному воплощению грандиозного во всех смыслах замысла наряду с яркими актёрскими работами…
Прочитано: 4552 раз
  Журнал "Казань", № 2, 2013 «Натюрморт» из документов На письменном столе лежал семейный архив, точнее, это была вся жизнь одного человека: от самодельной тетради с автобиографией до последнего «скорбного листочка» — свидетельства о смерти. Ворох бумаг был втиснут в большую ушастую папку из кожи под крокодила. Такие во времена Ильфа и Петрова под мышкой носили счетоводы. В архиве имелись также следующие документы: серое «Дело» с тесёмками, большие старинные фотографии в паспарту с тиснением — на них стояли‑сидели то парами, то всем коллективом (и как только фотограф умудрялся уместить в кадре столько народа!), чёрно‑белые снимки советской поры, нащёлканные на «Зенит» или «Смену». «Натюрморт» из документов золотил солнечный луч зимнего солнца, падавший в окно кабинета, стояла задумчивая тишина, которая обычно сопровождает архивы. Даже напольные часы остановились! Выуживаем на божий свет содержимое папок и постепенно заполняем пространство вокруг, включая стулья, подоконник и чайный столик. Человек бережно сохранял разные бумаги и бумажки, которые окружали его при жизни. За некоторыми водится такая странная привычка ничего не выбрасывать. Мало ли, а вдруг пригодится! Вот, пригодилось. В процессе работы с архивом, нет-нет, да и возникало ощущение, как будто бы хозяин архива предвидел, что о нём будут писать потомки, и максимально постарался помочь… Мандаты, пропуска, командировочные удостоверения, направление…
Прочитано: 3509 раз

© 2011 - 2017. Казань журнал . Все права защищены.
© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом.
Перепечатка, воспроизведение и распространение в любом объеме информации,
размещенной на сайте , возможна только с письменного согласия редакций СМИ.
Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям РТ. 

© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом.Перепечатка, воспроизведение и распространение в любом объеме информации, размещенной на сайте , возможна только с письменного согласия редакций СМИ.