Курсы валют: « »

Свежий номер

Анонс № 10, 2018

Анонс № 10, 2018

Написано 16.10.2018 10:33

Татмедиа
События
ИА Татар-информ

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Журнал "Казань", № 10, 2013 Тихая Попова Гора в центре Казани, позднее улица Тельмана, до недавнего времени как магнитом притягивала очарованием старинных деревянных домов. Весной здесь буйно цвела сирень, вечерами из окон доносились смех, музыка… В одном из этих домов жила Соня. Она очень любила музыку и мечтала играть на рояле. И случилось чудо: в очень трудное время отец умудрился купить дочерям волшебный инструмент. Их дом зазвучал! Соня раньше сверстников поступила в музыкальную школу, училище, затем консерваторию, уехала в Москву продолжать учёбу, стала композитором. Это была София Губайдулина — «Женщина, которая потрясла мир» — так назвал фильм о ней Булат Галеев, друг композитора и великий искатель в области экспериментальной эстетики. А в отреставрированном доме, где прошли её детство и юность, открыли Центр современной музыки. Двухэтажный деревянный дом Софии не потерялся среди новых вычурных особняков. От чердачка до ажурной террасы он не такой, как все, замри — дышит и пощёлкивает каждой дощечкой, вызванивает любым стёклышком,— вот и музыка на особицу, как у девочки, которая в жизни «ни единой долькой не отступилась от лица». Десять лет назад при Центре был создан камерный оркестр «Новая музыка» под руководством молодого дирижёра Анны Гулишамбаровой. Он исполняет современную музыку, в том числе композиторов Татарстана. Коллектив постоянно…
Прочитано: 3868 раз
Журнал "Казань", № 10, 2013 О премьере балета «Золотая орда» Новый сезон Татарский государственный академический театр имени Мусы Джалиля открыл мировой премьерой балета «Золотая Орда» на музыку Резеды Ахияровой. Хроника времён распада великой империи Улус Джучи, рассказанная языком танца, уже сама по себе «история», ведь последняя национальная балетная премьера состоялась на казанских подмостках шесть лет назад — речь идёт о «Сказании о Йусуфе» Леонида Любовского. Автором либретто в обоих случаях стал поэт Ренат Харис, а в качестве хореографа‑по­становщика выступил хорошо известный всем поклонникам Терпсихоры петербуржец Георгий Ковтун. Последний уже вполне заслужил звание фаворита казанского балетного ангажемента: здесь им ранее с успехом были поставлены «Пер Гюнт», «Спартак», и даже опера «Кармен». По словам автора либретто нового балета Рената Хариса, мечту о создании фундаментального полотна по мотивам истории Золотой Орды он лелеял достаточно давно и даже написал драматическую поэму «Идегей». На её основе по заказу театра композитор Рашит Губайдуллин начинал создавать оперу, но не успел завершить своего замысла — ушёл из жизни. Идея же балета возникла в процессе бесед Хариса с директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, её охотно поддержала композитор Резеда Ахиярова. Двух авторов — музыки и либретто — объединяет давний творческий тандем, успешным плодом которого стала в своё время опера «Любовь поэта».…
Прочитано: 3804 раз
  Журнал "Казань", № 9, 2013 От автора. 23 сентября исполняется сто лет со дня рождения выдающегося артиста — оперного певца, режиссёра, педагога, просветителя — народного артиста России и Татарстана, лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, профессора Нияза Курамшевича Даутова. О людях искусства судят по тому, что ими создано. Однако интерес к личности самого художника часто бывает не меньшим, чем к его творчеству. И это естественно, ибо и через творчество, и через судьбу мы постигаем сокровенный и удивительный мир поэта, композитора, артиста. Подобный интерес всегда вызывал к себе Нияз Курамшевич Даутов. Нередко где-нибудь на гастролях в свободное время он рассказывал нам, ученикам и коллегам по театру, что-то из своей жизни. Жизнь у него была удивительная, неординарная. Как правило, мы, жадно слушавшие, упрекали Маэстро в том, что он не пишет мемуаров. Однажды он рассказал поэтическую историю, случившуюся с ним когда‑то в Крыму. Фабула, возможно, и не была замысловатой, но само настроение словно взывало к литературной записи. Я сказал, что если Маэстро не хочет записать рассказанную историю сам, то это сделаю я. — А я на вас и надеюсь,— улыбнулся Маэстро. Через некоторое время я дал прочитать Ниязу Курамшевичу рукопись рассказа, который назвал «Вторая встреча». — А знаете, всегда немного…
Прочитано: 2370 раз
  Журнал "Казань", № 9, 2013 На церемонии открытия Универсиады в Казани нынешним летом был чрезвычайно рад, что музыкальная часть грандиозного представления выдержана была в классической традиции — симфонический оркестр,оперные певцы, живое звучание... Помимо наслаждения эстетического, рождалось чувство гордости за Казань, Татарстан, за нашу культуру.   Одним из первопроходцев и создателей классической музыкальной традиции в Казани и Татарстане был композитор и общественный деятель Назиб Жиганов.   7 октября в Казанской консерватории, носящей имя своего основателяи первого ректора, проводится конференция «Творческое наследие Назиба Жиганова в контексте современной музыкальной культуры».   Недавно я стал свидетелем забавной сцены. На перекрёстке улиц Маяковского и Бутлерова юная дева озадачивала прохожих вопросом: как пройти на улицу Ульяны Лениной?.. Прохожие недоумевали. Я поспешил вмешаться, переспросив: «Может быть, вам нужна улица Ульянова-Ленина?» И, не дождавшись ответа от растерявшейся особы, объяснил, как туда добраться. Эпизод этот забавен лишьна первый взгляд. Он крошечный осколок, один из многих, той исполинской глыбы исторического беспамятства, которая нежданно обрушилась на соотечественников. Разгребать этот хлам непросто,но необходимо. Поскольку каждое последующее поколение опирается на труды предыдущего — а в преемственности залог сбережения семьи, народа, страны.   История — это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися. Эдмунд Бёрк, английский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения,…
Прочитано: 3230 раз
Журнал "Казань", № 8, 2013 Премьера очередной национальной оперы, без преувеличения, тянет на историческое событие. Так повелось ещё со времён Глинки, представившего на сцене петербургского Большого театра свою «Жизнь за царя», в которой Михаил Иванович сумел помножить условности западного жанра на сугубо отечественный драматизм сюжета. Первые же «ласточки» татарского оперного искусства и вовсе становились событиями едва ли не политическими, знаменовавшими определённый уровень достижения национальной культуры. Поэтому ожидание новой оперы молодого композитора Зульфии Рауповой «Белый волк», естественно, было сопряжено с интересом и пристрастием. Новое музыкальное детище родилось в дни Универсиады. Свидетелем тому была многотысячная толпа зрителей у здания Дворца земледельцев, ставшего сегодня с лёгкой руки идейного вдохновителя проекта Александра Сладковского естественной декорацией оперных оупен‑эйров. В этом плане маэстро стоит отдать должное — давно с завистью наблюдала по каналу «Культура» открытые концерты Берлинского филармонического оркестра в лесном театре Вальдбюне с участием «нашей» Анны Нетребко, Пласидо Доминго и иже с ними. И постановка нового оперного спектакля на открытом воздухе, безусловно, не просто шаг навстречу пуб­лике, но и верный промоутерский расчёт. Друзья из Бельгии, гостившие во время Игр в Казани, были немало удивлены: оркестр — на сцене, действующие лица все одновременно присутствуют на подмостках, минимум декораций. «Интересная концепция»,— заметил европеец Эрик, не обделённый у себя на родине плодами творческих экспериментов. «Концепция» в действительности объяснялась,…
Прочитано: 3078 раз
Журнал "Казань", № 8, 2013 За последние десятилетия Татарский академический театр оперы и балета стал если не лучшим в России, то одним из самых лучших. Его зал всегда полон — и на балетных спектаклях, и на оперных. И в Казани, и на гастролях в странах Европы. На спектакли казанцев специально приезжают критики и любители оперы и балета из России и из-за рубежа. В последние годы солисты татарской балетной труппы неизменно побеждают и завоёвывают призовые места на самых престижных международных конкурсах. Примы-балерины и премьеры лучших театров мира — Гранд Опера, Английского национального балета, Национального балета Нидерландов и других, не менее знаменитых, почитают за честь участвовать в спектаклях Татарского театра, причём не только в фестивальных. А ведь тридцать лет назад публика в этот театр не ходила, на спектаклях в партере сидело по десять-двадцать человек (из тысячи мест)… В кажущемся волшебным преображении театра огромная заслуга его директора — Рауфаля Мухаметзянова, пожалуй, лучшего театрального управляющего страны, и подобранной им команды, одним из выдающихся участников которой является художественный руководитель балетной труппы и Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева, заслуженный артист России и Татарстана, лауреат премии «Душа танца» Владимир Алексеевич Яковлев. Великолепная хореографическая подготовка (Владимир Яковлев — выпускник знаменитого Ленинградского хореографического училища имени А. Я.…
Прочитано: 3559 раз
Журнал "Казань", № 8, 2013 Второе рождение Музея Константина Васильева в Казани 26 июня в самом центре Казани — на улице Баумана, 29, на пересечении с Астрономической, открылся трижды обновлённый Музей Константина Васильева, нашего знаменитого художника, воспитанника Московской художественной школы при Институте имени Сурикова Академии художеств СССР и Казанского художественного училища выпуска 1961 года. Почему трижды обновлённый? Во-первых, в музее теперь собрано почти девяносто процентов от всего, что создано Константином Васильевым за тридцать четыре года его земной жизни. Здесь соединились казанская часть коллекции картин и графики с московской частью коллекции, принадлежащей сестре художника Валентине Алексеевне Васильевой. Во-вторых, бывшая Картинная галерея Васильева стала Музеем Васильева, ибо из обычного выставочного зала образовалось многофункциональное учреждение с большими запасами картин, рисунков и архивных материалов художника. Соответственно появились помещения фондохранилища и архива. Кроме того, здесь есть мемориальная комната, где воспроизведена остановка, в которой жил и творил Васильев, с его мольбертом, палитрой, красками и кистями. Наконец, в новом музее узаконивается научно-исследовательская деятельность, поскольку сотрудники написали и издали две книги: одну с воспоминаниями, другую и с анализом творчества художника, готовятся к изданию ещё две книги, проводятся научные конференции. В-третьих, здание музея оснащено кондиционированием воздуха, автоматическим пожаротушением, охранной сигнализацией и видеонаблюдением, компьютерами, новой мебелью и прочим. * Самое…
Прочитано: 2794 раз

© 2011 - 2018. Казань журнал . Все права защищены.
© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом.
Перепечатка, воспроизведение и распространение в любом объеме информации,
размещенной на сайте , возможна только с письменного согласия редакций СМИ.
Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям РТ. 

© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом.Перепечатка, воспроизведение и распространение в любом объеме информации, размещенной на сайте , возможна только с письменного согласия редакций СМИ.

Наименование СМИ: Казан - Казань
№ свидетельства о регистрации СМИ, дата: Эл № ФС77-67916 от 06.12.2016 г.

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций