Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Асия ХАЙРУЛЛИНА. Героиня с характером

Недалеко от Казани, на высоком берегу Волги, расположилась красивая деревня Кзыл Байрак. И жили там красивые люди, заботы которых определяли не только насущный хлеб, но и стремление к духовной красоте. И жила в этой деревне девочка Асия, которая умела не только азартно плясать и петь, но вечерами играла на мандолине, ублажая переливчатыми мотивами чуткий слух сердобольных мамаш и блаженных бабушек. И все, кто слушал хоть раз игру и песни голосистой девочки и видел, как она пляшет, пророчески предсказывали ей прекрасное будущее. И оно сбылось.

Асия Хайруллина.

Героиня с характером

 

 

 

Больше фото здесь

 

Халит КУМЫСНИКОВ,

кандидат искусствоведения,
историк театра

Недалеко от Казани, на высоком берегу Волги, расположилась красивая деревня Кзыл Байрак. И жили там красивые люди, заботы которых определяли не только насущный хлеб, но и стремление к духовной красоте. И жила в этой деревне девочка Асия, которая умела не только азартно плясать и петь, но вечерами играла на мандолине, ублажая переливчатыми мотивами чуткий слух сердобольных мамаш и блаженных бабушек. И все, кто слушал хоть раз игру и песни голосистой девочки и видел, как она пляшет, пророчески предсказывали ей прекрасное будущее. И оно сбылось.

 

 

Асия Хайруллина поступила в 1944 году в татарскую студию Государственного института театрального искусства (ГИТИС) в Москве и с первых дней учёбы заявила о себе как о неповторимом таланте. Ей были доступны роли разнообразного амплуа: травести, молодых девушек и старух. В институте Асия училась блестяще, получала Сталинскую стипендию — стипендию высшего разряда.

К. Тинчурин. «Без ветрил»

 

Художественный руководитель татарской студии профессор Ольга Ивановна Пыжова писала о своей воспитаннице: «Асия Хайруллина — талантливая актриса большой сценической правды, обладает национальным народным обаянием. Ей свойственны юмор, заразительность, сценичность и музыкальность». В характеристике, выданной Хайруллиной после окончания института, она отмечала высокую творческую дисциплину выпускницы, её умение самостоятельно работать над сценическим образом, глубоко проникая в его сущность. Эти слова замечательного театрального педагога, ученицы и партнёрши Константина Сергеевича Стани­славского полностью оправдались.

М. Файзи. «Белый калфак»

Обладая широким актёрским диапазоном, Асия Хайруллина создала на сцене Татарского академического театра имени Галиасгара Камала немало разнообразных комедийных и драматических образов. О некоторых из них следует вспомнить.

Вот роли мальчиков — условное название травести. В галерее артистки их было немало. Одна из них — правда, безымянная — в спектакле «Ак калфак» («Белый калфак») по драме Мирхайдара Файзи. Это был эпизодический образ, созданный самой актрисой. В пьесе он не значится, а режиссёр ставил только массовую сцену, в которой актёры обычно сами себе придумывают персонажа, который живёт и действует в предлагаемых обстоятельствах. Жизнь в деревне под гнётом помещика, как раскрывал автор события в драме, была для крестьян не сладкой. Режиссёр требовал от актёров это показать. Асия Хайруллина вообразила себя мальчиком с грустными глазами, который постоянно чего-то боялся, хотя не чувствовал себя виновным.

Г. Камал. «Банкрот»

Из ролей травести в исполнении Асии Хайруллиной наиболее значительными я также считаю роль Садри в спектакле «Галиябану» по пьесе Мирхайдара Файзи, Иделя в комедии Наки Исанбета «Зифа», Рустема в «Дорогих минутах» Гамира Насретдинова, Иштимира в комедии Мустая Карима «Похищение девушки».

Об образе мальчика Садри рецензент журнала «Театр» (1955, № 6) писал: «В этом непритязательном простом спектакле раскрывается большая тема — тема духовной красоты, оптимизма народа. Тема эта выступает в трогательных образах Галиябану (Р. Хайретдинова) и её братишки, из крошечной роли которого А. Хайруллина создаёт настоящую сценическую поэму».

Все образы травести, созданные Асиёй Хайруллиной, отличались друг от друга. Главным для актрисы в работе над ролями детей было постигнуть характер юного человека, его мировоззрение, взгляд на окружающий мир, отношение к людям. Например, Вали из спектакля «Красная звезда» по пьесе Мирхайдара Файзи был весёлым, озорным и шустрым мальчиком, маленький Идель болезненно переживал размолвку родителей, будучи не в силах понять причину их разрыва. Иштимир был остроумен, языкаст и шаловлив, а Рустем выглядел капризным мальчиком‑плаксой. Убеждали своей жизненностью и корейский мальчик Чер-сон («Южнее 38-й параллели» Тхай-дян-Чуна) и юный узбек Аман («Шёлковое сюзане» А. Каххара). Для этих ролей был найден индивидуальный грим и мальчиков невозможно было перепутать.

Талант актёра выявляется через его способность играть разнообразные по возрасту и характеру роли. Такой актрисой мы видели и Асию Хайруллину. У неё не было переходов из одного актёрского диапазона в другой, как это часто случается в творчестве многих артистов. Уже в студии она играла и мальчиков, и старушек. Даже в одном и том же спектакле. В драме Даржии Аппаковой «Колыбельная песня», поставленной прекрасным педагогом ГИТИСа профессором Михаилом Петровичем Чистяковым, Асия играла и довольно успешно, восьмилетнего мальчика Булата и мать — героиню Марфугу. Через десять лет в комедии «Похищение девушки» в один вечер выходила на сцену в роли мальчика Иштимира, а в следующий — в роли его бабушки Унганбике, шестидесятилетней весёлой и жизнерадостной старушки. В спектакле «Голубая шаль» по пьесе Карима Тинчурина Асия Хайруллина одновременно играла мальчика, девушку и одну из четырёх жён ишана: успевала только переодеваться! И ни в одной роли актриса не фальшивила, каждая из них воплощалась в сценически правдивый эмоциональный образ.

Целая галерея разнообразных характеров — старушки Хайруллиной. К примеру образ фанатички и знахарки Магри в спектакле по пьесе Наки Исанбета «Миркай и Айсылу». Магри злобствует в отношении двух любящих юных героев, готовая уничтожить их. При этом она не испытывает никаких угрызений совести... Но подобная роль — единственная в сценической биографии артистки. Добрая и душевная в жизни, Хайруллина не любила играть на сцене злых людей. Вот почему многие её образы — душевно богатые натуры, как, например, старушка Шамси из комедии Карима Тинчурина «Казанское полотенце». А как задорно, с удовольствием танцевала Унганбике — и не подумаешь, что ей за шестьдесят!

Хайруллина умела раскрывать внутреннее состояние своих персонажей и удивительно точно его воплощать. Образ создавался в органическом соответствии согласно авторскому замыслу. Манера речи, походка, ритм внутренней жизни каждого образа были самобытными, индивидуальными. Работа над ролью не кончалась до тех пор, пока слова, мысли и поступки персонажа не становились своими, родными.

В сценической галерее Хайруллиной также большое место занимают образы девушек. Все они — разные, и в то же время, близки друг другу своей жизнерадостностью, обаянием и жаждой осчастливить мир. Такой была Зайнаб в спектакле «Зять профессора» по пьесе Шарифа Хусаинова. Не менее успешно актриса сыграла роли Нурсании и Гузель в комедиях Хай Вахита «Первая любовь» и «Добро пожаловать». Одна из них — колхозница, другая — рабочая. Для каждой из них Асия нашла особые индивидуальные черты, в которых ясно была выражена социальная характеристика образа.

Асия Хайруллина воплощала характеры своих героинь через своё видение, а не по указке режиссёра. Так она решала многие свои образы, например, Биби в комедии Галиасгара Камала «Первое представление». До Хайруллиной эту роль во всех театрах трактовали как образ никчёмной дурочки-служанки. Асия Хайруллина пришла к выводу, что её Биби вовсе не бестолковая, а, наоборот, умная девушка, которая просто насмехалась над своими хозяевами и, приняв маску глупого существа, спасала своё человеческое достоинство. Такое решение образа было оправдано и принято зрителями пятидесятых годов.

Работая над классическими образами, Асия Хайруллина стремилась трактовать их с позиций современности. Так был решён образ Рокии в спектакле «Без ветрил» по пьесе Карима Тинчурина. Ставил спектакль Ширияздан Сарымсаков. Молодая артистка подала режиссёру заявку на роль девушки-горбуньи. Но он назначил на эту роль Асию Масаутову и Веру Минкину, а Хайруллиной категорически отказал «по причине, что он её в этой роли никак не видит». Актриса поделилась своим горем с супругой Тинчурина Захидой ханум, которая в прошлом была артисткой труппы «Сайяр», работала под руководством мужа. После его ареста и расстрела она учительствовала в казанской школе и жила в небольшой комнате коммунальной квартиры. Вот в этой комнате она и репетировала с Асиёй роль Рокии, сама играя за всех персонажей. До премьеры спектакля «Без ветрил» оставалось несколько дней, а предварительная комиссия не утвердила ранее выбранных на эту роль актрис. Тогда Сарымсаков спешно пригласил Хайруллину. Эффект был неожиданный. Никто не предполагал, что Асия готова к исполнению роли в спектакле, где были заняты ведущие актёры театра Халил Абжалилов, Габдулла Шамуков и другие. Но приёмная комиссия утвердила Хайруллину и разрешила показывать спектакль.

Об успехе Асии Хайруллиной в спектакле «Без ветрил» писал журнал «Театральная жизнь»:

«Молодая артистка создала образ большой внутренней силы, почти трагического рисунка. Рокия-Хайруллина внешне непривлекательна. Маленькая, горбатая, с резкими движениями: голос низкий, прерывающийся, лицо как бы сведённое судорогой испуга, и только глаза, большие печальные глаза рассказывают горестную историю молодой несчастной девушки. Рокия — дочь богатого купца Нуретдина. В его доме, прекрасно обставленном, живут и бывают те, кто мечтает о политической власти, о торговых комбинациях, о наживе и удовольствиях. Незаурядный гибкий ум помогает Рокие остро осуждать ничтожество окружающих. Вот стремительно входит Рокия на зов отца. Исподлобья оглядывает собравшихся и ждёт указаний отца. Порывистость, взгляд затравленного дикого зверька сразу показывает — она чужая, лишняя в обществе самодовольных, фальшивых, разряженных людей. Рокия-Хайруллина одинока среди них, но судьба её неразрывно и до конца дней связана с родными. И понимая это, Рокия ненавидит их ненавистью, в которой звучат ноты отчаяния. Язвительность — её единственная защита от обид и оскорблений. Не пугают Рокию одиночество и пренебрежение близких — чувство духовного превосходства сделало её сильной и независимой... А. Хайруллина раскрывала в своей героине и черты глубокой человечности. Её Рокия — не жалкая горбунья, снедаемая бессильной злобой, а суровый судья низости людей, окружающих её. Безнадёжная тоска по добру и справедливости — вот лейтмотив созданного ею образа».

За исполнение роли Рокии в 1958 году Асия Хасановна Хайруллина была удостоена Государственной премии имени Габдуллы Тукая.

В 1971 году, проработав в театре 22 года, заслуженная артистка республики окончательно перешла на педагогическую работу. Она вырастила не одно поколение актёров, работающих ныне во всех татарских театрах Татарстана. Её воспитанники работают преподавателями по сценической речи в театральном училище, Академии культуры и искусств, дикторами телевидения и радио, выступают с эстрады. В 1992 году был издан учебник Асии Хайруллиной по художественному слову «Дөрес сөйләргә өйрәнегез» — «Учитесь правильно говорить».

Фото из семейного архива

 

Телеспектакль «Белые цветы»

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев