Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Ильгиз ЗАЙНИЕВ: в день свадьбы я ушёл к своим студентам

Ильгизу всего 35 лет, а он уже более трёх лет руководит Театром кукол «Экият», ставит спектакли на русском и татарском языках по всей республике, успевает писать пьесы для своих же будущих постановок, является мастером курса в Театральном училище и готовит там будущих кукольников, а ещё воспитывает двоих детей!

Из архива журнала "Казань" № 11, 2022 г. 

Ильгизу всего 35 лет, а он уже более трёх лет руководит Театром кукол «Экият», ставит спектакли на русском и татарском языках по всей республике, успевает писать пьесы для своих же будущих постановок, является мастером курса в Театральном училище и готовит там будущих кукольников, а ещё воспитывает двоих детей! Его рабочий стол завален всевозможными книгами, которые, как выражается сам Ильгиз, так и просят: «ну прочитай меня». По некоторым из них он собирается ставить спектакли. Сокрушается о том, что на все задумки не хватает времени, хотя создаётся впечатление, что в его сутках не только 24 часа. По словам Зайниева, он успевает писать инсценировки и пьесы для своих постановок, а времени на то, чтобы писать для души, уже нет.

— Ильгиз Газинурович, как началась ваша преподавательская деятельность?

— Впервые я начал преподавать на курсе Фарида Бикчантаева, где учились Айдар Заббаров, Фаннур Мухаметзянов, Артур Шайдуллин и другие ребята. Теперь они уже матёрые актёры, служат в Театре Камала и не только, а Айдар Заббаров ставит спектакли почти по всей стране. Затем мы набрали и выпустили курс, где учились Олег Кинзягулов, Алмаз Бурханов, Эльвир Салимов и другие. И после этого я не преподавал четыре года. В 2019 году стал худруком Театра кукол «Экият», и мне предложили набрать курс, хотя я не хотел этого делать в тот же год, когда вступил в должность. Но было непонятно, выделят ли бюджетные места в следующем году, и поэтому я согласился, а в этом новом учебном году они уже учатся на выпускном четвёртом курсе.

— Пополнится ли труппа Театра кукол вашими учениками?

— Это очень сложный вопрос, потому что у меня нет свободных вакансий. Будем думать.

— А если бы была возможность, вы бы всех своих нынешних учеников взяли к себе?

— Да, но многие из них хотят идти дальше и продолжить ­обучение в театральном вузе. Всё‑таки большинство из них грезят о большой сцене и не хотят быть невидимыми за куклами. Им всего по 19-20 лет, они же совсем юные, и у них ещё очень много возможностей в этой жизни. В любом случае, я поддержу любое их решение. 

— Было ли преподавание вашим осознанным выбором, или же не смогли отказать своему учителю Фариду Рафкатовичу?

— Я сам хотел, и мне очень нравится преподавать. В первый свой набор я даже после ЗАГСа пошёл к студентам на занятие.

— А куда вы дели свою жену Резеду?

— А дело было так: мы расписались в ЗАГСе, посидели вдвоём в ресторане, я посадил жену на троллейбус, а сам пошёл преподавать. (Улыбается.) А после урока студенты меня как-то обогнали и поджидали возле подъезда с гармошками, поздравили нас.
Тогда мы день и ночь репетировали! Для того, чтобы выпустить хороших специалистов, в них нужно много вкладывать, в том числе и время. Однако в современных реалиях, к моему большому сожалению, не получается выделять столько внимания студентам и, в связи с этим, я решил для себя, что больше не буду набирать курс, выпущу этих студентов, и на этом пока всё.

— Лично я считаю, что театральный мир, особенно татарский, много потеряет, если вы не измените своего решения. 

— Так будет честнее. 

«Страна чудес Алисы»

— Мне очень нравится, что ваш театр плавно и планомерно развивает в Казани культуру спектаклей с куклами, на которые могут прийти и взрослые. Сколько на данный момент взрослых спектаклей в репертуаре театра? 

— Я думаю, не во всей России, но в некоторых городах точно нет культуры ходить на спектакли для взрослых, которые идут в Театре кукол. Ведь обычный зритель воспринимает Театр кукол как театр только для детей. Если в отдельно взятом городе театр будет заниматься продвижением взрослых спектаклей, то эта культура разовьётся и, может, даже станет популярной. Именно этим и занимается в настоящий момент наш театр. Есть зрители, которые с удовольствием ходят на вечерние спектакли, как на татарском, так и на русском языках.
Например, в своё время Театр имени Сергея Образцова в Москве поставил «Необыкновенный концерт», и это стало своеобразным прорывом — уже на протяжении десятилетий этот спектакль собирает аншлаги. 
Из последних постановок Образцовского театра можно выделить «Я — Сергей Образцов», для исполнения главной роли в котором они пригласили Евгения Цыганова.

— Есть ли у вас цель пригласить известную личность в театр, чтобы это привлекло внимание ко взрослым спектаклям? 

— Нет, у меня такой конкретной цели нет. Например, в спектакль «Шурале» я пригласил Ильдуса Габдрахманова, народного артиста РТ, актёра Татарского академического театра имени Галискара Камала. Но это был экспериментальный проект, коллаборация с камерным оркестром «Ля Примавера». И раз уж мы экспериментировали, решили пойти дальше и пригласить ещё и актёра со стороны. Тем более, что он очень подходил на эту роль по своему таланту и мастерству. Но Ильдус Ильгизарович был приглашён не потому, что он звезда, а потому, что он подходил под эту роль, он был приглашён только с этой целью. А намеренное приглашение в спектакль известной личности или звезды — это коммерческий путь, это лёгкий путь, я этим не хочу заниматься. Мне кажется, это не очень честно. Я думаю, мы своими силами сможем сделать сильный вечерний репертуар, который будет популярен у взрослого зрителя. У нас отличная, высокопрофессиональная труппа. 

— Сколько на данный момент в вашем репертуаре взрослых спектаклей? 

— Сейчас их восемь, два были поставлены до моего прихода в театр, остальные уже после. 8 спектаклей для взрослых, а на этот год запланировано ещё два.

— Как можно популяризировать вечерние спектакли?

— У нас не такие большие залы: малый зал рассчитан на 100 зрителей, большой — на 250 человек, так что, я думаю, своего зрителя, который ценит и любит наши спектакли, мы всё равно найдём. Во взрослом репертуаре у нас нет случайных спектаклей, они поставлены чисто из творческих соображений. И нам не нужно, чтобы зрители массово ходили на вечерние спектакли. Нам нужны именно НАШИ, которые заполнят 250 мест, несколько раз в месяц. Пусть их будет немного, но это будут не случайные люди, а ценители театра кукол для взрослых. 

— Чем заполнены ваши трудовые будни? 

— Сейчас я со своими студентами занят дипломными спектаклями: мы работаем над постановкой по рассказам Антона Павловича Чехова, а параллельно с этим уже третий год готовим спектакль «Макбет» по Шекспиру и детские сказки.
С татарской группой труппы готовим к выпуску спектакль «Деревенский пёс Акбай» по произведению великого Туфана Миннуллина. Также началась подготовка к новогоднему представлению и постановке «Аладдина». Конечно же, у нас составлен план на 2023 год. Но не буду ничего озвучивать, нужно ещё этот год отработать. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев