Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ГОСТЬ НОМЕРА

Мирная активистка

Если перечислить все руководящие должности, которые она занимает, не хватит и страницы. Если к этому добавить список наград и благодарностей — понадобится ещё одна. «Заслуженный учитель Республики Татарстан», обладатель министерских нагрудных знаков «За заслуги в образовании» и «За достижения в культуре», директор МБОУ «Гимназия № 93» и председатель правления РОО «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан» Ирина Алексеевна АЛЕКСАНДРОВСКАЯ рождена, чтобы менять этот мир к лучшему и сохранять великое наследие русской культуры. Чем живёт и гордится, о чём мечтает и как отдыхает — Ирина Алексеевна рассказала нашему журналу.

Ирина Алексеевна Александровская

 

Мои Учителя
В школьные годы учителя математики и русского языка чуть ли не на дуэль вышли, рассуждая о том, куда же мне лучше пойти учиться в дальнейшем и как должен сложиться мой путь.
Два учителя русского языка, сыгравшие роль в формировании моей личности, действительно являются образцами служения языку, литературе и культуре. Это — Мария Петровна Шмакова, учительница русского языка в школе № 111, которая очень часто при подаче материала строила свою работу на живописных источниках, что развивало слог. Вхождение в мир живописи, русской в том числе, произошло благодаря ей. Это были первые уроки моего познания живописного искусства, которые интегрировали слово и краски. 
Марию Петровну отличало неформальное отношение к русскому языку. К ней домой пообщаться, попить чай и переночевать с радостью приходили даже самые отпетые двоечники и хулиганы. Она была моим кумиром, это её заслуга, что я решила поступить в университет. Мои родители были нефтяники-химики, и мне намного проще было бы пойти по их стопам. Но так случилось, что я погрузилась в иной, сказочный мир — мир «Античной литературы» Савельевой и «Введения в языкознание» Балалыкиной. 
Эмилия Агафоновна Балалыкина, являвшаяся ярким представителем Казанской лингвистической школы, была моим вторым учителем. Она обладала поистине энциклопедическими знаниями и в совершенстве владела языками. У неё я научилась точности, глубине, правильности, желанию во всём доходить до самой сути. Она стала моим научным руководителем. Моя тема была связана с окказионализмами в современной поэзии. Эмилия Агафоновна все работы делала на литературном материале. Я была больше лингвистом с математическим складом ума, однако художественное слово мне тоже всегда было близко. Постепенно любовь к языку окончательно слилась с лю­бовью к литературе.
У меня были великие учителя в области русской филологии. Благодаря этим людям я, после 10 лет общественной деятельности, вернулась к тому, чем и собиралась заниматься изначально.

10 лет в райкоме
Я по жизни была активисткой. Во время учёбы в школе прошла все ступени, начиная с октябрёнка, не просто формально, а всё время избиралась лидером. В нашей школе должен был быть штатный секретарь, а я, будучи старшеклассницей, справлялась спокойно с работой, которой должен был заниматься отдельный человек. Почему после окончания университета я не оказалась в науке? Знакомая пионервожатая, которая уже работала в райкоме комсомола, предложила прийти работать вместе с ней. Так я оказалась в райкоме комсомола Вахитовского района, где у нас была замечательная команда, которая меня многому научила. За 10 лет я не встретила ни одного карьериста. Моим первым работодателем был Николай Алексеевич Комиссаров — уникальная личность. Позже он уехал в Афганистан, затем в Чернобыль. Николай Алексеевич как-то сказал: «Кто как работает, тот так и ест». Для меня это было так страшно, потому что, когда мы приходили в столовую, там всегда был очень горячий суп, а я ем только тёплый. Но я не хотела показать, что плохо работаю, поэтому научилась есть по-другому — начинала обед со второго, потом переходила к первому, которое уже успевало остыть, и как‑то справлялась по времени наравне со всеми. Вот такие первые уроки трудовой жизни — они тоже были для меня важны. 
Были и трогательные моменты. Хорошо помню, как мы открывали памятник Муллануру Вахитову. В прошлом году Вахитовский район отмечал 50-летие, мне он очень дорог, я хорошо его знаю. Мы работали с сердцем и душой нашего города, ведь в этом районе расположены все театры, музеи, вузы, вся творческая и научная интеллигенция и молодёжная ­аудитория.
Может быть, я немного романтизирую деятельность райкома комсомола, но не думаю, что воспринимала всё в розовых тонах. Там было много людей, которые искренне верили в то, что они делали. 

О необходимости изменений
Существует определённое мнение, что периодически нужно менять работу. Это, конечно, западный образец, тем не менее я тоже об этом размышляла. Но козероги, говорят, люди постоянные.
Я пришла работать директором гимназии № 93 за год до смены курса развития нашей страны. Когда‑то здесь, рядом со школой, был пустырь и не было дороги. Когда мы возводили пристрой «Лукоморье», даже строители спрашивали: «Как вы здесь живёте?» Постепенно, благодаря усилиям многих, начали прокладывать дорогу. Здесь всё было запущено, кругом рос сорный американский клён, продираться сквозь который, как в джунглях, было невозможно и небезопасно. Случись пожар, никто не смог бы подъехать. Теперь здесь появилась дорога, но в нашей посадке по-прежнему поют соловьи, значит, мы всё сделали аккуратно с экологической точки зрения. 33 года — такой особый срок моего пребывания здесь, и я поймала себя на мысли, что действительно никогда не испытывала желания уйти, хотя предложений всегда было много. 
Очень благодарна всем, кто дал мне такой старт. Мне помогали асфальтировать дороги, восстанавливать заборы и кровлю. Семь лет работала без отпуска и не знала, зачем его дают. У меня было одержимое желание успеть всё сделать. Хотя кто-то думал, что я проработаю здесь год и уйду обратно к чиновникам. Но там я проработала 10 лет, а здесь — 33.
Мы занимались этими преобразованиями, потом создали филиал Малой Академии искусств. Позже у нас получилась школа-комплекс, мы начали работать над развитием гуманитарно-эстетического направления в условиях этнокультурной гимназии, появился корпус «Лукоморье», подъездные пути, а дальше захотелось оформить в едином стиле всё здание. И это постоянное обновление даёт ощущение того, что ты не находишься на одном месте, что всё время идёт какое-то развитие, и ты не устаёшь от однообразия. Преобразования в любом случае приводят к новому импульсу.
В прошлом году нашей гимназии было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. Мы — единственная учебная организация в Казани, которая носит его имя, и это не случайно. С 1 по 10 февраля в гимназии проходит Пушкинская декада, посвящённая Александру Сергеевичу. В рамках декады мы организуем целый цикл мероприятий: фестиваль художественного слова, викторину, посвящённую сказкам Пушкина, «Поле чудес», смотр сочинений и школьных газет. Недавно у нас был сделан капитальный ремонт, и теперь пушкинская тема звучит практически на каждом этаже. 

«Изначальный» памятник А. С. Пушкину перед школой в Аракчино.

 

Культурный центр 
имени А. С. Пушкина: 
создание и миссия

К созданию Культурного центра имени А. С. Пушкина мы шли давно. В 2002 году прошла встреча с М. Ш. Шаймиевым, одним из итогов которой было поручение создать образовательные организации с этнокультурным русским направлением. Также возникла идея организации Центра русского фольклора; найти ему место, придать соответствующий статус. Было поручение создать, условно говоря, Русский дом. Поручение, касающееся школ, было исполнено. Мне позвонили и сказали, что я буду возглавлять такую школу: «Ты учитель русского языка, бывший партийный работник, ты в сторону не уйдёшь». Также сказали, что я буду возглавлять методобъединение таких же директоров, чтобы было организовано единое пространство. Целью была организация этнокультурного направления. Некоторые упрощённо понимают под этим углублённое изучение русского языка, но это скорее профилизация. Главной идеей было немного другое — привить любовь к русской культуре. 
Первое поручение было исполнено, а то, что касается создания Центра Пушкина — нет. Не хватало дипломатических приёмов, без которых ни одно доброе дело не будет сделано. Есть вещи достаточно деликатные, которые нужно решать с пониманием.
Я считаю, что если есть желание воплотить какую-то идею, то, наверное, надо самому потрудиться, а не ждать. Мы обошли около 12 предложенных зданий и каждый раз аргументировали, почему оно нам не подходит. И благодаря какой-то небесной помощи нам досталось то здание, в котором сейчас и находится Центр Пушкина. Один из наших активистов рассказал, что МВД хочет отказаться от ДК Менжинского. Я сообщила об этом как раз перед поездкой на смотр очередного, не самого подходящего варианта. Эта информация подтвердилась, после чего механизм действий был запущен, появились конкретные указания, и процесс пошёл быстрее.
Я всегда нахожу понимание в органах власти. Нужно правильно преподнести идею, и порой даже очень занятой или равнодушный к этой проблеме человек всё равно тебя услышит. Так или иначе, но вода камень точит. И я считаю себя счастливым человеком, потому что нахожу в каждом кабинете понимание и не стесняюсь об этом говорить. Наверно, работа в райкоме как раз заложила во мне умение понимать обе стороны. 
Здание Центра Пушкина отремонтировали очень быстро. Оно было в плачевном состоянии. Зимой температура в зале не поднималась выше 10 градусов, здание буквально умирало. В нём не только был сделан капитальный ремонт — оно фактически было полностью отреставрировано за короткие сроки.
Миссией Культурного центра имени А. С. Пушкина, безус­ловно, является возвращение людей к мысли о том, что русская культура — это действительно важно и нужно. И, по-моему, нам это удаётся. Здесь представлены разные направления: с одной стороны, литературно-музыкальные циклы передач, романсы; с другой — народная стихия. Мы всё равно понимаем, что Пушкин, создавая литературный язык, возвращался к народному языку, чувствовал вот это стержневое начало. Поэтому считаем, что народная тема здесь не чужеродна. Также в Центре Пушкина проходят интересные художественные выставки. 

Как мы спасали 
памятник Пушкину

О памятнике мы узнали совершенно неожиданно. В апреле 2022 года нам позвонила одна из неравнодушных активисток и высказала свою обеспокоенность, что памятник, установленный напротив здания бывшей школы Кировского района, погибает, вокруг него ходит табун лошадей. Я думала, что это какой-то гиперболический образ. Но ещё она сказала, что памятник собираются снести, так как на его месте будет проходить дорога. 
Как раз шёл месячник по благоустройству города. Мы отправились туда всем активом нашего Русского национально-культурного объединения (РНКО) на предоставленном Домом Дружбы народов микроавтобусе. Неравнодушными оказались и представители Министерства культуры, приехали несколько телевизионных каналов, однако никто не понимал до конца, что мы там увидим. Я думала, что символично помоем этот памятник и разойдёмся. Как хорошо, что взяли совковые и штыковые лопаты и прочий инструмент. 
Выгрузившись, поняли, что здесь работы невпроворот. Недалеко от памятника стояли берёзы, к которым и были привязаны лошади, гулявшие на определённом расстоянии, оставляя навоз прямо рядом с памятником. И это «золотое богатство» вокруг постамента возвышалось со всех сторон практически до стоп Пушкина. Попытались познакомиться с владельцами лошадей, которые явно не ожидали прибытия такого десанта, но все они тут же скрылись.
Мы взялись за лопаты и очень основательно потрудились. И, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло — после этого администрация Кировского и Московского районов пообещала найти новое место памятнику. 
В тот день с нами были и экспер­ты, которые должны были оценить его состояние. Их мнения разделились. Кто-то сказал, что можно сначала его немножко обла­городить, а потом перенести, хотя это был бы очень трудоёмкий процесс. Кто-то предположил, что можно попытаться сохранить верхнюю часть — бюст. Мы видели, что сзади нога была разрушена полностью, может быть, выбита лошадью — там был очень серьёзный проём, да и трещин на памятнике было неимоверное количество.
Тут же стали появляться люди, которые так или иначе беспокоились о памятнике и помнили о нём. Например, директор гимназии № 50 Кировского района Елена Николаевна Фролова. Администрация района сообщила ей, что памятник Пушкину будет установлен на территории её гимназии, которая тоже занимается этнокультурным направлением. Она позвонила мне и рассказала, что когда-то училась в той самой школе и даже поливала цветочки вокруг этого памятника. И я ей сказала: «Судьба! Памятник уже идёт к вам». Как в известных поэмах, когда у нас шагали памятники…
Но на следующий день она мне опять звонит и говорит, что во дворе их гимназии появится памятник Герою Советского Союза Борису Владимировичу Шульгину. Дело в том, что улица, носящая его имя, маленькая, на ней всего несколько домов, и кроме как возле школы, его негде поставить. «Как же у меня на небольшой территории окажутся два памятника, к тому же разного концептуального содержания!»
И в итоге с предложением о размещении памятника позвонили мне. Конечно, как любой директор, я очень обрадовалась, к тому же мы причастны ко всему, что связано с русской культурой. Было принято решение воссоздать его в том облике, в котором он был изначально, но только не из гипса, а из бронзы.
Самое главное, что вызывает у меня удовлетворение — это то, что некоторые инициативы бывают достаточно быстро реализованы. Первый сигнал о памятнике поступил в апреле 2022 года, а уже 18 октября 2023 года, накануне Всероссийского дня лицеиста, новый памятник открыли. Время было выбрано вполне уместно, любимая пора Пушкина — золотая осень. Поэтому всем пессимистам я скажу, что для реализации некоторых проектов необходимо всего лишь большое желание и достаточное количество аргументов.

 

Сколько всего памятников Пушкину в Татарстане?
Сейчас совместно с учёными Казанского университета и с музейщиками мы готовим книгу, посвящённую 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича и 190-летию со дня пребывания его в Казани (которое отмечалось в прошлом году). Мы решили, что последним её разделом будут Пушкин и современность. Поэтому нам важно отразить в этой книге любое место в Татарстане, связанное с именем великого поэта.
После обнаружения этого памятника нам стало интересно, сколько всего существует памятников А. С. Пушкину в нашей респуб­лике. Первый памятник в полный рост находится у Оперного театра, второй — стоит у нас. Нашлись люди, которые несли мне фотографии советских времён с памятниками Пушкину, которых сейчас нет. В частности, был памятник на территории парка Урицкого, он был очень похож на тот, что стоял в школе Кировского района. Тогда вообще часто создавали гипсовые фигуры, например, их было очень много в парке имени Горького.
Есть бюст поэта на территории лицея имени А. С. Пушкина в Зеленодольске, в лицее № 78 в Набережных Челнах, а также в посёлке Уруссу Ютазинского района. В 2019 году, в год открытия Центра Пушкина, на первом этаже также был установлен бюст великого поэта. Так что республика не особо богата памятниками, как выяснилось. Может, это будет стимулировать к чему-то в дальнейшем? В книге мы хотим рассказать также и о том, в каких городах Татарстана у нас есть улицы Пушкина. 

Кирилло-Мефодиевские чтения
Сейчас мы в школе создаём небольшой кабинет, связанный с Кирилло-Мефодиевскими чтениями, которые зародились благодаря Эмилии Агафоновне Балалыкиной. У нас собрано достаточно много материала в этом направлении, и мы хотим обобщить, систематизировать нашу деятельность и создать музейную экспозицию, в числе экспонатов которой будут представлены и труды Эмилии Агафоновны. Мы уже сейчас организовали музейные пространства в ряде кабинетов. 
Что отличает наши Кирилло‑Мефодиевские чтения от других школьных конференций? Это то, что, во-первых, по итогам чтений выпускаются сборники. В рамках Программы «Реализация национальной политики в Респуб­лике Татарстан» данный проект ежегодно поддерживается. Вышло уже 6 сборников, в каждом собраны тезисы работ ребят за несколько лет. Не все школьные конференции заканчиваются выпуском подобных сборников. Во‑вторых, у нас есть правило — если это научная конференция, то её должны оценивать только компетентные люди, учёные из всех вузов, с которыми мы сотрудничаем, представители консерватории, музейных сообществ. Для сохранения объективности ни одного учителя в жюри у нас никогда не было. В рамках чтений для ребят, приехавших со всей республики, проходят экскурсионная программа «Казань литературная» и экскурсия в Центр Пушкина, в Дом Дружбы народов, торжественная церемония открытия и закрытия. Это достаточно яркое событие, для меня оно тоже одно из дел жизни, в котором заложена частичка моей души.

Фолк-группа «Отава Ё» на «ПушкинФЕСТе».

 

Фестивали
Радует, что уже появились традиции, связанные и с нашим Центром. Например, «ПушкинФЕСТ» (хотя я, как русский филолог, это слово и не люблю — зачем засилье этих «фестов» у нас: и «Аксёнов-фест», и «ПушкинФЕСТ», и другие). Пусть у него ещё небольшая история, тем не менее этот шестидневный фестиваль очень интересен, и у него есть большое будущее, на мой взгляд. Его делают неравнодушные люди, и каждый день фестиваля не похож на другой. Один день посвящён классическому искусству, другой — народной культуре, третий — детству, следующий — науке. Таким образом, все грани пушкинского гения сливаются воедино в рамках этих шести дней. Мы рады, что парк «Чёрное озеро» идёт нам навстречу, и часть программы мы проводим там. Считаю, что для нас важно развивать это взаимодействие с парком «Чёрное озеро», потому что Культурный центр имени Пушкина находится в непосредственной близости к нему. Мечтаем, чтобы «Святочные забавы», которые мы также проводим вот уже несколько лет, тоже вышли наконец за стены здания. Это очень интересный проект, и как-то само собой напрашивается, чтобы он стал уличным мероприятием.
Как известно, всё начинается с малого. К примеру, был в ДК им. Саид-Галиева фестиваль хоровых коллективов имени А. В. Коткова, названный в честь первого создателя местного хорового коллектива. У меня зародилась идея расширить границы и сделать его республиканским. Хоровое искусство — это исконная традиция русской культуры, конечно, во многом зародившаяся в глубине духовного искусства, но уже потом разросшаяся до народных хоровых коллективов и других уже в советское время. Это достаточно широкое явление, которое, к сожалению, трудно выживает, особенно в наше время. Но сейчас практически все районы республики участвуют в этом фестивале. 

Стихи или проза
Многие говорят, что мне надо писать. И я ловлю себя на мысли, что, если бы не моя бурная деятельность, я бы этим занялась и, безусловно, обратилась бы к прозе. Поэзия — это что-то очень личное, а чтобы поделиться личным, на мой взгляд, надо иметь определённую силу духа. Хотя не скажу, что мне неподвластны какие-то поэтические рифмы, мотивы. Просто в прозе я вижу больше возможностей для самораскрытия, для того, чтобы выразить свои мысли и донести личные впечатления.
Я не стала бы создавать чисто мемуары, а это было бы смешение философской прозы с опорой на реальные факты и события. Размышления о смысле жизни через какие-то жизненные ситуации. 
Например, в силу того, что я всегда спешу, приходится регулярно пользоваться услугами такси. Иногда поездка бывает очень длинной, и каких только разговоров не было, каких только разных людей за рулём я не встречала! От капитана речного судна, которому скучно зимой сидеть дома, и бывшего лётчика, который рано вышел на пенсию, заканчивая мигрантами, людьми разных социальных слоёв. Я понимаю, что наши беседы надо записывать. Если сделать из таких зарисовок книгу, получится что-то необычное. Социологам нужно почаще ездить в такси. Они сразу смогут повстречать все слои общества и зафиксировать их мысли и чаяния, и не нужно никаких формальных опросов населения по телефону. 

Как найти время 
на отдых?

Я любитель речных путешествий, и вы знаете, как я их выбираю? Нужно найти такой маршрут, чтобы в нём встречались города, которые я давно не посещала. Но главное, нужно, чтобы на эти дни не выпадало никаких праздничных дат: 8 июля — День памяти святых Петра и Февронии; 14 июля — день рождения Державина; 21 июля —день памяти Иконы Казанской Божией Матери; 28 июля — День крещения Руси. В эти дни я не могу уехать, поэтому даже моё самое любимое занятие, которое снимает весь этот накал, мне порой бывает сложно организовать.
В партийные времена 7 ноября обязательно проходила демонстрация. И всегда в этот день выпадал снег. Люди идут довольные, с детьми, с шариками, поют песни. А мы в это время в Суворовском училище, в котором ночевала головная колонна, чистим от снега заставку с названием района. Люди поют, музыка играет, а мы работаем. Такое впечатление у меня осталось о демонстрации. То же самое и теперь. Например, просто поесть блины во время организуемой нами Широкой Масленицы тоже не удаётся, к сожалению. И отдохнуть как рядовой путешественник я могу только во время речных круизов. 
В одно время стало популярным во время этих путешествий включать в экскурсии посещение монастырей, и это помогло мне прийти к духовности. Монастыри, к счастью, возрождённые и возрождаемые, позволяют понять весь пласт русской культуры до глубины и ментально окунуться ещё больше в русскость. Я не говорю об огромной познавательной стороне — даже в маленьких городах всегда встречаюсь с экскурсоводами-энтузиастами, которыми можно только восхищаться. Это тоже подпитывает, когда видишь, как люди любят своё дело, свою землю.

Планы на будущее
В Центре русского фольклора зародился очень интересный конкурс — «Русская народная игрушка». Сейчас мы видим, что накопилось такое количество ярких работ, что необходимо создание Музея русской игрушки. Мы мечтаем, чтобы у Центра русского фольклора появилось своё здание — это ещё один проект, которым я занимаюсь. Тогда в нём обязательно будут и Музей русской игрушки, и Музей русского костюма. 
Хотим установить мемориальную доску Софье Радзиевской — детской писательнице, местной Бианки, на произведениях которой мы все воспитывались. Она заслуживает этого, равно как и переиздание её книг. В наше время вообще не хватает детской литературы как таковой. 
Очень хочется дойти до изучения состояния того же поэтического литературного мира в городах республики. Мы знаем казанских поэтов, но и в других городах Татарстана их много. Порой талантливые люди уходят в мир иной, а мы не успели их хорошо узнать и показать их творчество. 
У меня и так круг общения был колоссально велик, но сейчас он разросся неимоверно! Мне всегда легко удаётся найти общий язык с людьми. Не потому, что я под всех подстраиваюсь, а потому, что хочу каждого из них понять и принять таким, каков он есть. Имя Ирина в переводе с греческого означает «мир». Может, я идеалистка, но я хочу, чтобы мы все вместе дружно, в едином порыве трудились над общим делом. 

Записала Алина ЕРМОЛАЕВА

Фотографии Юлии КАЛИНИНОЙ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев