Курсы валют: « »

Свежий номер

Анонс № 7, 2017

Анонс № 7, 2017

Написано 25.07.2017 10:47

Татмедиа
События
ИА Татар-информ

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Журнал "Казань", № 11, 2012 Круги судьбы Веры Вильковиской В двадцатые годы прошлого века в Казани возникла группа очень ярких и талантливых художников: Фешин, Беньков, Чеботарёв, Платунова, Сапожникова, Плещинский... Среди них была и Вера Эммануиловна Вильковиская. Надо признать за В. Э. Вильковиской первенство среди Казанских современных ксилографов. Пётр Дульский «Слышишь, как почки лопаются?» К сожалению, в наше время Вильковискую почти забыли, а многогранное творчество в области резьбы по дереву, камню и линолеуму, акварели, пастели, работы маслом, вышивки шёлком и бисером по шёлку (в том числе по татарским мотивам) недоступны посетителям музеев. Часть из них хранится в запасниках Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, часть — в Русском музее в Санкт-Петербурге, а что-то — в других сокровищницах поволжских городов и частных собраниях. Многое безвозвратно утрачено. Жизнь Вильковиской не богата внешними событиями, но она была насыщена напряжёнными поисками своего пути в искусстве. Вера родилась 7 февраля (по старому стилю) 1890 года в Казани в семье Эммануила Яковлевича Вильковиского и Веры Николаевны Арбузовой. Отец преподавал математику в казанских гимназиях, а мама воспитывала шестерых детей. Эммануил Яковлевич был известным и уважаемым человеком в городе, его интересы выходили далеко за рамки профессиональной деятельности. Именно благодаря безупречной репутации жениха родители невесты согласились на их брак — семьи Арбузовых и Вильковиских…
Прочитано: 5260 раз
Журнал "Казань", № 11, 2012 Сорок пять лет народный татарский хор Казанского университета (теперь федерального) и его бессменный руководитель Ирнис Ахмадуллович Рахимуллин (за плечами которого вот уже семьдесят лет жизни) помогает вечно юному студенчеству находить в себе вокальные таланты и приобщаться к национальной культуре.                               — Ирнис Ахмадуллович, почему вы посвятили свою жизнь музыке? — Скорее всего, музыка сама меня выбрала. Уже в три года я плясал гопак и пел в детском саду «Марш нахимовцев»: Солнышко светит ясное, Здравствуй, страна прекрасная! Это было моё первое выступление. — Но вы, наверное, увлекались не только музыкой? — Конечно! В школе собрал детекторный приёмник, «Сменой-2», купленной на заработанные деньги, сделал портрет моего родного бабая. В городском Дворце пионеров, тогда он располагался на улице Жуковского, занимался шахматами, шашками. На сеансе одновременной игры с международным гроссмейстером Рашидом Нежметдиновым добился ничьей! Не мог жить без спорта: волейбол, настольный теннис, бадминтон, акробатика, бильярд, коньки, лыжи, велосипед, плавание... На стометровках всегда был первым. В четвёртом классе нам стали преподавать французский. Я очень полюбил этот язык, после уроков оставался и разговаривал с учителем a la fransais. По литературе у меня всегда были пятёрки, а за…
Прочитано: 3490 раз
Журнал "Казань", № 11, 2012 Из записной книжки «до-мажорной феи» С интересом читаю в сентябрьском номере «Казани» статью директора Немецкого Дома Татарстана Виктора Дица о российских немцах, внёсших огромный вклад в развитие культуры республики. В памяти оживает образ Альберта Семёновича Лемана — выдающегося музыканта и педагога, одного из тех немцев, которые всю свою жизнь посвятили служению российскому Отечеству. Осенью 1996 года Казанскую консерваторию взбудоражила новость — приезжает Леман! Музыканты были обрадованы: ведь Альберт Семёнович преподавал в консерватории почти четверть века, с самого её основания в 1945 году.1 Его любили, приезда очень ждали. Будучи ученицей выпускного класса музыкальной школы‑десятилетки при консерватории, я не раз слышала об Альберте Семёновиче от его ученика, моего школьного педагога Александра Михайловича Руденко, и была заинтригована предстоящей встречей. И вот он приехал, восьмидесятилетний человек-легенда, энергичный, проницательный, требовательный. Музыканты разных поколений собрались в зале Союза композиторов на его мастер-класс. Несколько учеников школы-десятилетки, в том числе и я, подготовили свои сочинения. Как же мы волновались, когда исполняли их и слушали «разбор полётов»! Дальше всё было, как в захватывающем фильме: предложение Альберта Семёновича попробовать поступать в Московскую консерваторию, долгие месяцы напряжённой увлекательной работы, вступительные экзамены, и вот я — студентка композиторского факультета консерватории имени Чайковского, класс Лемана! Вместе с сокурсниками с…
Прочитано: 2681 раз
  Журнал "Казань", № 11, 2012 На ежегодном шестом пленэре «Художники России на сербской земле» десять живописцев из Москвы, Казани, Челябинска, Иваново и Республики Абхазия три недели писали пейзажи этой замечательной страны. Из Казани приехали три художника — Елена Острая, Александр Чебинёв и Григорий Эйдинов.   Организовало эту поездку Общество сербско-российской дружбы, руководимое Слободаном Николичем, членом администрации города Шабац. Успех пленэра во многом обеспечил именно этот энергичный, деятельный человек. Были созданы самые комфортные условия для отдыха и активной творческой работы. Художников поселили на прекрасной вилле «Албедо» недалеко от города Шабац. Хозяева, Милойка и её муж Станислав, превратили всю территорию виллы в этнографический центр. В помещениях и под открытым небом они собрали громадную коллекцию предметов истории и быта сербского народа. Из дальних и ближних деревень супруги привезли полное оборудование кузни с мехами, горном, наковальней и инструментами, хлебопекарные печи, разнообразные повозки — фиакры и даже старинный расписной сарай, покрытый красной черепицей. В такой интересной среде художники проникались духом и чувствами братского сербского народа. Но и за стенами виллы они ощущали тёплое отношение к себе разных людей — от мэров городов до крестьян из горных деревень. Многое связывает сербов с Россией — и помощь в освободительной борьбе девятнадцатого века, и поддержка отражения натовской агрессии…
Прочитано: 2708 раз
  Журнал "Казань", № 10, 2012 11 сентября на сцене культурно-развлекательного комплекса «Пирамида» получили свои награды участники VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Торжеству предшествовал недельный марафон кинематографистов, в очередной раз собравший участников под девизом «Через диалог культур — к культуре диалога». Несмотря на «детский возраст», кинофестиваль имеет свои реноме и историю. Среди его персон в разные годы вспыхивали звёзды Катрин Денёв, Эдриана Броуди, Изабель Аджани. Незабываемые встречи дарили поклонникам и отечественные кумиры Никита Михалков, Олег Табаков, Наталья Бондарчук, Эльдар Рязанов и многие, чьи лица сегодня стали частью хроники фестиваля. Но особенным в истории кинофорума становится каждый его год — здесь постоянно происходят новые открытия, возникают новые вопросы — про кино, да и не только. Чем же запомнился нынешний кинофестиваль? Наверно, стоит отметить, что в этом году организаторы уделяли особое внимание отбору картин — это происходило при участии представителей Духовного управления мусульман республики. Памятуя о некоторых казусах и конфликтах прошлых лет, когда та или иная лента вызывала неоднозначную оценку со стороны публики, требования к картинам были ужесточены в соответствии с форматом фестиваля. Организаторы учли и критику прошлых лет церемониальной части события. К радости его поклонников, среди гостей нынешнего фестиваля практически не было случайных «персонажей». Те же, кто почтил кинофорум своим присутствием, действительно…
Прочитано: 2671 раз
Журнал "Казань, № 9, 2012 В Кремлёвском выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Традиционная культура татар ХIХ–ХХ веков» из собрания Российского этнографического музея. Она будет работать до 25 февраля 2013 года. Абсолютное большинство из двухсот пятидесяти экспонатов золотого фонда музейного собрания из Санкт-Петербурга в Казани показывается впервые. Это разнообразные ткани, изысканная вышивка, уникальные ювелирные украшения, изделия из кожи, предметы декоративно-прикладного искусства казанских, касимовских, астраханских, сибирских, уфимских, вятских, костромских и крымских татар. Особенно интересны подаренные императрицей Марией Александровной детали праздничного костюма казанской татарки. Этот костюм вызвал восхищение публики на Первой этнографической выставке в Москве в 1867 году. Не отвести взгляда от роскошных нарядов казанских татар. Изысканные узоры создавались с использованием бисера, шёлковых лент, позумента. Великолепные мужские и женские головные уборы, украшенные богатой вышивкой, исполненной золотными и серебряными нитями, являются подлинными шедеврами народного искусства. Одним из оригинальных украшений казанских татар была перевязь (хаситэ), к которой часто пришивали коробочку с молитвой, сурой или аятами из Корана. Большой интерес, как всегда, вызывают ювелирные украшения. Серьги, накосники, бусы, ожерелья, застёжки, пряжки для поясов, браслеты и перстни относятся ко второй половине девятнадцатого века — периоду наивысшего расцвета ювелирного искусства, центром которого была Казань. И детей, и родителей очаруют традиционные татарские куклы из коллекции собирателя Л. В. Костикова. Их костюмы…
Прочитано: 3030 раз
  Журнал "Казань", № 9, 2012 Блуждая по российским и американским фотосайтам, однажды на Flikr’е наткнулся на снимок некоего Эмира Шабашвили с географической привязкой — «Майами, Флорида». Быть не может, чтобы в мире существовали другие Эмиры Шабашвили. Такие имя и фамилия были только в Казани — единственные на весь Татарстан. Более того, с их обладателем однажды я сталкивался по компьютерным делам в Казанском физтехе. Всего-то общался часик-другой, но этого хватило, чтобы потом заявлять: а-а-а, Эмир Шабашвили? Знаю... Хороший человек. Он даже поёт и на гитаре играет! Снимок был чёрно-белый. Снятый культовой среднеформатной камерой... значит, не наш человек... В Казани ни у кого нико­гда не было такой камеры. И вообще, в эпоху торжества цифры на плёнку, тем более чёрно-белую, снимают-балуются только миллионеры-бездельники. Или, если выразиться по-российски: «Советские люди в булочную на такси не ездят!». Точно — не наш человек! Проходит время, вдруг узнаю, что кто-то без моего согласия «прописал» меня в «Фейсбуке». И далее идёт длинный список френдов и «знакомых твоих знакомых», среди которых всплывает тот же «Эмир Шабашвили, Майами». Ладно, лезу в его данные и с удивлением узнаю: действительно, это тот же Шабашвили из Казани. Да, активно занимается фотографией, причём только чёрно-белой. И только в жанре «стрит-фото», давно почившем в…
Прочитано: 3731 раз
© 2011 - 2017. Казань журнал . Все права защищены.
© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом.
Перепечатка, воспроизведение и распространение в любом объеме информации,
размещенной на сайте , возможна только с письменного согласия редакций СМИ.
Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям РТ. 

© ТАТМЕДИА. Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом.Перепечатка, воспроизведение и распространение в любом объеме информации, размещенной на сайте , возможна только с письменного согласия редакций СМИ.