Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧИТАЛКА

Юрий Забусов: не распадаются старые связи

Журнал "Казань", № 4, 2012 ОЧЕНЬ КАЗАНСКАЯ ПОВЕСТЬ НА ВСЕОБЩУЮ ТЕМУ Редакция рада, что наши читатели, наконец, встретятся на страницах журнала с написанной тридцать лет назад замечательной казанской повестью врача Юрия Забусова. Она сложная, многослойная, как события в ней, как наш город и время, в котором жили герои. Повесть не...

Журнал "Казань", № 4, 2012

ОЧЕНЬ КАЗАНСКАЯ ПОВЕСТЬ НА ВСЕОБЩУЮ ТЕМУ

Редакция рада, что наши читатели, наконец, встретятся на страницах журнала с написанной тридцать лет назад замечательной казанской повестью врача Юрия Забусова. Она сложная, многослойная, как события в ней, как наш город и время, в котором жили герои. Повесть не случайно названа «Сказки», а имена её героев зашифрованы. Ведь в каждой сказке есть доля сказки, а остальное «ложь» и «намёк», но в сумме - порою весёлая, а порою грустная и неотвратимая правда. Сказка - всегда обобщение. Но, читая повесть Юрия Забусова, важно быть немножечко казанцем, чтобы следом за автором пройти по нашему городу путь в десятки непростых лет и не затеряться.

Много лет назад меня потрясли пронзительные слова Ивана Бунина из «Жизни Арсеньева»: «Вещи и дела, аще не написанiи бываютъ, тмою покрываются и гробу безпамятства предаются, написавшiи же яко одушевленiи…». Многажды я убеждался в их справедливости: люди уходят, с ними уходят и гробу беспамятства предаются миры…

Распадаются старые связи:
К тем - не надо, к этим нельзя.
Тот - из князя скатился в грязи,
Тот из грязи вылез в князья.
Тот - давно не выходит из дому,
Те - покинули этот свет.
Поредела толпа знакомых:
Те - далече, а этих нет.
Всё беспомощней и добрее
Поседелая голова…
А на кладбище всё люднее
И всё тише мои слова.

1985-2001

Однако ж, не пропали эти строфы Юрия Георгиевича Забусова, потому что были им одушевлены в его рукописях (написавшiи же яко одушевленiи). Остались жить стихи, повесть «Сказки Плетенеевской больницы», рассказы,- семья собрала разрозненные листы. Сын Юрия Георгиевича Алексей Юрьевич, повторивший профессиональный путь отца, пишет:

«Было у отца и литературное дарование. После его смерти я набрал и отредактировал его рукописи. К сожалению, далеко не всё сохранилось, где нет начала, а где конца…».

Юрий Георгиевич Забусов родился в 1936 году в старинной казанской семье. Дворянский род Забусовых записан в «6-й Книге дворян Калужской и Симбирской губерний». Дед Юрия Георгиевича - известный зоолог Казанского Императорского университета Ипполит Петрович Забусов. Мама, Нина Константиновна Соколова, терапевт, фтизиатр. Отец, Георгий Ипполитович Забусов, профессор, заведующий кафедрой гистологии Казанского медицинского института.

Ученик Забусова судебно-медицинский эксперт В. А. Спиридонов вспоминает, что Юрий Георгиевич, окончив в 1960 году Казанский медицинский институт, стал патоанатомом, а потом и судеб­но‑медицинским экспертом. В 1964 году он - ассистент кафедры патоанатомии Казанского мединститута, специалист по патоморфологии отравлений фосфорорганическими веществами, в 1970 году - кандидат медицинских наук, через три года доцент, и долгие годы - прозектор городской больницы № 1 (Шамовской), руководитель объединённой прозектуры Ленинского, Кировского, Московского районов Казани, главный патологоанатом Казанского горздрава.

С 1979 года Забусов - сотрудник Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения ТАССР. Это очень непростая работа: от заключения эксперта зависит качество следствия, судьбы людей, живых и усопших. Юрий Георгиевич, как опытнейший специалист, работал в оперативных группах на местах происшествий, в комиссионных экспертизах по особо сложным уголовным делам.

Эрудиция, мудрость и необыкновенная доброта этого человека привлекали к нему специалистов самого разного профиля. Внимательно выслушав вопрос, Юрий Георгиевич первым делом хвалил коллегу, находя в нём положительные черты, о которых тот часто и не догадывался. И только потом удивительно деликатно давал внятные разъяснения. Когда у Юрия Георгиевича не находилось ответа сразу, он предлагал искать его вместе, подбадривая, подсказывая, вдохновляя. Самые неординарные случаи в его элегантном изложении становились ясными, делая явным скрытое.

Эрудит с многосторонними знаниями, интересами и способностями, Юрий Георгиевич сполна был наделён даром педагога и исследователя. Его обширные научные интересы воплощены в многочисленные публикации по патологической анатомии, физиологии, фармакологии, неврологии, нормальной гистологии, медицинской статистике, истории медицины и, конечно, судебной медицине. А ещё… были стихи, эпиграммы, рассказы… Он знал и любил литературу.

В последние годы Юрий Георгиевич ходил с тростью, носил небольшую бородку и усы, зачёсывал назад седые волосы, и внешность его ассоциировалась с классическим чеховским интеллигентом. Он и был им в жизни.

Как хорошо, что сегодня пришла к нам много лет пролежавшая в столе его повесть. Для нас, друзей и коллег Юрия Забусова, в ней многое узнаваемо. Шамовская больница - официально больница № 1 имени профессора А. Г. Терегулова, дар городу купца Я. Ф. Шамова и его жены А. Х. Шамовой. Валет Николаевич, профессор университетского Анатомического театра - профессор анатомии Валерий Николаевич Мурат. Сторож больницы и служитель университетского Анатомического театра Воробьёв Илья Михайлович - Илья Михайлович Сорокин, в просторечии Илюша. Профессор Околиченский, его именем автор назвал Плетенеевскую больницу,- советский партийный и государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР Н. А. Семашко, выпускник медицинского факультета Императорского Казанского университета. Роща Урицкого - Осокинская роща около Шамовской больницы, потом роща Фрунзе. Остальные персонажи… Впрочем, зачем предварять удовольствие первого прочтения. Читатель узнает или не узнает их сам. На то и сказка.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев