Казанский Кремль: дорога в ЮНЕСКО
Рафаэль Миргасимович ВАЛЕЕВ, доктор исторических наук, профессор, вице-президент Российского комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). С 1990-х годов играл ключевую роль в решении вопросов управления наследием, был организатором экспедиций по Татарстану. Руководил подготовкой номинаций в список Всемирного наследия ЮНЕСКО историко-архитектурного комплекса «Казанский Кремль», Болгарского историко-археологического комплекса, Успенского собора и Успенского мужского монастыря острова-града Свияжск и Астрономических обсерваторий Казанского федерального университета.
Фото Гульнары Сагиевой
Начало
Когда создавался Музей-заповедник «Казанский Кремль», я работал в Министерстве культуры Республики Татарстан начальником управления государственного контроля охраны и использования памятников. Работы начались в 1993 году. К 90-м годам на территории Татарстана существовало два музея-заповедника: созданный в 1969-м Болгарский историко‑архитектурный музей-заповедник и созданный в 1989-м музей-заповедник в Елабуге. Но затем появилась идея о том, что в Татарстане надо организовывать комплексную форму охраны памятников истории и культуры. В 1992 году решили создать Билярский и Иске-Казанский заповедники. Таким образом, в 1994-м Музей-заповедник «Казанский Кремль» стал пятым по счёту.
В 1992–1993 годы с территории Кремля была выведена войсковая часть, и появились условия для проведения научной реставрации. Раньше, в силу определённой секретности, делать этого было нельзя, войсковая часть проводила только ремонтные работы. Вставал вопрос — что же делать с территорией Кремля? Звучали разные предложения, и было решено, что из чисто правительственной структуры его нужно превращать в культурную. Необходимо было определиться с концепцией. Работы поручили Управлению капитального строительства при Совете министров ТАССР, позже при Правительстве Республики Татарстан. Они обратились в Министерство культуры республики за техническим заданием. Опыта проведения работ на подобных объектах до того не было — они требовали проведения предварительных охранно-спасательных мероприятий, потому как Кремль уже тогда был памятником федерального и регионального республиканского значения. Территория была достаточно большая, все проводимые ранее работы носили разовый характер — ремонт прясел, Безымянной и Спасской башен. Для масштабной реставрации требовалось создание механизма, поэтому появилась идея создания Музея-заповедника «Казанский Кремль».
Концепция подразумевала разработку целой программы, были подготовлены основные направления сохранения, реставрации и использования ансамбля Казанского Кремля. Их утвердило Правительство Республики Татарстан. Появился указ Президента РТ Минтимера Шаймиева о создании Музея-заповедника «Казанский Кремль». Это означало, что фактически у территории появился хозяин.
Минтимер Шарипович провёл обсуждение основных направлений концепции на двух заседаниях с участием историков, архитекторов, археологов, реставраторов, членов правительства, мэра города Камиля Шамилевича Исхакова, вице-премьера Татарстана Ильгиза Калимулловича Хайруллина, министра культуры Марселя Мазгаровича Таишева. Решался ряд важных вопросов. В частности, о реставрации Благовещенского собора. Считалось, что он построен на месте разрушенной во время взятия Казани войсками Ивана Грозного мечети Кул Шариф. В ходе охранно-спасательных работ было найдено мусульманское надгробие, которое теперь находится в алтарной части храма. Раскопки установили время возведения храма — XVI век, однако не подтвердили версию о том, что это — место расположения бывшей мечети. Она могла находиться и в стороне.
В 1993 году была организована целая экспедиция «Казанский Кремль», начались реставрационные работы, в частности — резиденции Шаймиева, которая находилась в неудовлетворительном состоянии. Курировало экспедицию Главное управление госконтроля охраны и использования памятников. Начинал работу известный археолог Альфред Хасанович Халиков, доктор наук, член-корреспондент Академии наук Татарстана. Но, к сожалению, в 1994 году он умер. И тогда же мы определили научных руководителей экспедиции — Фаяза Шариповича Хузина из Академии наук РТ и Азгара Гатаулловича Мухамадиева из Казанского университета. Начались работы не просто охранного, но и научного характера.
Программа реставрации Казанского Кремля была рассчитана с 1994 по 2005 год. Заказчиком работ стала дирекция музея-заповедника. Во время визита в Казань Бориса Ельцина было решено, что 30 процентов финансирования будет выделяться федеральным бюджетом. Остальные средства выделялись из бюджета Татарстана. Было создано два фонда — фонд реставрации Благовещенского собора и фонд строительства мечети Кул Шариф. Образовался целый пул крупных республиканских предприятий-спонсоров. Реставрацию здания бывшего Губернаторского дворца с императорскими покоями финансировал «Оргсинтез», здание бывшего юнкерского училища — «Нижнекамскнефтехим».
XXIV сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в австралийском Кэрнсе.
Фото Рустэма Забирова
Идея номинации
Ещё в начале 1990-х мы подготовили концепцию сохранения и реставрации памятников истории и культуры Татарстана, и в процессе этой работы возникла идея, что надо представлять наши объекты для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1997 году, когда меня назначили заместителем министра культуры Татарстана, я стал выдвигать эту идею на уровне Президента РТ. Изначально мы имели в виду два объекта — Казанский Кремль и Болгары. Но в процессе обсуждения возникла идея, что необходимо представить три: Казанский Кремль, Болгарский историко‑архитектурный комплекс и историческую застройку Свияжска. В 1998 году подготовили документацию — заявку на включение в список Всемирного наследия. За подписью Минтимера Шариповича её направили в Министерство иностранных дел и Министерство культуры Российской Федерации, обсудили на заседании Комиссии по делам ЮНЕСКО Российской Федерации и направили в штаб‑квартиру ЮНЕСКО в Париже. Там приняли решение о включении этих объектов в предварительный список, им были присвоены номера, и появились условия для того, чтобы готовить номинацию.
Мы начали готовить все три объекта, но по существовавшим ограничениям предлагать можно было не больше двух. К 1 февраля 1999 года представили Казанский Кремль и Болгар. Согласно регламенту, из ЮНЕСКО документы отправили в ИКОМОС — международную организацию по охране памятников и достопримечательных мест, и там, в свою очередь, решили направить к нам техническую миссию. В Казань приехали два эксперта: по Кремлю — президент венгерского ИКОМОС архитектор Томаш Феерди, по Болгару — археолог из Германии Ханс Каспари. Начали работать — администрация города Казани, Министерство культуры Татарстана, Музей-заповедник «Казанский Кремль», привлекали учёных — авторов номинации.
В то время активно обсуждался вопрос о строительстве мечети Кул Шариф. Но, согласно Венецианской хартии (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. — Прим. ред.), на территории памятника недопустимо возведение новых объектов. Идею с мечетью пришлось обосновывать. В номинации мы написали, что наряду с Благовещенским собором мечеть должна закрепить идею мирного сосуществования православия и ислама в регионе.
Летом 2000 года нас пригласили в Париж, где у Комитета Всемирного наследия — органа, который принимает объекты в список Всемирного наследия, было организационное бюро. Комитет состоит из представителей 21 страны, которые выбирают ратифицированные конвенцией ЮНЕСКО страны, на тот момент их было 180. Каждые 2-2,5 года состав комитета меняется на треть.
В Париж отправились депутат Городского совета Людмила Андреева и архитектор Фарида Забирова. Следует сказать, что у комитета частенько меняются документы, хотя сама конвенция 1972 года остаётся неизменной. К 2000 году в оперативное руководство внесли идею о том, что вновь предлагаемые памятники должны иметь буферную зону. По возвращении из Парижа такая зона у нас была разработана в кратчайший срок, и у комитета уже не было оснований для того, чтобы не включать нас в повестку дня.
XXIV сессия комитета, на котором рассматривался вопрос о включении в список Всемирного наследия ЮНЕСКО ансамбля Казанского Кремля, проводили в Австралии в городе Кэрнсе. Мы отправились туда вместе с Рустэмом Забировым, главным архитектором музея-заповедника. Для того чтобы представить объект, подготовили буклеты. Возглавлял нашу делегацию Камиль Шамилевич Исхаков. Нам предстояло встретиться с экспертами, особенно с теми, которые должны были докладывать и у кого возникали определённые сомнения по поводу мечети. В тот год рассматривалось несколько объектов, в том числе Ферапонтов монастырь на территории Кирилло-Белозёрского музея-заповедника. 30 ноября 2000 года, когда рассматривали Казанский Кремль, выступал эксперт ИКОМОС из Англии. Долгого обсуждения не было. Все единогласно приняли решение о включении Казанского Кремля в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рустэм Забиров и Рафаэль Валеев на фоне конгресс-холла в городе Кэрнсе,
где проходила историческая для Казанского Кремля XXIV сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из архива Рустэма Забирова.
Согласно
«Казанской декларации»
В 2017 году была принята формулировка «Выдающейся универсальной ценности» ансамбля Казанского Кремля. Принята она была ретроспективно. Конвенция 1972 года «О всемирном культурном природном наследии» изначально не имела такого критерия, его долго пытались разработать, но утвердили только в 2005 году в Казани на выездной сессии экспертов ЮНЕСКО. Это решение так и называется — «Казанская декларация». Начиная с того момента, каждый новый объект должен был соответствовать этому критерию. А ранее включённые в список объекты должны были сформулировать свою выдающуюся универсальную ценность уже ретроспективно. Формулировка выдающейся универсальной ценности ансамбля Казанского Кремля была утверждена на заседании Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Кракове, одновременно с включением в список Всемирного наследия Успенского собора и Успенского мужского монастыря в Свияжске. В номинационном досье Казанского Кремля определили три важных критерия выдающейся универсальной ценности. Во-первых, то, что комплекс Казанского Кремля является исключительным свидетельством исторической преемственности и сохранения культурного разнообразия на протяжении длительного периода времени. Во‑вторых, то, что он является исторической цитаделью, представляющей собой исключительное свидетельство существования Казанского ханства, а также единственной сохранившейся татарской крепостью со следами изначальной градостроительной концепции, которая отражает преемственное развитие средневековых булгаро‑татарских государств X–XVI веков — Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. В-третьих — Казанский Кремль в целом и его ключевые памятники представляют собой выдающийся пример синтеза татарского и русского влияния в архитектуре и одновременно отражения влияния ислама и христианства.
Установка памятного знака ЮНЕСКО над входом в Казанский Кремль.
О политической воле и «модели Татарстана»
Благодаря включению ансамбля Казанского Кремля в список Всемирного наследия ЮНЕСКО мы смогли заявить на весь мир о культурном наследии России и Татарстана. А до этого, если вы помните, обыватели часто путали Казань с Казахстаном. Казанский Кремль стал брендом. Это послужило продвижением наших объектов. Кроме того, в тот период была принята специальная программа Российской Федерации по сохранению исторического центра Казани, в рамках которой продолжала осуществляться и реставрация Казанского Кремля. Появилась возможность не только для проведения реставрации, но и музеефикации Кремля. Были созданы в числе прочих Центр «Эрмитаж-Казань», Музей исламской культуры и Музей православия в Благовещенском соборе. Мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор стали функционировать не только как религиозные, но и как культурные объекты. Два храма, находящиеся в 100 метрах друг от друга, стали символами того, что известно в мире как «модель Татарстана». Многие удивлялись, как это возможно, ведь в те годы в Швейцарии даже проводили специальный референдум о том, можно ли им строить мечети. Люди тогда высказались против, что было показателем высокого уровня исламофобии. Помимо имиджевой составляющей, был прямой экономический эффект — Казанский Кремль стал важным культурным и туристическим центром.
Для власти республики сохранение и достойное представление памятников было частью политической задачи. Вслед за уникальным примером мечети Кул Шариф и Благовещенского собора началась работа по возрождению Болгара и Свияжска, строительство Болгарской исламской академии и воссоздание Собора Казанской иконы Божией матери. Это политика, учитывающая и уважающая интересы народов, проживающих на территории Татарстана.
Председатель Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО М. Бушенаки вручает Президенту Республики Татарстан М. Ш. Шаймиеву
сертификат о включении ансамбля Казанского Кремля в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото Рустэма Забирова
В процессе работы возникали дискуссии и обсуждения. Однако удавалось прийти к согласию. Например, было достаточно большое желание установить памятный знак ЮНЕСКО на здании Дворцовой церкви. Но в итоге решили, что это всё-таки храм — посторонние символы там не уместны.
Минтимер Шарипович активно участвовал и при проведении храмовых работ, работ по музеефикации. Ведь проводить на территории Кремля раскопки, которые влекут за собой неудобства, было смелым решением. Результатом этого стало доказательство 1000-летия Казани.
С Казанью связан прецедент, когда для строительства Собора Казанской иконы Божией матери требовалось получить разрешение от ЮНЕСКО и ИКОМОС. Это было связано с буферной зоной. В конвенции об охране Всемирного наследия 1972 года говорится о том, что все крупные стройки на территории буферной зоны должны быть согласованы с ЮНЕСКО. Кроме того, ИКОМОС довольно осторожно относится к восстановлению памятников. Нужны хорошие обоснования, почему их надо восстанавливать. Такая же ситуация была в своё время с храмом Христа Спасителя. И в случае с Собором Казанской иконы Божией матери нужно было провести оценку его воздействия на выдающуюся универсальную ценность Кремля — если объект будет доминировать, то может «понизить» эту ценность. Тогда же практически под Кремлём у нас появилась мечеть Ирек. В ЮНЕСКО по этому поводу тоже возникал вопрос. Но нам это сыграло на руку. Мы выдвинули аргумент, что если появилась мечеть, то для баланса должен быть и православный храм.
Казанский Кремль стал первым объектом из Татарстана, вошедшим в список Всемирного наследия. Вслед за ним туда включили Болгар и Свияжск, совсем недавно — Астрономическую обсерваторию имени В. П. Энгельгардта Казанского федерального университета. В будущем есть идея, связанная с Казанью, как частью Великого шёлкового пути.
Даже Москва имеет три объекта в списке. А Татарстан — четыре. Мы намерены продолжить эту работу.
Записала Айсылу МИРХАНОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев