+8°C
USD 72,56 ₽
  • 9 сентября 2021 - 14:09
    О сентябрьском номере журнала "Казань"
    Дорогие друзья! На днях вышел наш долгожданный сентябрьский номер. В этом видео главный редактор журнала "Казань" Альбина Абсалямова и наши постоянные авторы Адель Хаиров и Алексей Егоров рассказывают о том, что интересного вас ожидает на его страницах!
    4451
    0
    10
  • 8 сентября 2021 - 13:28
    «Война и мир Сергея Говорухина»
    1 сентября в Казани прошел вечер памяти «ВОЙНА И МИР СЕРГЕЯ ГОВОРУХИНА». Программа вечера подготовлена группой студентов 3 курса Казанского театрального училища, под руководством народного артиста России и Татарстана Вадима Валентиновича Кешнера и Татьяны Валентиновны Лядовой.
    4636
    0
    1
Реклама
Архив новостей

Провокатор Ахметшин и Тукай

«Шау». Из серии «Шуралестан». УФ-печать на пластике, 42х60 см. 2019

 

Очередной юбилейный год — 135-летия со дня рождения поэта — Литературный музей Габдуллы Тукая отметил целым рядом выставок произведений художников Татарстана, которых глубоко волнует тема жизни и творчества Тукая. Это уже признанные мастера Виктор Аршинов, Михаил Кузнецов‑Казанский, Озад Хабибуллин, чьи работы хорошо знакомы зрителям, а также молодые художники, пытающиеся дать новые интерпретации этой традиционной для искусства Татарстана темы.

 

К этой второй категории относится художник из Набережных Челнов Данил Ахметшин, серия экспериментальных работ которого «Мечты и страхи Шурале» с 9 июня экспонируется в музее.

Данил Ахметшин — уже известный современный художник, работы которого, широко представленные большей частью в соцсетях, вызывают подчас неоднозначную реакцию и противоречивые отклики. А использование некоторых из них в сувенирной продукции стало в 2017 году даже предметом разбирательства прокуратуры. Своими работами Ахметшин сознательно провоцирует общество, стремясь развенчать сложившиеся у нас стереотипы, которые загнали Тукая и персонажей его поэзии в строгие рамки официального искусства, превратившие их в замыленные клише, вызывающие отторжение у молодого поколения. На мой взгляд, Данил Ахметшин во‑многом созвучен самому Тукаю, который был тоже выразителем коллективного сознания молодого поколения, смелым ниспровергателем традиционных устоев, эпатировавшим консервативную публику.

«Изге». Из серии «Минем Тукай». УФ-печать на пластике, 42х49 см. 2017

 

Интересно то, как работа мысли художника направлена на переосмысление и актуализацию национальных культурных кодов. Данил Ахметшин заставляет героев татарского фольклора (так хорошо нам знакомых по поэмам‑сказкам Габдуллы Тукая) жить новой жизнью, придумывая массу оригинальных ходов, — вырывает Шурале из привычного ему леса и помещает в условия современного города, придумывает историю с продолжением, в которой Шурале находит свою любовь и создаёт семью, наделяет сказочных персонажей занятиями, атрибутами и чувствами, понятными и близкими современной молодёжи. Стремясь подчеркнуть национальный колорит своих работ, художник прибегает и к хорошо известным художественным приёмам, которым он придаёт новые оттенки. Традиционными татарскими цветочными узорами он украшает современную молодёжную одежду, создаёт орнаментальные ковровые фоны портретных композиций, трансформирует их в модные тату.

«Su anasy kosukhasy». Из серии «Шуралестан». УФ-печать на пластике, 42х60 см. 2019

 

Манера у художника намеренно упрощённая, примитивистская, напоминающая одновременно и народный лубок, и современные «мультяшки», позволяющая автору сосредоточиться на самом существенном. Ведь главное в этих работах — собственно высказывание, а не живописные изыски, которые отвлекали бы от заложенной в художественный текст идеи. И в этом тоже прослеживается определённая параллель с Тукаем и национальными художниками его времени, которые делали первые шаги в изобразительном искусстве.

«КамАЗ һәм КамГЭС». УФ-печать на пластике, 42х60 см. 2017

 

В то же время творчество Данила Ахметшина выдаёт и профессиональную подготовку автора, и его достаточно широкую художественную эрудицию. В его работах — грамотно выстроенные композиции, хорошо продуманный колорит, разнообразие художественных приёмов, в том числе авангардного искусства — фотомонтаж, коллаж. По сути, Данил Ахметшин своим творчеством отражает определённое направление развития искусства, которое есть (а, по сути, и должно быть) в среде молодёжи, идущей вперёд и ищущей своих собственных путей.

«Су анасы & Шүрәле он боард». Из серии «Бульвар Шишкина». УФ-печать на пластике, 42х60 см. 2017

 

Но сама выставка, как самостоятельна часть художественного процесса, несколько разочаровывает. Вместо оригинальных произведений изобразительного искусства, которых априори ждёшь на художественной выставке, тебя встречают, по сути, цифровые репродукции. Сам автор в одном из интервью так объясняет выбор им этой техники: «Я работаю печатником на УФ‑принтере в рекламной компании, на котором печатаю таблички и стенды. На нём же я печатаю свои картины для выставок. Это удобно и доступно. Раньше я стеснялся печатать свои работы на пластике и выставлять их без рам. Но организатор одной выставки распечатала мои работы на пластике, и мне понравилось, как это смотрится».

«Джадид». Из серии «Минем Тукай». УФ-печать на пластике, 42х43 см. 2017

 

На мой взгляд, если в интернет-пространстве компьютерная графика Данила Ахметшина смотрится органично, то на музейных стенах цифровые принты воспринимаются как нечто инородное. Ведь сама техника, выбранная Данилом Ахметшиным, оставляет в стороне разнообразие технических возможностей компьютерной графики и имитирует обычный рисунок, что само по себе вводит в заблуждение зрителя, рождая в нём неоправданные ожидания.

«Сёрфинг Тукай». Из серии «Минем Тукай». УФ-печать на пластике, 42х60 см. 2017

Реклама

 

Возможно кому-то моё мнение покажется брюзжанием представителя старшего поколения, не понимающего молодёжных трендов… Но у каждой среды есть свои законы. То, что хорошо в соцсетях, в музейном пространстве воспринимается как диссонанс. Я не жду от художника каких-то живописных откровений (в данном случае они совершенно излишни), но есть огромное количество графических техник, которые могут адекватно передать идеи автора в художественных формах и позволят зрителю на выставке в музее воспринимать его работы не только с содержательной, но и с эстетической точки зрения.

Без названия. Из серии «Минем Тукай». УФ-печать на пластике, 42х60 см. 2017

 

Подлинно художественным произведение становится тогда, когда содержание и форма образуют гармоничное единство. Тукай это понимал очень хорошо и, ниспровергая старые идеи и неся обществу новые, всегда стремился к совершенству своих стихотворных форм. Наверное, стоит и нашим современным художникам, ставящим перед собою задачи по актуализации наследия Тукая и татарской культуры, подумать об этом…

«Шүрәле-кыз». Из серии «Әкиятләр» УФ-печать на пластике, 42х60 см. 2016

 

«Т.О.». Из серии «Шуралестан». УФ-печать на пластике, 42х60 см. 2019

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: