Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Как отличить фейк о коронавирусе от правды?

Общественная палата РФ и Фонд защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) разработали рекомендации, как отличить фейковые сообщения о коронавирусе в сети

Как отличить фейк о коронавирусе от правды?

Общественная палата РФ и Фонд защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) разработали рекомендации, как отличить фейковые сообщения о коронавирусе в сети

Распространяют фейки о коронавирусе у нас четыре группы.

1. Первая — это профессиональные провокаторы из-за рубежа. Их задача понятна — дестабилизация социальной обстановки.

2. Вторая группа — это местная “пятая колонна”, которая живет по принципу “чем хуже у нас, тем лучше для них”.

3.Третья — это блогеры, в том числе юные, которым рассказывают, что вот сейчас они что-нибудь остренькое сделают и прославятся.

  1. Четвертая группа — это люди, которых используют втемную, это мамы, бабушки, которые состоят в чатах подъездов, родителей. Это самая массовая группа»,


Эксперты рабочей группы выделяют ряд признаков, указывающих на недостоверную информацию, целью которой является вселение страха и паники.

«Как правило, сообщение анонимное и очень эмоциональное. При этом не содержит ни одного факта, который можно было бы перепроверить. Распространяются сведения об угрозе жизни и здоровью неограниченного числа людей и о наличии жертв, как правило многочисленных», — говорится в перечне признаков фейковых новостей.

Кроме того, как отмечено в презентации, имеется указание на то, что власти скрывают информацию во избежание паники или народных волнений. Якобы именно поэтому в СМИ об этом нет ни слова. Отдельно подчеркивается, что значимая для общества информация об «истинных» масштабах реально произошедшего бедствия скрывается. Источником указывается далекий родственник, знакомый или «свой человек в правоохранительных органах».

«Просьба к максимальному распространению информации. Сообщение распространяется в социальных сетях и через мессенджеры. Часто, если погуглить, можно обнаружить точно такой же слух, распространявшийся в другом регионе или стране несколько лет назад», — указано в перечне.

Аудитория склонна верить плохому

Вообще фейковые новости, как рассказала Галина Солдатова, доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии Московского института психоанализа, воспринимают только 10 процентов аудитории. Однако для эффекта хватает и этого, тем более что в кризисной ситуации число распространителей ложной информации увеличивается в два-три раза.

«Нужно развивать в себе критичность. Очень часто мы попадаемся на то, что репостят люди, которым мы доверяем. Надо проверять источник информации: кто автор текста, профессионал ли он, есть ли у него авторитет. Сообщение по принципу “британские ученые установили…” вообще должны вызывать скепсис. Хорошо сработает и правило, которым пользуются журналисты: проверять информацию в трех независимых друг от друга источниках», — сказала РИА «Новости» Солдатова.

Однако, как утверждает Малькевич, общие слова о том, что нужно изучать и перепроверять информацию, на людей уже не действуют.

«Но это психология. Люди склонны верить в плохое. Они склонны вестись на это, к сожалению», — объясняет феномен член ОП РФ.

Меньше фейков, больше новостей

Впрочем, полная самоизоляция от информационного поля вряд ли разумный выход из ситуации. Так, эксперты ФЗНЦ подготовили рекомендации о том, как читать новости и получать при этом минимальное количество фейков.

«Подпишитесь на ленты разных СМИ и сверяйте информацию. Эмоциональные СМС в родительском чате поставьте на последнее место в списке достоверных. Не рассылайте сообщения, не убедившись в их достоверности, не плодите фейки», — говорится в рекомендациях фонда.

Солдатова советует обращать внимание на ошибки в тексте, странные выражения и словосочетания, плохой перевод с иностранного языка.

 

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев