Архив новостей

Скакали, бесились — так Богу молились

В начале 1990 годов многие коммунисты вместо партсобрания стали открыто посещать синагогу, православные храмы и мечети. 
Россию наводнили различные религиозные секты. На тот момент их только официально было зарегистрировано около 6000 с последователями в 5 мил­лионов человек. Много новомодных учений проникло к нам из США, но вместе с американским «вирусом» проснулись и некоторые свои, подзабытые, которыми «болело» ещё население царской России.

 

Помолимся в дырку


К началу прошлого века в Российской империи существовало более сотни сект. Некоторые насчитывали с десяток тысяч человек, другие объединяли несколько семей или две-три деревни. Их возглавляли харизматичные люди, нередко это были отлучённые от церкви за ересь или пьянство священники. Они по-своему толковали Евангелие и, пользуясь дремучестью населения, легко убеждали окружающих в правоте своих слов и воззрений. Сектанты спорили с православной церковью по множеству вопросов: богослужение, почитание икон, венчание, религиозные праздники, одежда, еда и т. д. У каждой секты были свои представления, как надо молиться Богу. В непринятии канонов веры они порой доходили до смешного…

«Дырники» с Алтая, категорически отвергая поповство, всё же были вынуждены признать, что некому освящать иконы. Недолго думая, они взяли и сожгли все имеющиеся у них иконы. Молились «дырники» в сторону Иерусалима, где стоял почитаемый ими храм Воскресения Господня. Для этого в углу избы просверливали дырку, в которую шептали молитвы. 
Еретики выдумывали экзотические способы богослужения. Так, «лучиниковцы» молились в полутёмной избе, освещённой лучиной. Они считали, что Бог не любит запах керосиновых ламп. Свечки тоже не жалует, а вот по нраву ему, когда лучина дымит и коптит. 
«Марьяновцы» из Таврической губернии собирались ночью и, босоногие, кружились вокруг оси до тех пор, пока не теряли равновесие. Затем начинали перекатываться по полу. «Помолившись» таким образом, вставали крестом и замирали на час или больше. 
Не отставали от них и заволжские сектанты, известные под именами «смехорыдающие» или «вертуны»: они вертелись на одной ноге, призывая Святой Дух. Обычно доверчивались до истерик со смехом, рыданиями и бессвязным лепетом. Затем «вертуны» устраивали сражение: били сами себя и друг друга палками и ремнями. Потом садились за общий стол трапезничать. 
Необычной была и казанская секта «разиней», получившая своё название от того, что, собравшись на молитву, братья и сёстры стояли, разинув рот, ожидая, что причащать их слетятся ангелы. Простояв около часа, они один за другим начинали нарочито громко зевать. Зевали до утра, а потом, обессиленные, валились спать…
Представители секты «читателей» совершали свою молитву в жарко натопленной даже летом избе. Считалось, что «жар изгоняет бесов»! Молились и потели, тесно прижавшись друг к другу. Вследствие жары некоторые впадали в обморочное состояние, что трактовалось как обретённая праведником божья благодать.
Дремучесть у крестьян была потрясающей. Поволжские «голубцы» или «голубчики», не употреб­лявшие мясного, оставили свой след в истории сектантства любопытным «открытием»: если отваренный картофель в мундире по­держать несколько недель в горшке, то там появятся мохнатые щенки. Посему картофель объявлялся не овощем, а животным! 
«Новохлысты» не признавали никакой еды, кроме растительной и молочной. Самой же непотребной пищей, по их мнению, было яйцо, ибо курица, копаясь в грязном навозе, питается самым гадким, что есть на Земле. В том случае, если по ошибке «новохлыстовец» угостился яйцами в любом виде, будь то крем, тесто и т. д., то он должен был в течение трёх суток неустанно замаливать грех и… заливать его водкой, дабы «сжечь скверну»!
«Пресняки», поразмыслив над словами Христа «Блюдитеся от кваса фарисейского», зареклись употреблять этот древний напиток.

 

…а потом рождались христосики


Многие группы верующих‑раскольников остались без священников, уверяя себя в том, что все они ныне находятся в рабстве у дьявола, а потому теперь каждый — сам себе священник. Их называли беспоповцами. Но «свято место пусто не бывает», и в каждой такой общине непременно появлялся свой «пастырь» — батька или матка. Чаще всего это были фигуры совершенно комические. Например, некая баба Акулина основала своё «акулиновское согласие». Вступлению в эту группу предшествовал торжественный обряд обмена нательными крестами, если в секте оказывались духовные лица, то они прилюдно отказывались от сана. После этого наступало «житие в святости по истинной вере», понимаемое бабой Акулиной как безрассудный блуд. 
Была ещё такая секта «прыгунов» или «трясунов», которую основал вятский крестьянин ­Лукьян Соколов. При богослужении надобно было сопеть друг на друга, чтобы снизошла благодать. Эта странная мысль пришла в голову малограмотного крестьянина вследствие неверного понимания им слов псалма «окропиши мя иссопом» (окропи меня иссопом — то есть, ароматической травой). В Священном Писании, в тексте о царе Давиде, который перед ковчегом «скакаше, играя», Лукьян обнаружил «богословское» обоснование скачкам и прыжкам во время молитв. Само же нелепое богослужение начиналось с общего плача и рыданий. Для того, чтобы слёзы текли ручьями, «прыгуны» подносили к глазам репчатый лук. Поплакав, принимались лобызать друг друга. Затем черёд доходил до исступлённых плясок, переходивших в совокупление. 
Схожим образом славили Бога «скакуны» — секта, распространённая в Алатыре. «Скакуны» распевали псалмы, голоса из заунывных постепенно приободрялись, и вскоре сектанты начинали приплясывать, похлопывая себя по бокам и срывая одежды. Вслед за наставником пускались в пляс и скакали по избе до полного изнеможения…
В Поволжье существовала секта под названием «Любушкино согласие». Сектанты славили «любовь, выше и сильнее которой нет ничего на свете». Супружеские связи порицались, поскольку муж и жена — родные люди, и посему их физическая связь является кровосмешением. Зато им не возбраняется отдавать долг телесному зову с кем заблагорассудится.
«Подгорновцы» уверяли, что главное призвание женщины — быть доступной любому мужчине, и потому каждое богослужение сводилось к беспорядочным половым связям. 
«Телеши» считали себя такими же безгрешными, как Адам и Ева в райском саду, и совершали свои службы полностью обнажёнными. После молитв совокуплялись.
«Хлысты» учили, что физические отношения любых людей, даже самых ближайших родственников — не грех, а, напротив, «духовное явление», если они произошли по молитве. Родившиеся вследствие таких «богослужений» дети признавались зачатыми от Святаго Духа, их назвали «христосиками».

 

Закат «Рассвета»


Ильдар Батуллин, сын известного татарского писателя Батуллы, начитавшись брошюрок Виссариона и наслушавшись его проповедей по интернету о близком конце света, собрал рюкзачок с пожитками и отправился по Сибирскому тракту в Красноярский край, где была отстроена столица царства-государства людей с чистыми душами и руками. Называлась она — «Обитель Рассвета или город Солнца». Здесь жил сам «миссия» со своими «апостолами». Община в несколько десятков тысяч человек проживала в деревнях Курагинского района. Говорят, был такой хан Куряга из сибирских татар, который основал здесь первое поселение. С тех пор, в этих местах много появилось тюркских названий, к примеру, озеро Тиберкуль, рядом с которым обосновались виссарионовцы. 
Ильдар был доброжелательно принят. Братия предоставила ему избушку для проживания. Завхоз выдал лопату, грабли и топор, а с подушками была напряжёнка. 
— Когда я оказался там, то увидел, как должен был выглядеть коммунизм, который мы так и не достроили, — рассказывал Ильдар, не скрывая своего восхищения. — Люди такие приветливые. Заборов нет, двери не запираются. Много татар из Казани — около тридцати семей! Там разрешалось иметь по две жены. Старшая регистрируется в органах власти, вторая — как бы помощница по дому. Видел я здесь одного известного казанского чиновника, бывшего руководителя культурного учреждения. Туда приезжают те, кто разочаровался в современном обществе. Не нашёл себя, не смог реализоваться. Община устроена по принципу коммуны: каждый пятый месяц ты должен посвятить братству, то есть поработать на благо общества. Никакого принуждения, всё на добровольной основе и с улыбкой на лице. И я тоже вместе со всеми помогал строить город. Там все дороги ведут к обалденно красивому Храму, похожему на огромный расписной терем из «Сказки о царе Салтане». Он такой высокий, с башенками и шпилями, и срублен из кедра. Во время богослужения, как Бог, появлялся Виссарион с приближёнными — все в порхающих балахонах. От него исходили тёп­лые волны любви. Люди млели, готовы были ноги ему целовать. Пели красивыми голосами псалмы: «Давай, мой друг, обнимемся и над землёй поднимемся!» Я добросовестно тоже пытался заучивать эти псалмы, чтобы присоединиться к общему хору и испытать религиозный экстаз, но как ни старался, почувствовал только фальшь всего происходящего. Это было похоже на любительский спектакль с блаженными улыбками не очень адекватных людей. Они добровольно обманулись и с головой погрузились в выдуманную реальность. При встрече виссарионовцы обнимаются и целуются: «О, брат мой, здравствуй!», при этом не гнушаются доносить друг на друга. Процветало воровство. Тащили всё, что плохо лежит. У меня выстиранные носки спёрли. Пока они грязные валялись, никто не брал. Ждали, когда постираю. Эх, братья! Я был разочарован. Какое-то время ещё терпел, но потом захотел вернуться обратно, в Казань.
А вскоре в «город Солнца» спустились с неба ангелы. Виссарион вышел к ним и пропел: «Давай, мой друг, обнимемся и над землёй поднимемся!» Они сказали: «А, давай!», погрузили его в вертолёт и полетели на «большую землю», где его уже ждал «прокуратор». 
— Правда ли, что ты Царь ­Иудейский? — спросил он его. 
— В прошлой жизни я жил в Иудее… — уклончиво отвечал тот. — Но и твоё лицо мне знакомо. Кажется, я тебя раньше встречал. Не ты ли был Понтием Пилатом?
«Прокуратор» ухмыльнулся и открыл досье на Курагинского мессию.
— Может хватит, Сергей Ана­тольевич, дурочку ломать? — предложил он. — У меня здесь записано, что фамилия твоя Тороп и родился ты в 1961 году в Краснодарском крае. Работал в ГАИ города Минусинска, посещал уфологический клуб любителей фантастики, интересовался НЛО и способами гипнотического воздействия на человека… 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: