Горы, солнце, журавли и немного тумана
Решение провести длинные новогодние выходные в Дагестане пришло спонтанно и неожиданно. Свою роль сыграли накопившаяся усталость, декабрьский холод и любовь к перемене мест. Можно сказать, маршрут следования был выбран по нескольким критериям — прямой рейс из Казани, тёплая погода, природные заповедники и богатейшая история этого края.
Буквально на следующий день после покупки билетов появились сомнения — друзья упорно твердили, что на Кавказ надо ехать весной или осенью, что зимой там и посмотреть нечего, горные перевалы могут быть просто закрыты, ветра, туман и дожди не дадут нам увидеть ничего из списка основных достопримечательностей. К тому же к Новому году все разболелись — и температура, и кашель, что заставило ещё больше усомниться в целесообразности поездки и поставило её на грань отмены. Немного отлежавшись в первые праздничные дни, поездку решили не отменять, но и ожиданий особых не было…
Рейс Казань — Махачкала вылетел по расписанию, но прибыл в уже вечерний город. Было необычно увидеть шикарную ёлку посреди центральной площади города, вокруг которой люди гуляли в толстовках и практически летней одежде. Проспект Расула Гамзатова был в новогоднем убранстве, но большее внимание привлекали многочисленные мемориальные доски, а также череда театров и даже Дом (Театр) Поэзии.
Самый древний
город России
Прогулявшись по ночной Махачкале, рано утром мы решили поехать в Дербент. И окунулись в Историю. Прямо у вокзала приезжающих встречают крепостные стены, растянутые на несколько километров от Дербентской крепости с цитаделью Нарын-кала до Каспийского моря. Потом открывается впечатляющий вид на саму крепость, которая расположена высоко на холме и к которой ведёт длинная старинная каменная лестница. Путь в крепость проходит через Старый город, ему более 15 веков. Он до сих пор состоит из средневековых построек, расположившихся у подножия крепостных стен. Узкие улочки объединены в районы, называемые «магалами». В Старом Дербенте насчитывается 9 магалов, в каждом из них были: своя мечеть, резервуары для воды, бани. Практически всё это сохранилось до настоящего времени, мужские бани даже функционируют, предприимчивые жители активно зазывают туда туристов, параллельно стараясь продать им сувениры, свежевыжатые соки, самодельные сладости.
Светлана Абсалямова
Трудно было подниматься вверх, постепенно проходя через весь Старый город, но увиденное стоит затраченных усилий — во-первых, открывается шикарный панорамный вид на город и Каспий, во-вторых, сама крепость является объектом ЮНЕСКО и находится в отличном состоянии. Внутри цитадели сохранились бани, система водоснабжения из керамических труб, остатки шахского дворца, подземная тюрьма «зиндан» и часть крепостных стен с балконами и лестницами.
Нафотографировавшись вдоволь, решили попробовать дагестанскую кухню. Национальные блюда хинкал и чуду высоко оценила мужская часть нашей компании, женщины же и дети предпочли курзе (похожие на наши пельмени) и восточные сладости.
Во второй половине дня поехали смотреть экраноплан «Лунь» — уникальную советскую разработку, корабль с крыльями, который мог лететь над водой, развивая скорость до 500 км/ч, но после развала СССР работу над экранопланами свернули, бросив «Лунь» тихо доживать свой век в порту Каспийска. Сегодня гигант «Лунь» гордо стоит на берегу Каспия и является памятником советской науки, притягивает многочисленных туристов и наполняет их сердца одновременно и гордостью, и сожалением, что многие уникальные разработки навсегда утеряны.
На другой день мы сняли минивэн и уже на нём объездили окрестности Дербента — это и Крепость семи братьев и одной сестры на обрывистой скале над рекой Рубас, и Хучнинский водопад и много других достопримечательностей. Надо сказать, что стояла отличная погода, наш шофёр оказался прекрасным гидом, и мы решили покинуть Дербент и поехать вглубь Дагестана.
Мы и представить не могли, какие красоты ждут нас впереди. Судите сами — за два дня мы побывали на Салтинском подземном водопаде, Чохских террасах, Гунибской ГЭС, в аварском селе Гуниб, Карадахской теснине, высокогорном ауле Гоор с Девичьей скалой и Языком тролля, Сулакском каньоне.
Летящие журавли
Многое из увиденного невозможно описать словами. Хочется отдельно остановиться на Гунибе — высокогорном селе, расположенном на скале высотой 1500 метров, где в 1986 году в присутствии поэта Расула Гамзатова и композитора Яна Френкеля был торжественно открыт первый мемориальный комплекс памяти павших защитников Родины «Белые журавли». Местные жители нам рассказывали, как с трудом по серпантину везли рояль для Яна Френкеля и какой гордостью переполнялись сердца гунибцев, видевших своих кумиров. А Расул Гамзатов — истинный народный поэт Дагестана, его до сих пор все помнят, любят и чтут, его портреты, цитаты из стихов встречаются в самых удалённых местах республики. Но Гуниб знаменит не только этим. Именно здесь в августе 1859 года был пленён Имам Шамиль. В память об этом в верхнем Гунибе до сих пор стоит Беседка Шамиля и сохранены остатки Гунибской крепости.
Дербент
Мы заночевали в Гунибе, пообщались с гостеприимными местными жителями, посетили мемориальный комплекс, полюбовались видами со смотровых площадок и утром поехали дальше. Опасаясь езды по серпантину, мы спрашивали водителя, часто ли у них случаются аварии, и услышали, что за несколько последних десятилетий они не помнят смертельных случаев, связанных с ездой по горным дорогам. Это придало нам оптимизма и позволило не отвлекаться от созерцания неземных пейзажей, окружающих нас всю поездку. Кстати, гунибцы нам сказали, что солнечная и тёплая зима — у них норма, и что 300 дней в году здесь светит солнце. Да, Гуниб покорил не нас одних, Расул Гамзатов называл его «живой красой Дагестана», а маринист Иван Айвазовский решил увековечить его в своей картине «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны». На вершине противоположной горы, с которой Айвазовский писал картину, стоит скамейка, мы посидели тоже на ней и ещё раз полюбовались красотой Гуниба.
Гоор выше гор
Не описывая подробно всё путешествие, посоветуем всем обязательно посетить аул Гоор — древний, покинутый жителями, с сохранившимися башнями, мечетями, кладбищем и отвесными смотровыми площадками. Интересно, что, как рассказал один из гидов, он родился в старом Гоор и провёл своё детство, но в пятидесятых годах прошлого века жители сами спустились вниз, ближе к электричеству, водопроводу и другим плодам цивилизации. Уходя, они разбирали старые дома, чем способствовали их исчезновению. Так, из семи родовых башен сохранились только три. Оставшиеся здесь старожилы постепенно умирали, аул пустел и сегодня стал памятником культурного наследия Дагестана.
Экраноплан «Лунь»
Беседка Шамиля
Попасть в заброшенный аул непросто — надо сначала по серпантину доехать до нового Гоора, расположившегося на плато посередине горы. Там надо пересесть на местное транспортное средство (как правило, УАЗик), который провезёт вас по отвесной горной тропе до вершины горы, или самому совершить восхождение, преодолев 1,5 км.
Да, во время путешествия мы не прекращали своё знакомство с дагестанской кухней — и остались её поклонниками. Правда, рейтинг блюд зависел от пола и возраста, но каждый нашёл для себя то, что ему особенно пришлось по душе.
Синий туман…
Несколько дней мы радовались погоде, которая позволяла нам любоваться горными пейзажами, водопадами, ущельями, горными селеньями. Но именно от неё мы получили прощальный сюрприз. В предпоследний день доехали до Дубков, посёлка городского типа, расположенного у Сулакского каньона. В наших планах было переночевать и с утра полюбоваться каньоном — одной из главных достопримечательностей Дагестана. Встав пораньше, мы выдвинулись к каньону. Идти было минут 10-15, солнце уже ярко светило, и мы с хорошим настроением подошли к начальной точки экомаршрута. Были отлично видны горные хребты, дома посёлка, но внизу был густой туман. Мы решили немного подождать, гуляя вдоль каньона, надеясь, что солнце сделает своё дело и туман быстро рассеется. Оживлённо поболтали с продавцами сувениров, спрашивая у них — надолго ли заволокло каньон. Но они только пожимали плечами. Туман стал быстро подниматься всё выше и выше, и через час мы уже не видели друг друга. Туман так и не рассеялся, Сулакский каньон нам не показался. Но сегодня мы это расцениваем как знак, что нам надо ещё раз (или не раз) посетить Дагестан. Что он просто не захотел нас отпускать! И мы обязательно вернёмся!
Фотографии Альбины Абсалямовой
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев