Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Мир на полотне

Казанская импровизация Кандинского

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) — один из самых значимых мастеров русского и мирового искусства ХХ века, основоположник абстракционизма, который на практике и в теоретических трудах обосновывал идеи и вырабатывал принципы беспредметного искусства, определив один из векторов развития современного искусства.

К 110-летию создания картины «Импровизация № 34» 
из собрания Государственного музея 
изобразительных искусств 
Республики Татарстан 

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) — один из самых значимых мастеров русского и мирового искусства ХХ века, основоположник абстракционизма, который на практике и в теоретических трудах обосновывал идеи и вырабатывал принципы беспредметного искусства, определив один из векторов развития современного искусства. Основываясь на антропософских и теософских исканиях, новейших научных открытиях о строении атома и новой концепции строения материи, Кандинский признавал объективно существующее духовное начало, поиск и визуальное выражение которого должно стать основной целью всех видов искусства. Кандинский считал, что художник наделён даром особого видения, и он должен улавливать сокровенную духовную жизнь и воплощать её в своём произведении, отринув внешние, поверхностные и случайные, материальные формы, исходя из «принципа внутренней необходимости».
Кандинский делил свои абстракции на три группы: импрессии, импровизации и композиции, подразумевая степень их удалённости от визуальных впечатлений. Если импрессии — это наиболее непосредственные чувственные реакции на видимый мир, то высшей формой творчества для Кандинского являлись композиции, максимально оторванные от предметности, драматургия которых осуществлялась чисто живописными средствами, особыми возможностями линии, пятна, каждого отдельного цвета и их сочетаний. Картина Василия Кандинского «Импровизация № 34» 1913 года относится к промежуточной группе, которая подразумевает активное переосмысление впечатлений с участием фантазии и интуиции (всего художником было создано 36 «импровизаций»). 
Восприятие любого произведения искусства, а беспредметного — в наибольшей степени, является своеобразным творческим актом, зависящим от индивидуальных качеств зрителя, суммы определённых знаний и личного опыта, пробуждая ряд разнообразных ассоциаций, стимулируя процесс осмысления не только самого произведения, но и той философской картины мира, которую оно отражает. В «Импровизации № 34» с особой силой воплотились те эсхатологические настроения, которые были свойственны Кандинскому и другим европейским художникам, чьё обострённое восприятие мира вызывало в них предвидение грядущей катастрофы — Первой мировой войны, разрушившей целые империи и жизни миллионов людей. На полотне Кандинского разворачивается грандиозное противостояние тёмных и светлых сил, втягивающее в свой водоворот всё окружающее. Как бы чёрный цвет, в трактовке художника — цвет смерти, символ вечного безмолвия без будущего и без надежды, не стремился подавить и поглотить всё вокруг, белый цвет — символ Вселенной, великого безмолвия, наполненного возможностями, спокойно и безмятежно противостоит ему, вселяя уверенность в то, что земной мир во всём его разнообразии — с сомнениями и убеждениями, слабостями и могуществом, выраженными многокрасочной палитрой, — сможет выстоять в этой великой битве. Неслучайно в нед­рах белого, как в женском лоне, пульсирует жёлтый солнечный цвет, символизируя зарождение нового светлого мира.

Керстин Нике (Германия, Кёльн). 
Фрагмент видеограммы «Импровизация № 34». 
2023. Собственность автора

Сегодня «Импровизация № 34» Кандинского — одна из жемчужин собрания Государственного музея изобразительных искусств Респуб­лики Татарстан. Тем, что эта картина принадлежит нашему музею, мы в определённой степени обязаны самому художнику, который в первые годы после революции 1917-го активно участвовал в реорганизации художественной жизни молодого советского государства — в выработке и реа­лизации концепций системы государственных выставок и государственных закупок, научных исследований в сфере искусства, художественного образования, музейной работы, в т. ч. создания Музеев живописной культуры (МЖК). МЖК должны были открываться в разных городах страны и показывать в своих экспозициях эволюцию формального и художественного языка, представляя историю развития русского искусства от иконы до авангарда. В 1919–1920 годах Кандинский возглавлял Московский МЖК и Всероссийскую закупочную комиссию при Музейном бюро Наркомпроса РСФСР. ­Основной задачей Музейного бюро было распределение закупленных произведений искусства по музеям России. 
Путь «Импровизации № 34» в Казань начинался как раз с Музейного бюро, куда картина поступила в 1919 году, в 1920-м её передали в Московский МЖК и поместили в постоянную экспозицию. После расформирования МЖК в 1929-м «Импровизация» попала в Третьяковскую галерею, откуда в 1932 году она была передана, наконец, в художественный отдел Центрального музея Татарской АССР, а после создания на его основе Музея изобразительных искусств ТАССР в 1959 году вошла в собрание нового музея (ныне ГМИИ РТ). Долгие годы «Импровизация» Кандинского находилась в музейных запасниках, в «самых дальних углах», подальше от глаз не слишком компетентных в искусстве начальников и проверяющих, дабы уберечь от обвинений в «формализме» и «списания». 

Елена Волкова (Россия, Казань). 
Конфетки. 
2021. Холст, масло, акрил. Собственность автора

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) — один из самых значимых мастеров русского и мирового искусства ХХ века, основоположник абстракционизма, который на практике и в теоретических трудах обосновывал идеи и вырабатывал принципы беспредметного искусства, определив один из векторов развития современного искусства. Основываясь на антропософских и теософских исканиях, новейших научных открытиях о строении атома и новой концепции строения материи, Кандинский признавал объективно существующее духовное начало, поиск и визуальное выражение которого должно стать основной целью всех видов искусства. Кандинский считал, что художник наделён даром особого видения, и он должен улавливать сокровенную духовную жизнь и воплощать её в своём произведении, отринув внешние, поверхностные и случайные, материальные формы, исходя из «принципа внутренней необходимости».

Роберто Джанинетти (Италия, Верчелли). 
Точка и линия на плоскости. Посвящение В. Кандинскому. 
2019. Бумага, цветная ксилография. Из собрания группы «Графком» (Казань)

Кандинский делил свои абстракции на три группы: импрессии, импровизации и композиции, подразумевая степень их удалённости от визуальных впечатлений. Если импрессии — это наиболее непосредственные чувственные реакции на видимый мир, то высшей формой творчества для Кандинского являлись композиции, максимально оторванные от предметности, драматургия которых осуществлялась чисто живописными средствами, особыми возможностями линии, пятна, каждого отдельного цвета и их сочетаний. Картина Василия Кандинского «Импровизация № 34» 1913 года относится к промежуточной группе, которая подразумевает активное переосмысление впечатлений с участием фантазии и интуиции (всего художником было создано 36 «импровизаций»). 
Восприятие любого произведения искусства, а беспредметного — в наибольшей степени, является своеобразным творческим актом, зависящим от индивидуальных качеств зрителя, суммы определённых знаний и личного опыта, пробуждая ряд разнообразных ассоциаций, стимулируя процесс осмысления не только самого произведения, но и той философской картины мира, которую оно отражает. В «Импровизации № 34» с особой силой воплотились те эсхатологические настроения, которые были свойственны Кандинскому и другим европейским художникам, чьё обострённое восприятие мира вызывало в них предвидение грядущей катастрофы — Первой мировой войны, разрушившей целые империи и жизни миллионов людей. На полотне Кандинского разворачивается грандиозное противостояние тёмных и светлых сил, втягивающее в свой водоворот всё окружающее. Как бы чёрный цвет, в трактовке художника — цвет смерти, символ вечного безмолвия без будущего и без надежды, не стремился подавить и поглотить всё вокруг, белый цвет — символ Вселенной, великого безмолвия, наполненного возможностями, спокойно и безмятежно противостоит ему, вселяя уверенность в то, что земной мир во всём его разнообразии — с сомнениями и убеждениями, слабостями и могуществом, выраженными многокрасочной палитрой, — сможет выстоять в этой великой битве. Неслучайно в нед­рах белого, как в женском лоне, пульсирует жёлтый солнечный цвет, символизируя зарождение нового светлого мира.

Рамин Нафиков (Россия, Казань). 
Лёгкость. 
2020. Холст, масло. Собственность автора

Сегодня «Импровизация № 34» Кандинского — одна из жемчужин собрания Государственного музея изобразительных искусств Респуб­лики Татарстан. Тем, что эта картина принадлежит нашему музею, мы в определённой степени обязаны самому художнику, который в первые годы после революции 1917-го активно участвовал в реорганизации художественной жизни молодого советского государства — в выработке и реа­лизации концепций системы государственных выставок и государственных закупок, научных исследований в сфере искусства, художественного образования, музейной работы, в т. ч. создания Музеев живописной культуры (МЖК). МЖК должны были открываться в разных городах страны и показывать в своих экспозициях эволюцию формального и художественного языка, представляя историю развития русского искусства от иконы до авангарда. В 1919–1920 годах Кандинский возглавлял Московский МЖК и Всероссийскую закупочную комиссию при Музейном бюро Наркомпроса РСФСР. ­Основной задачей Музейного бюро было распределение закупленных произведений искусства по музеям России. 
Путь «Импровизации № 34» в Казань начинался как раз с Музейного бюро, куда картина поступила в 1919 году, в 1920-м её передали в Московский МЖК и поместили в постоянную экспозицию. После расформирования МЖК в 1929-м «Импровизация» попала в Третьяковскую галерею, откуда в 1932 году она была передана, наконец, в художественный отдел Центрального музея Татарской АССР, а после создания на его основе Музея изобразительных искусств ТАССР в 1959 году вошла в собрание нового музея (ныне ГМИИ РТ). Долгие годы «Импровизация» Кандинского находилась в музейных запасниках, в «самых дальних углах», подальше от глаз не слишком компетентных в искусстве начальников и проверяющих, дабы уберечь от обвинений в «формализме» и «списания». 
Лишь в период «перестройки» во второй половине 1980-х «Импровизация № 34» вернулась к казанскому зрителю — сначала на выставке «Пространство — время — искусство», ознаменовавшей в 1987 году 25-летие Специального конструкторского бюро «Прометей», которое под руководством Булата Галеева воплощало в жизнь идеи синтеза искусств и синестезии, которые разрабатывал и которыми вдохновлялся Василий Кандинский. С тех пор «Импровизация № 34» обрела своё место в постоянной экспозиции музея и начала свои триумфальные гастроли, практически ежегодно участвуя во многих выставках русского авангарда, интерес к которому буквально захлестнул Европу и Америку, а также почти во всех персональных выставках художника, которые проходят в России и за рубежом.
С 18 по 28 мая 2023 года в Галерее современного искусства ГМИИ РТ прошла международная выставка «Посвящение Кандинскому. Вариации на тему “Импровизации”», объединившая художников из Казани (Александр Артамонов, Елена Волкова, Вера Карасёва, Рамин Нафиков, Андрей Соколов), Севастополя (Владимир Бойченко, Ксения Горбунова, Линда Обидина, Анна Сорокина, Юрий Манько) с собратьями по «цеху» из Германии (Ульрика Эллер-Рютер, Керстин Нике, Чая Браатц), Италии (Роберто Джанинетти), Латвии (Валентин Даниленко), Франции (Нина Ульрикс). Они представили произведения живописи, графики, фотографии, видео‑арта, вдохновлённые как самой «Импровизацией № 34», так и творчеством Василия Кандинского, в целом, его личностью, его теоретическими установками. Выставка была подготовлена музеем совместно с галереей «Зайдель» (Германия, Кёльн), руководителю которой, Галине Зайдель, принадлежит идея проекта, воплощающая мечту Кандинского о «возможно тесном сближении искусства разных стран».

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев