Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Мир на полотне

Муза Радости

После прогулки, стоя у остановки возле Оперного театра им. Мусы Джалиля, Татьяна Лярсон вдруг сказала, обернувшись к фронтону: — Это Муза на крыше. Глядя на неё в определённое время, кажется, что она держит в руках Луну. Стоит отметить, что Муза на фронтоне — это, кажется, Терпсихора, муза танца. Она держит венец в одной руке, а с другой стороны её фигуру обнимает арфа. На здании расположены ещё 8 муз — очевидно, это вдохновительницы не только театра, но и свидетельницы творческой жизни Казани. Однако рядом со мной здесь и сейчас стояла десятая Муза столицы — и её можно было бы назвать Музой Радости.

 

Муза, Философ и Творец


Радость в творчестве Татьяны — это определённая нота. Это не игривый кратковременный всплеск эмоций или восторг. Если обратиться к этимологии слова, часть источников скажет, что радость — это «луч света», «наилучшее состояние души» или «милость, благословение». И совершенно определённо, радость в творчестве Татьяны — это духовная высота, можно сказать — чистые высокие ноты, из которых складывается музыка её картин. Слово «радость» иному очень занятому человеку на первый взгляд покажется абсолютно незначительным в канве материальной реальности, или, возможно, чем-то недостижимым, «не от мира сего». Не от мира сего и Татьяна — это часто говорят те, кто с нею знаком. Да, не от мира сего — но важно отметить, что всё-таки она творит для этого мира, чем приносит ему большой Дар. Картины же Татьяны — это торжество мира, духа и мудрости, которые передают зрителю настоящее Знание. И снова — здесь и сейчас. Они как бы твердят: «Работай, душа, над собой, работай, стремись и развивайся!»
К слову, о работе духа. Если однажды вам посчастливится побывать в храме искусства — нет, не в галерее, а в мастерской художника, вы узнаете, как рождается Творение. Приоткрою завесу тайны и впущу вас в эту мистерию. По моим наблюдениям, картины к Татьяне «приходят» сами и с большим удовольствием. В первую очередь, она — глубокий исследователь, историк, философ. Её знания не ограничены количеством прочитанных книг, они у неё не технически-механические. (А мы, люди, любим считать, сколько книг прочитали за год, как будто это действительно что-то может сказать о нас, как о глубоких людях — ну что ж, простим это себе.) Если говорить о том, как Татьяна добывает Знания, то это бесконечная работа её духа и сердца. Ей доступен полёт в разные сферы, и в этом полёте она рождает мудрость, открывая тонкости мироустройства через свои картины, передавая их нам, людям. В этом и есть дар искусства и большой дар художника этому миру — мы можем посмотреть на мир большими глазами Вселенной благодаря картинам, а не как маленькие люди перед большим «непонятным и сложным». 

Зимняя ночь


И вот мы, люди, перед картиной. Если вы думаете, что пока ничего не понятно и ничего не известно, то вы не начали работать сами. Татьяна уже создала тысячи картин, которые устремляют дух человека к самым высоким и чистым вершинам. Работай, душа, работай! Смотри на картины! Что ты видишь? А что видит твоё сердце? 
По моим скромным наблюдениям, смотреть и изучать картины в галереях — это тоже искусство. Включите чувственное познание — научитесь через тело и через сердце получать информацию о том, что же хотел сказать автор. И вот, глядя на эту абстрактную живопись, кружит ли она тебя в хаосе или дарит покой? Что она даёт тебе, как человеку, а не как зрителю? Забудь о том, что ты чего-то не знаешь, но почувствуй, как наполняет тебя притча, как говорит с тобой Ангел, как веселит тебя розовый слон, как радует черепаха, которая, как мудрость, вошла к девочке в дом. Все эти образы, однажды созданные Татьяной, рождены для образования — образования души. 
Не бойтесь, что вы чего-то не поняли, и не привязывайтесь к одному смыслу. Как правило, в самых мудрых произведениях их несколько — слой за слоем они раскрываются по мере взросления нашего сознания. То же касается абстрактных картин. Именно Тать­яна однажды ответила мне на вопрос о назначении абстрактного искусства. Она отмечает, что это высочайшее мастерство, и я соглашусь с ней. Прежде чем передать ЧУВСТВО, ОЩУЩЕНИЕ и СМЫСЛ в цвете и технике, художник пройдёт длинный путь написания узнаваемых форм — животных, людей, цветов. И только в момент, когда абстрактное искусство входит в его жизнь, начинается иная реальность: она «уносит» зрителя ещё быстрее и ещё дальше, поднимая в его душе ворох чувств, ощущений, заставляя душу трудиться ещё сильнее. Не буду рассказывать дальше, оставлю читателю возможность пережить этот опыт самостоятельно. 

Выбор

 

Добро, зло и Знание 


Пока все стремятся быть взрослыми, серьёзными и «Очень Большими Людьми», загоняя себя в окаменелое рабство, напуская на себя важность и ложное чувство превосходства, творчество Татьяны призывает не забывать об истинном пути человека и о настоящей «ходовой валюте» — о духовном знании. Невозможно достичь конечной точки познания, поскольку развитие и есть бесконечное движение. Знание — это ступень развития, но если бы оно было конечно — какое же это тогда развитие? 
Что добро, что зло стремятся овладеть им, поскольку оно даёт власть. Наш мир построен на противоборстве, на контрасте, на «перетирании» добра и зла, на конфликте — возьмите любую книгу и проанализируйте сюжет, любую новость в СМИ, любую интересную историю — там везде идёт игра в шахматы между белыми и чёрными. Татьяна же вам покажет другой путь — путь создания своего мира со своими законами, а не мира чужих правил. 
И размышляя над творчеством Татьяны, я поняла, что её картины «бесконфликтны», при этом они повествуют как о добре, так и о зле с точки зрения просветлённого мудреца. Например, я не чувствую боль и страх, когда смотрю на её картины — наоборот, они наполняют пространство светом и любовью к людям. Я долго думала, чем же они отличаются от современного творчества, и поняла, что Художник не хочет делать нам больно своим искусством, чтобы «проучить», «призвать», «выразить манифест». Нет, нет, нет. Иногда, бродя по залам галерей современного искусства, мне кажется, что мне хотят сделать больно и продают мне же эту боль как правду, как истину, как Знание. В меня вселяют страх! А так делают те, кто хочет безуко­ризненной и бесконтрольной власти. А я не хочу, и душа моя не тянется к боли. Я не страдаю, я смотрю на мир как на сад, в котором ты можешь растить розы, а можешь топтать, если не развиваешься, или вообще жить в страхе от бурь. Но, позвольте, — зачем нам испытывать тревогу по поводу бурь? Бури утихнут. И что в конечном итоге после них у нас останется? Что мы делали во время непогоды? Я хочу знать ответы о том, как строить, а не как разрушать. И Татьяна говорит — стройте, работайте, создавайте, творите свой мир! 

— Ходжа, что ты делаешь?
— Леплю Луну.
— Зачем?
— Чтобы увидеть её с другой стороны.


Но, конечно, определённый пласт современного искусства находится на уровне этого противоборства, но, позвольте, — иногда мне кажется, что это лукавство и бахвальство авторов, которые объявили себя мессией говорить о современных проблемах свысока и используют эту власть как метод вселения страха — а это уже неуважение к человеку, зрителю, духу. 
Люди страдают и ощущают страдание как боль, а просветлённый мудрец и бровью не поведёт и скажет: «Ты можешь сделать другой выбор. Он у тебя все­гда есть». Человек — творческое создание, он умеет делать выбор и управлять своей жизнью. И мы снова возвращаемся к Радости. Та Радость, которая — духовная чистота, благословение, луч света. Сколько сил нужно для того, чтобы страдать? Правильно, это мы все умеем. А сколько сил — чтобы познать Радость? Определённо, в световые миллиарды лет больше. И Татьяна обращает своего зрителя к свету и добру — и не к тому, которое «отдельно где-то там», а к тому, что внутри нас, что пробуждает лучшее в нас для будущих добрых дел в нашей жизни. Развитие — это движение, свобода, лёгкость, свежий, развивающийся вихрь доброты и света, а не глухая непроходимая тьма из печалей. Чтобы идти впереди, нужно освобождать себя от груза, а чтобы освобождать себя от груза, нужно иметь смелость, и снова — отсутствие страха. Проще говоря, сколько обид и боли люди таскают за собой. Порой они их приносят даже в выставочные залы. И мы все боимся сказать, что нам это не вкусно и нам это не нравится, и нас это не вдохновляет. А говорить, может, и стоило бы. 

Вечереющие окна


В картинах Татьяны совершенно нет зла как ужасного манипулятора. Зло если и есть, то как часть этого мира, как образ, как данность равновесию Вселенной. Но там нет агрессии и нет Тьмы. Её картины полны добра и света, оттого к ним хочется тянуться, попадать в эти иные миры и сказки. Представьте, а если среди этой огромной Вселенной есть такой мир? И как вообще может быть в нашем мире недуальный, не чёрно-белый мир, а насыщенный, творческий, добрый и полный любви? Сложно представить? А вот Художник не только представил — он это знает, и даже нашёл способ передать это людям и сказать им — стройте и вы свои миры! Большая часть уникальных ключей зашифрована в искусстве. Кто понял — это теперь ваше знание. А кто нет — ищите дальше…

 

Фотографии Гульнары Сагиевой

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев