Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Праздник плуга — 20 фактов о Сабантуе

Сабантуй давно стал визитной карточкой Татарстана. Этот праздник представляет во всей красе самобытную культуру и древние обычаи татарского народа и является настоящей сокровищницей обрядов и традиций. Мы собрали 20 фактов о Сабантуе и уверены, что не все из них известны даже самым активным участникам и любителям этого праздника!

1. Древний праздник
Сабантуй возник много столетий назад. Ещё в 921 году его описал в своих трудах знаменитый путешественник Ибн Фадлан, прибывший в город Болгар в составе посольства Багдадского халифата, а в Алькеевском районе Татарстана был обнаружен надмогильный камень, на котором было написано, что нашедшая здесь последнее пристанище женщина упокоилась в 1120 году, в день Сабантуя. Впервые подробное описание народных праздников казанских татар — Сабантуй и Җиен — составленное на основе личных наблюдений в Казани и её окрестностях, дал Карл Фукс.

2. География Сабантуя
Дружный майдан Сабантуя с каждым годом только расширяется, вбирая в себя всё новые города, области и страны. Он давно перешагнул за пределы республики и стал своим в регионах нашей большой страны, а также за рубежом. С 2001 года в различных городах России проводится федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй. На сегодняшний день этот праздник действительно стал общемировым. Он проходит в нескольких десятках стран и в более шестидесяти регио­нах России. В этом году Сабантуй отметили и в Африке — в столице Египта Каире.

3. Майдан
Согласно обычаю, аксакалы — старейшины сёл — определяют день и место проведения Сабантуя. Обычно выбирают ровное поле, луг или широкую поляну в лесу, удобные для проведения праздника, на которых огораживалось место состязаний — мәйдан. Лишь в отдельных деревнях было постоянное, строго установленное место проведения состязаний. В большинстве же деревень оно зависело от того, в какой стороне в этом году располагается паровое поле — такыр басу — там и организовывали состязания, чтобы не допустить потравы посевов.

4. Сбор подарков
Этот обряд широко известен как бүләк җыю. Для него характерен единый для разных мест перечень даров. Общим является и принцип сбора подарков. В обязательном порядке требовали подарок только с молодушки, в то время как все остальные выделяли подарки добровольно. Предметы рукоделия (обычно, вышитые носовые платки) готовили почти все девушки. Более того, если сборщики по какой-то причине не заходили в дом, то этим могли нанести обиду хозяевам.

5. Полотенце
Самым ценным из подарков считалось полотенце, которое получали с каждой молодушки, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Специально для этих целей она готовила лучшее, богато орнаментированное полотенце из своего приданого. Стоимость одного узорного полотенца равнялась стоимости барана — трём руб­лям. Подарки для победителей в разных видах состязаний распределялись заранее. Полотенца вывешивались на шесте по красоте, качеству исполнения: самое лучшее красовалось на самом верху. Обычно говорили: «Победителю — самое верхнее полотенце».

6. Крашеные яйца
Крашеное яйцо — атрибут христианской Пасхи, а также символ прихода весны у некоторых мусульманских народов. У татар, в частности, оно олицетворяло наступление весеннего народного праздника Сабантуй. Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны в татарских деревнях Среднего Поволжья и Урала был по­дворный сбор крашеных яиц. У казанских татар его проводили накануне или за несколько дней до майдана. Об этом дне население оповещалось заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера. Чаще всего — в отваре луковой шелухи или берёзовых листьев.

7. Тренировка коней
Как только стаивал снег и подсыхала дорога, по вечерам юноши выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Таким образом они готовили коней к состязаниям, хотя далеко не все собирались в них участвовать. Эти выезды являлись важной составной частью Сабантуя, по крайней мере, свидетельства многих очевидцев старинного праздника начинаются именно с этого обычая. Это обрядовое действо называлось ат аягы кыздыру — «разогрев конских ног».

8. Скачки
Скачки проводились по веками выработанному распорядку. Участие в них считалось престижным, на них выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8–12 лет. Участники собирались на месте старта в 5–8 километрах от селения. Их сопровож­дал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Для безопасности финиш располагался в стороне от основного места проведения состязаний, однако награждение победителей проходило на майдане. 

9. Бег
В то время, когда наездники отправлялись к месту старта, на майдане проводились другие состязания, в частности, бег. Участники подразделялись по возрасту — мальчики, мужчины, старики. Последние специально готовились к забегу: разу­вались, снимали всё лишнее, что мешало бежать. Пуб­лика была снисходительна к различным уловкам почтенных старцев. Например, некоторые старики пробегали не всю дистанцию, и это им прощалось. Дистанция забега была недлинная — 1–3 километра и короче, финиш также располагался на майдане.

10. Национальная борьба корэш
Основа борьбы корэш сохранилась до наших дней — это бросок соперника на лопатки. Для удобства обоюдного захвата борцы обязаны бороться в кушаках (матерчатых поясах). Раньше в качестве кушака использовали полотенце. Начинали борьбу два мальчика 5–6 лет, иногда два старика. Это — зачин, затравка. 3атем поочерёдно боролись мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца-батыра. Майдан Сабантуя стал спортивной колыбелью многих известных борцов. А татарская борьба в советские годы из праздничного развлечения, составной части Сабантуя переросла в вид спорта, по которому начали проводиться лично-командные первенства по всей РСФСР.

11. Самые сильные и ловкие
Сейчас это может кого-то удивить, но многие из конкурсов Сабантуя, в самом деле, развивали важные боевые навыки: скачки помогали управляться с лошадью, бой мешками укреплял руки, чтобы затем лучше обращаться с саблей, а борьба была отличным способом выявить самых сильных и крепких мужчин. Сегодня корэш уже отошёл от своей боевой составляющей. При этом, с раскрытием новых исторических документов, выяснилось, что татарская борьба была не просто «сабантуйской», а ни много ни мало одним из элементов методики подготовки элитных воинов под названием «Кара каплан», что можно перевести как «Чёрная пантера».

12. Призовой баран
Многие спрашивают, почему победителю в борьбе корэш дают именно барана? Существует версия, которая возводит эту традицию к Алтаю — колыбели тюркских народов, где обитали (и сейчас живут) горные бараны. Тогда существовало некое почитание горы, как самой близкой к божеству точки на Земле, и древние тюрки почитали горного барана, как божьего животного. В тот момент, когда батыр поднимает на плечи барана, он в глазах общины становится человеком, приближённым к Богу. В позе мужчины с бараном на плечах замыкаются все мифологические и социальные мотивы Сабантуя. Сейчас эта традиция также сохранена. Но на сегодняшний день добавляются и более ценные призы главному батыру, например, автомобиль.

13. Поднятие тяжестей
Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей — камней. Этот обычай и поныне сохранился на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25–30 килограммов. Правила соревнований: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На современных Сабантуях также поднимают гири. Этот вид состязаний включает: жим гири левой рукой и правой, толчок двух гирь от груди и рывок гири одной рукой. 

14. Весёлые игровые состязания
На майдане, помимо спортивных состязаний, проводятся и игровые состязания: бег в мешках, бег с коромыслом или с яйцом на ложке, бой мешками на бревне, битьё горшков, поиск монеты в катыке, подъём по шесту и многие другие. Подъём по столбу — одно из тех национальных состязаний, где подростки могут соревноваться наравне со взрослыми, а нередко и отбирать у них первый приз. На вершину гладкого столба высотой 15–25 метров привязывают клетку с живым петухом, вышитое полотенце или другой подарок. Кто быстрее всех одолеет высоту и дотронется рукой до привязанного подарка, тот становится победителем. 

15. Подарки для всех
По неписаным правилам майдан открытый, никто с праздника не должен уйти без подарка. Так, обязательно награждают бегуна, повредившего ногу, вручают приз коню, который пересёк финишную черту последним. Этот обычай живёт и передаётся из поколения в поколение. В этом ритуале ярко выражена гуманность народа: скакуны, в упорной борьбе преодолевшие дистанцию, своим стремительным бегом доставили людям радость, следовательно, они заслуживают похвалы, одобрения. 

16. Музыка
Если батыры и джигиты демонстрировали на Сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты — свой талант. Интересны в этом плане наблюдения музыковеда Р. Ф. Халитова. Он пишет: 
«...на Сабантуе организо­вывались состязания народных музыкантов, где участвовали местные и приезжие исполнители... Среди участников музыкального состязания были гармонисты, скрипачи, кураисты, кубызисты. Народные мастера самые лучшие свои инструменты посвящали этому празднику». Во время Сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом в поле во время жатвы.

17. Танцы
Большинство танцев, исполняемых во время Сабантуя, имеют кадрильную форму — перепляс. В танце обязательно должна быть драматургия. Кадриль есть у многих народов, потому что она рассказывает о взаимоотношениях. На Сабантуе танцор должен переплясать кого-то, чтобы запомниться, чтобы девушка обратила внимание именно на него. Это в большей степени характерно для танцев Сабантуя, возникших в советском периоде. 

18. Молодёжные игрища
Неотъемлемым элементом Сабантуя были вечерние молодёжные игрища. Их проводили в течение нескольких дней, начиная со дня сбора яиц. Они были обязательными и в завершающий день праздника — день состязаний. Игрища устраивали на месте майдана или на традиционных местах за околицей, на лугах, на поляне. В них участвовали нарядно одетые юноши и девушки, которым родители в дни праздника не чинили препятствий для встреч. До глубокой ночи звучали гармони, скрипки; парни и девушки пели песни, водили хороводы, плясали. Было много игр, сопровождаемых пением — җырлы-биюле уеннар. Эти игрища открывали время весенне‑летних хороводов, проводимых на природе.

19. Сабантуй в эпоху СССР
В советское время традиционные праздники постепенно теряли свои позиции, так как по большей части являлись религиозными, объявлялись «пережитком прошлого». И только Сабантуй смог избежать этой участи. Он не только остался в бытовой культуре татар, но и расширил свою значимость — стал осознанно восприниматься как сугубо свой этнический, татарский народный праздник в отличие от подаренных государством «общесоветских» праздников «красного календаря». Удивительно, но именно в советские десятилетия Сабантуй стали отмечать те группы татар, которые в прошлом его не праздновали, в том числе сибирские татары. 

20. Самый народный
Сабантуй — сугубо народный праздник. Это связано не столько с его массовостью, но и с сутью народности в целом. Он является праздником, консолидирующим татарский народ по всему миру. Интегрирующая функция Сабантуя позволяет татарам, проживающим за пределами республики, определять свою идентичность, они имеют возможность приобщаться к татарской культуре и через этот праздник донести гуманистические ценности народа. На Сабантуе у всех участников равные права, каждый по желанию может принимать участие в любом состязании. 

 

Составила Алина ЕРМОЛАЕВА по материалам журнала «Казань», № 6, 2024.

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев