Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Андрей Коровин: «Волошинский фестиваль любит путешествовать!»

С 10 по 17 сентября в Казани и Елабуге пройдёт Международный литературный фестиваль им. М. А. Волошина, ключевая составляющая юбилейного, XX-го Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь»

Фото Сергея Жаркова

С 10 по 17 сентября в Казани и Елабуге пройдёт Международный литературный фестиваль им. М. А. Волошина, ключевая составляющая юбилейного, XX-го Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь». Сопредседатель оргкомитета симпозиума, поэт Андрей Коровин рассказал нашим читателям о том, что их ждёт в рамках фестиваля.

 

— Андрей, добрый день! В этом году Литературный Волошинский фестиваль проходит в Татарстане. Почему именно здесь?

— Максимилиан Волошин любил путешествовать, и Волошинский фестиваль, вдохновлённый им, тоже любит путешествовать. Мы объездили почти весь Крым, представляли фестиваль в разных городах России и за рубежом, даже в Австралии проходил Волошинский фестиваль, правда, организованный силами местных писателей. А почему в этом году именно Татарстан — потому что Марина Цветаева, чей юбилей мы все отмечаем, была главным поэтическим собеседником Волошина и закончила свой жизненный путь на татарской земле. Так возник мостик Коктебель — Елабуга. А дальше — Казань, с которой у Волошинского фестиваля связаны многие годы дружбы и творческого общения.

— В чём особенность Волошинского фестиваля и, в частности, этого, юбилейного?

— Главная особенность нашего фестиваля в том, что это — открытый творческий проект. Каждый может принять в нём участие в каком-либо качестве. Причём существует фестиваль уже второе десятилетие, не каждый литературный проект может этим похвастаться. И он постоянно меняется — меняются форматы, участники, места проведения. Но остаются те, кто беззаветно любит Волошинский фестиваль, где бы он ни проходил: в Коктебеле, Севастополе, Австралии или Казани. Есть старожилы, которые ездят на Волошинский много лет. Есть те, кто благодаря фестивалю открыл для себя Крым и творчество Волошина. Это фестиваль друзей, фестиваль идей, фестиваль с продолжением — по его итогам выходят публикации в литературных журналах и издательствах, проводятся творческие вечера победителей в Булгаковском Доме в Москве и на других творческих площадках России, появляются книги и даже новые фестивали. Сегодня мы едем в Татарстан — с нашими проектами, нашими поэтами, с нашей любовью, чтобы делиться ею с читателями и зрителями.

— Каких авторов и на каких площадках можно будет услышать?

— Не буду выдавать все тайны сразу, скажу лишь, что среди приглашённых гостей — поэты и прозаики из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Курска, Красноярска, Новосибирска, Кемерово, Барнаула. В Елабуге нас можно будет услышать в конференц-зале и «Интеллект-центре» Елабужского государственного историко‑архитектурного и художественного музея-заповедника, в Казани — в Национальной биб­лиотеке Респуб­лики Татарстан и на Арт‑площадке «Библиотека». Мастер-классы по поэзии и прозе для всех желающих в Казани также будут проходить в Национальной библиотеке. Будут задействованы и другие площадки, следите за анонсами.

— Татарстанские авторы не раз становились участниками и победителями фестиваля. Расскажите о них подробнее. Вы следите за их творческой судьбой?

— Пожалуй, главный коктебелец и волошинец Татарстана — поэт Алексей Остудин. Он приехал с другом на машине на самый первый Волошинский фестиваль ещё в 2003 году... Именно он предложил организовать Волошинскую Премию и первый поддержал её финансовую составляющую. Он сам несколько раз становился победителем Волошинского конкурса и был признан лауреатом Международной Волошинской Премии как один из лучших современных поэтов. Из тех казанцев, бывших и нынешних, кто бывал на Волошинском, можно вспомнить Равиля Бухараева, Лидию Григорь­еву, Константина Кедрова, Елену Кацюбу, Нури Бурнаша, Лилию Газизову, Анну Русс и многих других. В проектах «Волошинского сентября» постоянно задействован известный филолог и литературовед Артём Скворцов. Мы поддерживаем творческие отношения со всеми волошинцами и всегда рады новым встречам.

— Кто из казанских поэтов и прозаиков примет участие в нынешнем Волошинском фести­вале?

— Перечисление имён займёт слишком много места, поэтому хочу просто акцентировать внимание на нескольких моментах. Первое — это вечер «Казанская нота в современной поэзии» в Елабуге в день открытия фестиваля, в котором примут участие многие известные в республике и за её пределами поэты Татарстана. Второе — мы вспомним на фестивале ушедших поэтов, наших коллег и товарищей, казанских и российских поэтов: отдельный вечер будет посвящён памяти Равиля Бухараева, ещё один вечер «Поэтам, ушедшим в бессмертие». И, наконец, третье — мы запланировали вместе с казанским поэтом Игорем Тишиным вечерне‑ночную поэтическую программу, которая будет интересна особенно творческой молодёжи Казани. Остальное вы узнаете из нашей полной программы, которая скоро будет опубликована в интернете.

— В этом году фестиваль приурочен к юбилеям Максимилиана Волошина и Марины Цветаевой. Судьбы этих поэтов были тесно переплетены друг с другом. А какова их роль в вашей судьбе?

— Однажды в юности я увидел в книге акварели Волошина, потом поехал посмотреть на них живьём на выставке в Москве. И влюбился! Конечно, я мечтал попасть в Коктебель к Волошину, но лишь в середине 90-х смог там оказаться. И понял, что это — моё место, хотя по сравнению с эпохой Макса оно совершенно изменилось. Коктебеля на самом деле существует два, даже — три. Один — тот, что вы видите, приезжая в этот посёлок: архитектурный беспредел, неубираемый мусор, бесконечные торговые точки, толпы народа, ночные дискотеки с жуткими децибелами чуть ли не до утра. Второй — потайной Коктебель Волошина, в который можно войти только одному, в свою собственную секретную дверь. Там, за этой дверью, в Доме Поэта, на старых улочках, на тропинках и в бухтах Карадага до сих пор живы и Волошин, и Цветаева, и другие гости поэта. И третий — Коктебель современной творческой богемы, которая создала свою собственную легенду, свой мир, в который тоже допускаются только посвящённые. Мне ближе всего второй Коктебель.
С Цветаевой тоже получилось  интересно. В её стихи я влюбился ещё юношей. А спустя много лет  киевский поэт Юрий Каплан познакомил меня в Москве со Львом Готгельфом, директором музея сестёр Цветаевых в городе Александрове Владимирской области. Оказалось, что там уже много лет проходит поэтический фестиваль, на который Лев меня и пригласил. А я пригласил туда своих друзей‑поэтов. И следующие десять лет жизни были для меня связаны с ежегодными Цветаевскими фестивалями в Александрове.
Серебряный век не отпускает и волнует меня до сих пор, потому что, как и они тогда, мы тоже живём на сломе времён. 

— Скажите, а как юбилеи Волошина и Цветаевой будут отражены в программе?

— В первую очередь это выражается в том, что в Елабуге мы объединимся с десятыми Международными Цветаевскими чтениями «Милые спутники, делившие с нами ночлег…», на которые также приедет много филологов и музейных работников, специалистов по Серебряному веку, прозвучат доклады, посвящённые Волошину и Цветаевой. Музыкальная программа Эльмиры Галеевой «Сини подмосковные холмы» также будет посвящена юбилею Марины Ивановны. Стихи Волошина и Цветаевой будут звучать все эти дни и в Елабуге, и в Казани.

— В рамках фестиваля прозвучат стихи Сергея Белозёрова, чья профессиональная деятельность связана с Казанью, но его творчество здесь известно лишь в узких кругах. Чем примечателен для вас этот поэт?

— Сергей Белозёров из тех поэтов, кому довольно рано улыбнулась судьба, а потом отвернулась от него. Известным поэтом при жизни он так и не стал. Его знали и любили разве что в Туле, где он провёл большую часть жизни, да и то при жизни он сумел издать всего одну тоненькую книгу стихов. Хотя он писал и прозу, и эссеистику. Более всего он был известен как журналист, однако, на мой взгляд, именно журналистика помешала ему стать известным поэтом.
Так получилось, что мы с ним познакомились по личным, а не по профессиональным причинам. Он был первым мужем моей будущей жены Ольги Подъёмщиковой, тоже замечательного поэта. И наши отношения с Сергеем прошли путь от мужской ревности до дружбы. Мне он однажды принёс свои стихи и рукописи с просьбой сохранить их, то есть фактически завещал. Это очень самобытный поэт, у которого есть стихи, являющиеся золотым фондом русской поэзии.

— Расскажите, как составлялся спектакль «Любовь без парашюта», который вы привезёте в Татарстан, что легло в его основу?

— В драматургии этого поэтического спектакля заложена подлинная история жизни трёх поэтов — Ольги Подъёмщиковой, Сергея Белозёрова и моя собственная, и история любовного тре­угольника, вспыхнувшего когда-то между нами. 
Это конец советской эпохи, ко­гда поэта Белозёрова отправляют в ссылку в Сибирь, а его беременная возлюбленная Подъёмщикова, как «последняя декабристка», следует туда за ним. Это — трагедия семьи, в которой рождается тяжелобольной ребёнок. Это — крах одной семьи и рождение новой любви. Это — наши 90-е годы в Туле, где мы все жили и тесно общались. Это — трагическая смерть ребёнка и самих главных героев — Подъёмщиковой и Белозёрова. Это — диалог оставшегося с ушедшими на языке поэзии.
Инсценировку по нашим стихам и прозе создала театральный критик и моя коллега по литературным проектам Нина Дунаева. А премьера спектакля состоялась в прошлом году в день моего 50-летия в Музее-театре «Булгаковский Дом» в Москве. С тех пор мы его показывали на многих площадках Москвы, в Туле, Суздале, в питерском Доме творчества в Комарово и других местах. Будем рады представить спектакль зрителям Татарстана.

— Расскажите немного об авторах, чьи подборки мы сегодня представляем нашим читателям. Что их объединяет?

— Талант. Это яркие представители сегодняшней российской литературы. Это разные города, разные судьбы, разные творческие техники. Юрий Казарин — замечательный поэт из Екатеринбурга, литературовед и литературный критик, профессор университета, лауреат Международной Волошинской Премии и председатель поэтического жюри Волошинского конкурса. Вадим Месяц — вообще человек-оркестр: он и прекрасный поэт, и замечательный прозаик, и литературный критик, и переводчик, и издатель. Галина Илюхина — поэт и организатор многих петербургских литературных проектов. Ольга Аникина — врач по профессии и призванию, и в то же время прекрасный поэт и прозаик. Анна Гедымин — хрупкий автор пронзительных стихов, чья доверительность наверняка обаяет и ваших читателей. Ефим Бершин — уникальный поэт трагического и философского мировоззрения.
Проза фестиваля в номере также представлена несколькими именами. Светлана Василенко — прозаик, сценарист и поэт, известный литературный менеджер, руководитель одного из крупнейших писательских союзов России, она возглавляет оргкомитет Волошинской Премии и много лет ведёт мастер-класс по прозе на Волошинском фестивале. Лера Манович и Вячеслав Харченко — авторы блистательной короткой прозы, лауреаты Волошинского конкурса.

— Мир стремительно меняется, как влияет геополитическая обстановка на вашу деятельность как организатора фестиваля?

— Это только кажется, что мир меняется и как-то влияет на литературу. На самом деле это литература меняет мир по своему разумению. Всё, что происходит сейчас, уже неоднократно описано разными авторами. Настоящее — это проекция тех идей, которые предлагают человечеству или предвидят писатели, философы, психологи. А ещё часто — это повторение пройденного. На фестиваль это влияет в первую очередь чисто логистически. В этом году мы проводим литературный фестиваль в Татарстане, но по интернету будем связываться с Коктебелем, общаться, читать стихи, так что человеческая и творческая связь с Крымом и Волошиным прерываться не будет.

— Что вы пишете сегодня? Раньше вы часто выступали в Казани, вас можно было увидеть на литературных вечерах в Доме Аксёнова и других местах. 

— В какой-то период жизни я довольно активно участвовал в фестивальной жизни России и других стран, много выступал, в том числе в Казани, которую очень люблю. Но потом наступил момент, когда писать стало важнее, чем выступать.
В последние годы веду личный творческий проект — поэтический дневник. У меня вышло три части этого дневника в стихах «Кымбер бымбер: стихи и истории» (2018), «Голодное ухо. Дневник рисовальщика» (2019) и «Калимэра. Новые сказки и мифы народов мира» (2021). Эта работа была одобрена коллегами и профессионалами‑филологами. Да и мне самому интереснее вести поэтический дневник, чем писать его прозой.

— Какие планы после «Волошинского сентября»?

— В планах фестиваля — отметить 25-летие (и так далее) «Волошинского сентября»! И, конечно, мы верим, что фестиваль будет путешествовать дальше по стране и за её пределами. Например, на Алтай, в Красноярский край, на Камчатку. Как наверняка хотел бы и сам Волошин. И мы верим, что в этом путешествии наш фестиваль ещё обязательно посетит Татарстан.
В моих личных планах — издать очередной том поэтического дневника. Планирую завершить работу над книгой стихов Сергея Белозёрова, которая собирается уже давно по личным архивам и библиотекам. Есть идеи нескольких поэтических антологий. Есть планы нескольких новых литературных проектов. Жаль, что времени на всё задуманное катастрофически не хватает.

— Будем рады видеть вас снова!

— Спасибо, мне давно хочется посмотреть Татарстан, погрузиться глубже в культуру и историю этой земли. Тем более что и у меня самого есть татарские корни. До новых встреч!

Беседовала Альбина АБСАЛЯМОВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев