Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Новости

Томский областной театр драмы представил казанцам спектакль «Преступление и наказание»

В Татарском государственном академическом театре им. Г. Камала состоялся показ экспериментального спектакля «Преступление и наказание» в рамках Всероссийского фестиваля-форума молодой режиссуры АРТМИГРАЦИЯ.

«Преступление и наказание» Томского областного театра драмы, пожалуй, стало одним из ярчайших событий Всероссийского фестиваля-форума молодой режиссуры, который проходит в Казани в эти дни. Впрочем, каждый представленный на фестивале спектакль самобытен, каждый – это своего рода эксперимент, вызов и колоссальная работа всех тех, кто над ним трудился. И всё же именно хорошо знакомая каждому со школьной скамьи история Родиона Раскольникова особенно запоминается. И дело не только в том, что спектакль идёт почти три с половиной часа, а атмосфера его не отпускает и после выхода из зрительного зала. Впрочем, согласитесь, роман Фёдора Михайловича Достоевского огромен, глубок и в принципе его сложно уместить в два часа. Скорее всего этот тот случай, когда больше хочется говорить не о том, что нам показали, а как именно это было сделано.

Режиссёр спектакля Максим Соколов, родившийся в Санкт-Петербурге и окончивший актёрский курс СПбГАТИ и режиссёрский факультет ГИТИСа, является постоянным участником режиссёрских лабораторий и фестивалей, а также был номинантом на Российскую Национальную театральную премию «Золотая Маска» и несколько раз его работы входили в лонг-лист Премии. Его особое видение, ощущение духа времени и креативность позволили рассказать известную историю другим языком, порой иначе расставляя акценты. Получилась необыкновенно сильная в эмоциональном плане работа, однако следует иметь в виду, что не каждый готов понять её и принять. Большая часть представленных на фестивале спектаклей созданы отнюдь не как развлечение, они заставляют зрителя думать, анализировать, сопоставлять. Порой и вовсе становятся зеркалом, в которое не хочется смотреть.

Так и «Преступление и наказание» Максима Соколова непременно выведет зрителя из зоны комфорта. Причём начнёт это делать с самого начала, когда почтенная публика окажется не на привычном месте – в зрительном зале, а на сцене. Артисты же наоборот то и дело уходили со сцены и вели диалоги, усевшись в кресла зрительного зала.

Создателям спектакля удалось показать тот самый мрачный Петербург Достоевского – на сцене то и дело лил дождь, создавая ощущение сырости и тоски, приглушённый свет давил своей тяжестью. Актёры не скупились на выражение эмоций, проживая свои образы и порой словно выворачивая душу наизнанку – свою или зрительскую.

Максим Соколов, вдохновлённый лентами гонконгского режиссёра Вонга Кар-Вая одел своих героинь в типичные для его фильмов платья и порой казалось, что перед нами и правда сейчас будет сыграна сцена из, скажем «Любовного настроения». Тема кино в целом нашла своё отражение в спектакле – на сцене стоят телевизоры, на экранах которых то и дело что-то показывают, кругом валяются стопки видеокассет. Всё это – истории, других героев, других людей. Впрочем, и наших героев снимают то на кинокамеру, то на камеру смартфона. Всё запечатлено, всё записано, каждое слово, каждый жест.  

Отдельно стоит сказать о звуковом сопровождении спектакля, от которого то и дело по телу пробегали мурашки, и о хорошо подобранной музыке, которая порой помогает разрядить обстановку.

Раскольников в этой истории действительно напоминал загнанного зверя – манерой поведения, речью. Начиная с первого появления героя, когда он тащил за собой два огромных мешка, оставляя на мокрой от дождя сцене кровавые следы, заканчивая встречей с Сонечкой на каторге, когда они, лёжа на земле наконец обретают какую-то надежду на светлое будущее (причём на эту мокрую от дождя, крови и разлитых напитков сцену неоднократно ложатся все герои).

Большое внимание в спектакле уделялось и истории Свидригайлова. Их совместные сцены и диалоги с Раскольниковым особенно запоминаются. Он, словно двойник Родиона, только не сумевший сделать в своё время верный выбор и теперь оказавшийся в той самой бане с пауками.

Что было совершенно неожиданно увидеть в спектакле – так это юмор. Разумеется, не тот самый добрый и безобидный. Юмор здесь такой же «нервный», резкий, как и сама постановка. Но он всё же есть.

Завершается история под вновь популярную в последние годы благодаря сериалу «Очень странные дела» песню «Running Up That Hill». И эта композиция, вместе с финальной сценой и надписью «Смерти нет», которую прямо во время спектакля вывела на стене одна из героинь, словно глоток свежего воздуха, после более чем трёхчасового погружения в затхлую и страшную атмосферу Петербурга Достоевского. И так рождается надежда, что всё будет хорошо, и у героев истории, и у зрителей, которые в какой-то степени были и участниками происходящего.

Фото предоставлены организаторами Всероссийского фестиваля-форума молодой режиссуры АРТМИГРАЦИЯ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев