Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Рок-н-ролл жив, классика актуальна

Айсылу МИРХАНОВА В Казани прошёл VI «Абязов-фестиваль». Если предыдущие два именных форума дирижёр экспериментировал с джазом и этникой, то нынешний он решил посвятить синтезу рока и классики.

Мне кажется, казанская публика уже как-то привыкла к тому, что на выступлениях Рустема Абязова и его коллектива, камерного оркестра La Primavera, ей придётся удивляться. И поэтому не удивительно, что концерты очередного «Абязов-фестиваля» проходили при полных залах. Ведь как поёт герой известной оперы: привычка свыше нам дана.

Фестивальная афиша собрала довольно разнообразный состав музыкантов. Открылся он совместным концертом оркестра La Primavera с известным казанским ВИА «Волга-Волга», решившим отметить своё совершеннолетие в жанре «кроссовера». Для тех, кто не в теме, поясню - именно так принято называть смешение разных стилей, вплоть до академического акустического состава с роковыми электрическими децибелами. Пионерами этого явления можно назвать Deep Purple, которые первыми сыграли с Лондонским филармоническим оркестром, и с тех пор маркером зрелости многих рок-групп становилось именно выступление с симфоническими составами.

Второй концерт с участием финалиста телепроекта «Голос 60+», экс-солиста «Лиги блюза» Николая Арутюнова и группы «Кворум» был посвящён арт-року, о чём будет сказано подробнее.

Конечно же не обошлось в программе фестиваля без названия «Битлз» - ну куда же без них? И с точки зрения маркетинга это был правильный ход - билеты на концерт, посвящённый ливерпульской четвёрке, разлетелись, как горячие пирожки.

Завершало шестой «Абязов-фестиваль» совместное выступление оркестра Рустема Абязова с «легендой русского рока» Олегом Сакмаровым и премьерой акустической инструментальной версии альбома «Обратная сторона Луны» группы Pink Floyd. Среди хэдлайнеров события значились также имена финалистки телепроекта «Голос» Эльмиры Калимуллиной и «татарской Лары Фабиан» Алины Шарипжановой.

Мой личный выбор пал на два вечера фестиваля - арт-роковую программу и финальный концерт. Почему? Потому что, в них мне видится наиболее полное соответствие творческому кредо Абязова: удивляя - просвещать. Согласитесь, уже никого не надо убеждать в том, что «Битлз» - «наше всё», переаншлаг на третьем концерте фестиваля доказал это в полной мере. А вот для того, чтобы представить слушателю программу классики арт-рока, нужно обладать достаточной смелостью. Тем более, что после гастролей мега-звезд уровня Стинга, «Scorpions», «Nazareth» и самого сэра Элтона Джона выражение об «искушённости казанской публики» стало уже клише.

Арт-рок - сложное музыкальное направление, сильно нарушающее рамки восприятия любителей, а особенно любительниц слезоточивых баллад в духе названных музыкантов. Как заметил во время концерта Николай Арутюнов, на отечественном телевидении арт-рок не звучал последние лет двадцать пять точно. И сам он, совершил своего рода революцию, исполнив этот с позволения сказать вопиющий «неформат» - композицию «Piggy Pig Pig» группы Procol Harum - в программе Ивана Урганта на одном из самых рейтинговых каналов страны.

В нашем искушённом - напомним - в музыкальном отношении городе десант арт-рокеров высаживался во время первого фестиваля живой музыки «Сотворение мира», в котором участвовали Keith Emerson Band и King Crimson Project. В этом смысле Казани тогда повезло с музыкальным продюсером фестиваля Александром Чепарухиным, взявшим на себя рисковую культуртрегерскую миссию. Но если его уже вошедшее в историю детище проходило в доступном формате опен-эйра, то перед организаторами «Абязов-фестиваля» стояла конкретная задача наполнения зала на семьсот с лишним мест. А это, согласитесь, две большие разницы.

Надо отдать должное - идея соединить децибелы и классическое звучание - удалась, в том числе и сточки зрения кассы. Свободных мест в зале во время фестиваля практически не было. Концерт с участием Николая Арутюнова, выступавшего в сопровождении группы «Кворум» и оркестра La Primavera, можно без преувеличения назвать его «бомбой». Открылся он исполнением знаменитой композиции ELP на темы «Картинок с выставки» Мусоргского. Дальнейшая программа вечера включала песни уже названных ранее Procol Harum, King Crimson, а также Jethro Tull, Atomic Rooster, Yes, Genesis.

Бесстрашие затеи нынешнего «Абязов-фестиваля» заключалось ещё и в том, что мраморный зал Большого концертного зала имени Сайдашева с его эхом - не самый простая в акустическом отношении площадка для подобных экспериментов. Но есть вещи, которые сложно испортить. Драйвовый вокал финалиста «Голоса», неунывающие децибелы барабанщика, виртуозная игра клавишника и гитариста заводили публику не на шутку. С задачей звукового баланса музыканты окончательно справились к началу второго отделения, которое прошло на ура. В самом его начале прозвучала «нетленка» Pink Floyd «Shine on you crazy diamond», инструментальное вступление к которой стало приветом из эпохи психоделики для многих фанатов знаменитой британской рок-группы. Исполнить хит музыкантам «Кворума» и оркестра La Primavera помог камерный хор «Гармония». Аранжировки к программе написал Ильяс Камал, предложив несколько оригинальных идей - например, партию органа, в одной из композиций, разложить для квартета струнных. Экс-солист «Лиги блюза» отметил это отдельно.

Заключительный концерт фестиваля открывался рок-литургией Олега Сакмарова «Пантикапейский дневник». Экс-участник групп «Аквариум» и «Юпитер» казанец Олег Сакмаров, он же «Дед Василий», сегодня фигурирует в фундаментальных трудах, посвящённых истории русского рока, и вполне заслуживает титула его легенды. Кстати, если уж мы заговорили о русском роке, то он не входит в круг музыкальных пристрастий Рустема Абязова. Представив публике немало экспериментов, апофеозом чего можно назвать совместное выступление с бит-боксером Митей Бурмистровым, за свою карьеру он умудрился ни разу не выступить ни с БГ, ни с Шевчуком, ни с Бутусовым. Исключение в этом плане он делает для своего бывшего одноклассника Олега Сакмарова. Известен факт, что в школьные годы друзья даже затеяли было ВИА под названием «Диез» и уже тогда экспериментировали на ниве арт-рока.

Для участия в исполнении рок-литургии Сакмаров привёз в Казань собственную команду - Виталия Погосяна (дудук), гитариста Михаила Фомичёва, вокалиста Бориса Голика, музыкантов групп «Зёрна» и «Сакмаров-бэнд». Происходящее на сцене больше напоминало моноспектакль. Поэтический текст, авторами которого являются сам Олег Сакмаров и его супруга Кира Сакмарова, декламировал актёр московского Театра у Никитских ворот Антон Бельский. В эпосе о поэте, воспевшем акт рождения солнца от «соития неба и моря», слышались отголоски античной поэзии, а местами даже прозы Аксёнова и Булгакова.

Завершалось всё долгожданной премьерой - камерным акустическим звучанием знаменитого альбома Pink Floyd «Обратная сторона Луны» в исполнении оркестра La Primavera, которое сам маэстро назвал главным экспериментом фестиваля. Можно ли передать оригинальное звучание альбома, располагая довольно ограниченной партитурой камерного оркестра, куда не входит ни медь, ни ударные, ни большое количество струнных? - задался он риторическим вопросом во вступительном слове.

Действительно, несмотря на то, что в аранжировке использовалась прописанная звуковая дорожка с оригинальными звуковыми эффектами знаменитого платинового диска, «квартетное» звучание струнных местами больше отсылало к некоторым альбомам «Битлз» и «Queen». Интересный получился эффект. Но вечер по-настоящему сделал выход Алины Шарипжановой в знаменитом вокализе из композиции «The Great Gig in the Sky». Могу сказать, что наша Лара Фабиан едва ли уступала самой Клэр Торри, которую музыканты Pink Floyd пригласили специально для записи своего диска. На бис она спела «Улетай на крыльях ветра» Бородина в современной обработке. Но окончательную точку музыканты оркестра поставили, исполнив на прощание часть «Битлз Кончерто Гроссо» Питера Брейнера из программы тематического битловского концерта фестиваля, словно подытожив: классика актуальна всегда, рок-н-ролл - жив, и вообще - музыка, по большому счёту, не имеет границ, а бывает либо хорошей, либо - очень хорошей.

Резюмируя, скажу так: образовательная сверх идея фестиваля удалась. Маэстро остался верен себе - открыл публике новое, напомнил о хорошо забытом старом. В зал пришло немало молодёжи. Поэтому я, конечно же, поставлю событию «лайк». И тем более хочется надеяться, что в Казани появится наконец современный универсальный зал, пригодный для подобных коллабораций.

В марте оркестр La Primavera приглашает на фестиваль классического формата L'arte del arco. Рустем Абязов обещает не менее крутой замес монстров струнно-смычковой игры.

{gallery}abyzov{/gallery}

Фото: Василий ИВАНОВ. Предоставлено пресс-службой Казанского камерного оркестра La Primavera

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев