Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Театр как средство развития личности

Как привить ребёнку культурные ценности с помощью театра?

Многих в детстве часто водили в театры. Школьники и сейчас ходят на спектакли; происходит это в рамках культурного воспитания и образования детей. Также и многие родители предпочитают посещать театры с детьми не только в развлекательных, но и образовательных целях.

«Казань» решила узнать о том, как правильно выстроить процесс культурного воспитания ребёнка и какую роль в этом может сыграть театр. Своим мнением поделились педагоги театральной студии детского творческого развития «Оперение».


Обрести себя нового

— Смысл нашей работы — не сделать из детей актёров, а приобщить их к культуре, — уточняет актёр театра им. Качалова, мастер художественного слова и педагог Казанского театрального училища Вадим Кешнер.

 

— Театр действительно развивает. Ребёнок начинает мыслить, принимать свое восприятие, сопоставлять — и тогда происходит его личностный рост. Наша цель — показать юному человеку, что такое хорошо, а что — плохо; на что нужно обратить внимание, а на что не стоит.

 

— Почему именно театр по вашему мнению выступает эффективным средством приобщения к культуре, дает импульс для развития и воспитания?

 

— Дело в том, что сценическое искусство настолько заразительно в своём проявлении, яркости и проблематике, что оно не может не вызывать заинтересованность у человека, особенно у юного.


Кешнер уверен, что ребёнка нельзя воспитать бесконечными «нельзя», особенно в контексте его культурного развития. Гораздо тактичней будет постараться найти понятный ему язык:

 

— Важно, чтобы ребёнок понял: от взрослых не только угроза и наказание исходят, но и поддержка. Тогда это даёт мир в коллективе и семье. Особенно сложен переходный, подростковый возраст. Этот трудный психофизический период необходимо преодолеть в доброжелательности и поддержке. А доброжелательность в педагогике — это половина работы. Ты должен принимать человека, несмотря на все его прорехи, и в то же время быть требовательным. Тогда это способствует укреплению внутреннего культурного стержня в ребёнке, — считает актёр.

Как отмечает режиссёр «Молодежного театра на Булаке» Рустам Фаткуллин, сейчас молодёжь идет на спектакли за ощущением сиюминутности, мощным энергетическим посылом.

 

— Театр — это форма живого общения зрителя и актёра, где первый после просмотра спектакля может осмыслить предоставленную на размышление информацию. Он — тоже участник спектакля, сотворец, а значит важно, чтобы он был в тесной творческой связи с актёром. Для этого ему необходимо обладать коммуникативностью, которую театр тоже развивает, — рассуждает режиссёр.
 

Рустам Фаткуллин считает, что театр помогает человеку раскрепоститься:

 

— Погружаясь в спектакль и забывая о том, что это постановка, зрителю приходится перестраивать себя, выходить из тех рамок, в которых он привык существовать. Это позволяет ему пересмотреть себя, свои зажимы, и, возможно, избавиться от них.

Касаясь темы зажимов, важно отметить, что они, как правило, становятся результатом неграмотного, грубого воспитания. Чуткость восприятия, тонкий уровень понимания, что так важны в культурном становлении ребёнка, выступают и как обязательные атрибуты педагогической работы с детьми.

 

Выстроить коммуникации

Говоря о проблемах воспитания, педагоги «Оперения» отмечают многое, на что стоит обращать внимание и родителям. Грамотное воспитание не ограничивается только доброжелательным отношением и требовательностью. В работе с детьми есть определенная специфика — не выстраивая ребёнку строгих рамок, ему нужно задавать направление в развитии. И здесь главная роль отводится диалогу, важность которого подчеркивает Наталья Отлетаева, художественный руководитель, врио директора студии:

— Наша работа кропотливая, и вне зависимости от специализации мастера, она складывается в большей части из общения. Оно становится залогом того, что у ребёнка растёт самосознание, — это самое ценное. Если мы с этим справляемся — то это самая большая наша заслуга.
 


Как снова можно убедиться, коммуникация очень важна, — она лежит в основе воспитательного процесса. К сожалению, у современного ребёнка с ней часто возникают проблемы, о чём рассказывает Рустам Фаткуллин:

— Дети очень мало читают, переключая свое внимание на гаджеты. Ребёнок замыкается в себе, своём виртуальном мире, и это очень серьёзно сказывается на его способности общаться. Книга является важным средством развития личности. Безусловно, компьютеры —это удобно, быстро, но это приводит к клиповости сознания, стереотипности. Дети начинают упрощенно воспринимать мир, ограничиваться в проявлениях, и у них появляются зажимы.

 

Зачастую формальный подход преподавания художественных произведений в школе способствует появлению безразличия к ним у детей и подростков. Решение этой проблемы находится в театре, который существует в тесной связи с литературой. Книга даёт миру слово, а сцена вдыхает в него новую жизнь, наделяя гаммой эмоций. Театр приближает литературное творчество к сердцу человека, и это способствует его духовному обогащению. 

В театральных постановках литературное творчество обретает новую жизнь. Даже небольшое или малоизвестное произведение может захватить зрителя. Также театрализованное знакомство с произведениями зачастую позволяет взглянуть на известные сюжеты по-новому, воспринимать их свежим взглядом, за рамками школьного академизма.

— Чтобы снова устроить креативный взрыв, приходится создавать условия с помощью театра. По сути, ничего нового не происходит, театр даёт возможность человеку вспомнить самого себя: быть спонтанным, органичным, быть красивым, порой быть нелепым, — то есть быть разным, но при этом оставаться собой. Это может идти в разрез стереотипам о том, каким должен быть человек, но желательно, чтобы человек был живым, настоящим, со своей историей, — констатирует Наталья Отлетаева.

Театр является хорошим источником эстетических ориентиров, как минимум потому, что сочетает в себе другие виды искусства: музыку, литературу, изобразительное искусство. Это и делает его отличным средством приобщения к культуре. Анализируя многолетний опыт педагогов можно сделать вывод, что сложный процесс приобщения детей к культуре требует соблюдения и некоторых правил воспитания. Только тогда это станет залогом того, что ребёнок будет расти инициативным, свободным, культурным человеком.

 

Подготовил: Юрий Блинов

Фото: Казанский ТЮЗ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев