+10°C
USD 75,03 ₽
Реклама
Архив новостей

Усман Альмеев, человек, служивший национальному искусству...

24 апреля исполняется 105 лет со дня рождения народного артиста Татарстана Усмана Гафиятовича Альмеева.

Он прожил яркую и долгую жизнь, однако его нельзя назвать баловнем судьбы. В пятилетнем возрасте он остался без матери, несколько лет воспитывался в детском доме, окончил сельскую школу, а 13 лет от роду поехал в Казань поступать в театральный техникум. В 22 года в качестве студента Оперной студии при Московской консерватории спел перед прославленным режиссером Константином Сергеевичем Станиславским песню на французском языке, а потом прозвучали слова похвалы и одобрения от мэтра: «Вы спели как французский мальчик». Профессиональному мастерству его обучали лучшие педагоги консерватории и солисты Большого  театра. Разве это не громадный  рывок в судьбе совсем еще молодого человека? И случаен ли он?  Думаю, что совершенно не случаен. С малых лет он осознавал, в чем его предназначение. Наставники еще в школе прочили ему: «Этот мальчик будет артистом».

В 13 лет он принял твердое решение стать артистом и потом неуклонно, невзирая на преграды и трудности,  следовал к своей цели. Он неутомимо и непрерывно созидал самого себя, свою личность. Был страстным библиофилом, отовсюду из гастролей возвращался с книгами. По словам Надира Усмановича, у отца сложилась прекрасная библиотека. И мера созидания, сотворения своей личности, скорее всего, определялась не только певческим даром, но и силой характера. Жизнь неоднократно ставила его перед судьбоносным выбором.  Шестнадцатилетним подростком он мог стать студентом авиационного института и жить в теплом общежитии, но он предпочел учиться в театральном техникуме. «Общежитие наше находилось на улице Муштари, рядом с художественным училищем. Через Лядской садик к нынешнему музыкальному училищу  я добегал босиком, потому что обуви у меня никакой не было, купить тоже было не на что. Вдобавок, в общежитии на кроватях невозможно было спать по причине того, что все деревянные доски зимой  сожгли в буржуйке, торчали лишь голые железные каркасы, поэтому мы спали на матрасах на полу», - пишет Усман Альмеев в своей книге «Годы и песни».

Вот еще примечательный факт. В том самом  общежитии у него был толстенный том дореволюционного издания всех произведений Пушкина под одной обложкой. Юноша мерз, мужественно терпел холод в течение многих месяцев, но сжечь книгу у него рука не поднялась, наоборот, он постоянно читал и вдохновлялся пушкинскими строками.

В послевоенные годы, будучи уже признанным артистом, Усман Альмеев выступил с сольным концертом в Колонном зале в Москве, а затем последовало приглашение работать в Госконцерте, который организовывал гастрольные туры для Большого театра по всему Советскому Союзу. Это были годы, насыщенные яркими выступлениями,   незабываемыми впечатлениями… Новые города, новые республики, национальные театры, встречи с деятелями культуры и искусства разных народов…  Но именно на пике взлета артистической карьеры, когда певец получил широкое признание по всему Союзу, Усмана Альмеева позвали в родной Татарстан, чтобы на сцене Казанского оперного театра служил национальному искусству.

Усман Гафиятович с присущей ему неутомимостью и всей силой своего таланта взялся за освоение, а по сути, созидание татарского оперного сценического искусства. При желании, наверное, он мог бы благополучно продолжать гастролировать по стране и жить в Москве. Но выбор был сделан. В Казани перед ним открывалась волнующая неизвестность и возможность первым сотворить образы национального оперного искусства.  

Гульсира Гайнанова

Фото из семейного архива народного артиста

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: