Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Центр как пространство любви к городу

Журнал "Казань", № 10, 2012 Хотелось рассказать о невероятных буднях чиновника, когда маме позвонить некогда. Но расскажу понемногу обо всём. Всё-таки год прошёл, как наметилась долгожданная работа по развитию центра Казани. 6 октября исполнился год моего назначения на должность. И знаете, о чём чаще всего меня спрашивали за эти 365...

Журнал "Казань", № 10, 2012

Хотелось рассказать о невероятных буднях чиновника, когда маме позвонить некогда. Но расскажу понемногу обо всём. Всё-таки год прошёл, как наметилась долгожданная работа по развитию центра Казани.

6 октября исполнился год моего назначения на должность. И знаете, о чём чаще всего меня спрашивали за эти 365 рабочих суток казанцы? В письмах, обращениях, блогах. Не обо мне, не о кабинете и не о личной жизни. О гостинице «Казань». И причина понятна. Её судьба отражает весь процесс уничтожения исторического центра. Хорошо бы, думаю я иногда после очередного гневного обращения в мой адрес,- назвалась спасателем, так спасай, типа,- хорошо бы, чтобы общественность научилась предъявлять претензии не к тем, кто пытается спасти то, что от здания осталось сейчас, а к тем, кто допустил его планомерное уничтожение более десяти лет назад. Тогда запустили в подземный этаж непонятно кого для якобы строительства подземной улицы типа «Манежа», эти работы повредили несущие конструкции, и всё здание просело. Офисы выселили, вскрыли крышу - и процесс растаскивания начался. У многих ценителей по углам лежат ложечки «номера Щетинкина» и куски орнамента интерьеров. И абсурд продолжается: первые осенние ливни показали - ливнёвку на Чернышевского сделали выше уровня асфальта, и вся вода по Кремлёвскому холму текла куда? Правильно, в фундаменты гостиницы. Вопрос «кто виноват?» - риторический. Если реставратора подпустили к объекту уже на этапе его почти полной утраты, а стену поставили на деревянные костыли только в том году, ожидать волшебства глупо. Известно, что предмет охраны этого памятника федерального значения - фасадная стена, так было определено. Автор проекта реставрации Ирина Аксёнова, и, по её словам, за ближайший год-два должны подняться фасады нового здания в прежнем модерновом стиле, а уцелевший фасад Петонди «пришит» к новому. Зная её личную человеческую твёрдость и принципиальность, верю в светлое будущее этого проекта. И верю, что, как остатки порушенной «Казани», мы спасём весь искалеченный центр.

Я живу в этом городе. Хожу пешком по его улицам. Здесь меня за ручку водила моя мама. Однажды мама вела меня по университетскому городку и рассказывала, как тут здорово учиться и в каком мы сейчас самом-пресамом центральном месте. Она была немного старше тогда, чем я сейчас. А мне было лет тринадцать, и я думала, кем стать. Мы шли поступать меня в колледж при КГУ. Я вспоминала папины макеты, которые он клеил в КИСИ на третьем курсе, а я, трёхлетняя, бегала по скрипучему паркету главного здания. Выросла под кульманом, а быть хотела кем-то очень созидательным, создающим информацию, путешествующим по миру. Учительницей, фотографом, журналистом, геологом. Учиться где-нибудь далеко, и работать в какой-нибудь транснациональной корпорации. Так вот, мечтать надо отчётливо, потому что всё сбывается. Когда мы переехали в центр из спального района, это было одно из осуществлений задуманного - совпадать физически с тем пространством, в котором работаешь и творишь. Жить в центре - это совсем иначе себя чувствовать. В спальном районе пространство нашпиговано людьми. В центре каждая улица имеет своё лицо. Здесь ты в ответе за это немасштабное пространство, ты знаешь, сколько колонн у оперного театра, а сколько у главного здания университета, какой ордер у здания авиационного, а какой у аграрного. Подсказываешь туристам, как пройти в консерваторию.

Есть в этом что-то. Мама водила меня за ручку по одной Казани, а я свою дочь вожу по совсем другой. Но я была невнимательный ребёнок, о чём жалею, а моя дочь в теме, и она спрашивает о дедушке-доме и палисаднике перед ним, и сама отвечает: это очень добрый дом, потому что его люди руками строили из дерева и украшали. Его ведь не снесут, мама? Нет, не дадим, говорю, и вздрагиваю от нахлынувшей неуверенности в конце рабочего дня.

Балтусова Олеся Александровна - помощник Президента Республики Татарстан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев