Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Журналист добрых дел

Журнал "Казань", № 6, 2012 Расима ГАЛЕЕВА Кандидат филологических наук, автор монографии по истории татарских сатирических изданий; преподаёт в Казанском университете целый ряд дисциплин, от этики журналистики до расследовательской журналистики; под псевдонимом Расима Муллаянова ведёт рубрики в газете «Ватаным Татарстан». Победительница журналистского конкурса «Бэллур калям - Хрустальное перо» 2012 года...

Журнал "Казань", № 6, 2012

Расима ГАЛЕЕВА

Кандидат филологических наук, автор монографии по истории татарских сатирических изданий; преподаёт в Казанском университете целый ряд дисциплин, от этики журналистики до расследовательской журналистики; под псевдонимом Расима Муллаянова ведёт рубрики в газете «Ватаным Татарстан».

Победительница журналистского конкурса «Бэллур калям - Хрустальное перо» 2012 года в номинации «Имя в журналистике».

С Расимой Галеевой, моей ровесницей и почти одногруппницей, мы поступали в Казанский университет в один год на один факультет, только я на отделение русской, а она - татарской журналистики. Теперь, кроме работы в практической журналистике, оба преподаём на своём бывшем факультете, правда, опять на разных кафедрах, оттого не часто удавалось пересечься и поговорить. И тут вдруг - нечаянный случай нас свёл, и выяснил я неожиданно, что она работает сейчас в популярной татарской газете - в отделе писем!

А я-то считал, что из нашей российской печати, из наших газет это ушло, или почти ушло безвозвратно! А тут на тебе - рубрика «Письмо зовёт в дорогу»! Знакомое название, не правда ли? И идёт она, молодая девуш­ка‑журналистка, и занимается конкретными проблемами: такому-то пенсионеру телефон не проводят, а в эту глухую деревню - дорогу бы проложить, а здесь ветерана войны, в нарушение федеральной программы, даже не ставят на очередь на получение квартиры! И поступают, и поступают письма в редакцию, и, как в прежние времена, - журналист начинает разбираться по существу! Кого-то обманули при оформлении земельных участков (оказывается, очень много писем на эту тему!), вот тут нужна юридическая помощь, а там - медицинская...

- Были случаи, мне говорили: ладно, поставим уж ему телефон, только вы в газете о нас не пишите!..
То есть, ещё боятся, что появится в газете (главной республиканской - «Ватаным Татарстан»), что пропесочат, что увидят и будет стыдно (ну, если не стыдно, то хоть страшно перед начальством), потому что именно эту газету все читают? Возможно, мне скажут: это атавизм советской эпохи, но если так - полезный атавизм! Это атавизм, позволяющий журналистике ещё оставаться журналистикой в высоком смысле слова.

В СССР журналистика была частью официальной идеологической партийной машины, то есть «начальством», но при этом многие социальные проблемы на местах можно было решать, если они попадали в поле зрения печати. Теперь же подчас - ни общественного, ни «начальственного» авторитета у газет не осталось, писание статей на проблемные темы превратилось во многом в пустое сотрясание воздуха, оно не вызывает ни гражданского возмущения, ни страха у властей предержащих, активное действие заменяется у граждан комментариями под статьёй в интернет-версии издания... Журналистские проекты, заканчивающиеся конкретными делами, существуют, но крайне редки, и часто не хватает здесь авторитета журналиста или издания, нужно соучастие многих, медийных персон или политиков, профессиональных юристов и всяческих экспертов, чтобы добиваться результатов.
Но вот я разговариваю с Расимой, которая сделала именно журналистику поступка своей профессией! И даже завидую по-хорошему. В последние годы ведёт Расима ещё одну
рубрику - «Где же ты ходишь, родимый?» - аналог телепередачи «Жди меня», и несколько сотен людей они уже нашли, некоторые истории необыкновенно трогательные. Люди, разлучённые войной, либо в период раскулачивания, либо в момент сталинских репрессий, находятся благодаря газете, и не только в Татарстане. Одну бабушку отыскали чуть ли не в Кемеровской области, читатель газеты родом из этих мест получил номер со статьёй ещё в марте-апреле и берёг до лета, чтобы поехать в родную деревню в отпуск и передать бабушке. Другая женщина нашла родню своего отца, сидельца в 1938-м по ложному доносу, о нём почти ничего не было известно ни ей, ни даже матери, познакомившейся с ним в тюрьме, мать-то выпустили, а его оставили сидеть, только успел ей передать: «Если дочка родится - назовите её…» - и имя прошептал. И вот теперь выяснили, откуда он родом, нашли деревню, нашли родню…

Многое мне ещё рассказала Расима, и возвращала мне уважение к моей профессии, которая может быть такой нужной, когда она служит людям и обществу, не прогибаясь под интересы больших денег и сильных мира сего. Посмотришь на такие примеры и понимаешь - жив курилка-то! И журналистика подлинная ещё жива, и даже здесь, у нас в Казани, и дай нам Бог побольше именно такой журналистики!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев