Посёлок, рождённый под стук колёс
Дома в Юдино вытянулись вдоль и поперёк железной дороги, громыхающей вагонами и цистернами. Каких тут только улиц нет! Ильича, Бирюзовая, Колымская, Гаванская, Чукотская, Ферганская и даже Лунная… И повсюду — в центре и в самом дальнем уголке — будут слышны гудки паровоза, перестук колёс, скрежет тормозов и монотонный голос диспетчера станции из репродуктора. Для местных — это привычный фон, это знакомые звуки железной дороги, давшей посёлку жизнь.
Железная дорога стучит в сердце каждого из нас. Мы вспоминаем русские пейзажи за окном с церквушками и сельскими погостами, чай в железном подстаканнике, проводниц в серой форме с алыми лацканами… Тот, кто постарше, помнит угольный дымок в тамбуре и местных бабушек, торгующих на маленьких станциях горячей картошкой с солёными огурцами. Романтика путешествий окутывает железную дорогу. Особенно обостряется она во время отпусков, когда мимо-мимо проносятся поезда с маршрутами на бортах: «Москва — Сухум», «Казань — Адлер», «Казань — Севастополь». Обратная сторона дорожной романтики скрыта от пассажиров за дверью с надписью: «Посторонним вход воспрещён». Там — большое и сложное хозяйство локомотивного депо с ремонтными цехами, аварийными и пожарными службами, электроподстанциями, учебными центрами…
Железнодорожная станция Юдино — старейшая сортировочная станция Горьковской магистрали, начиналась она с небольшого полустанка Красная Горка. Сейчас на станции сосредоточены 14 предприятий и структурных подразделений Горьковской магистрали. Её обслуживают три тысячи железнодорожников.
Получив разрешение, открываем дверь в terra incognita и проникаем в запретный мир. С нами провели инструктаж по технике безопасности, выдали белые каски с оранжевыми жилетами. Проделанный маршрут по железнодорожным предприятиям и подразделениям Юдино повторить вряд ли получится. Несведущему человеку здесь запросто потеряться. Петляющая дорожка приводила нас то в контору с яркими осенними цветами в вазонах на входе, то в громыхающую механизмами мастерскую, то вдруг мы оказывались на запасных путях, где отдыхали разгорячённые поезда и остро пахло креозотом от пропитанных шпал…
Из жаркого лета нас заводили в прохладную тень ангара, где рабочие сосредоточенно «раздевали» дизель-моторы тепловозов. Над головой скрежетал кран. В ушах стучал молот. В другом месте мы попали на теоретические занятия машинистов в техническом классе депо с тренажёром для отработки навыков вождения. Раньше это была сугубо мужская профессия. Большая ответственность лежит на плечах машиниста, к тому же он должен быть физически крепким, чтобы устранить механическую неисправность в пути. Но запрет сняли, и в кабине локомотива появились женщины! Сейчас в локомотивном депо «Юдино» две помощницы машиниста работают на маршрутах: «Казань — Нижний Новгород» и «Казань — Вековка».
Нам удалось увидеть дорогу глазами машиниста. На современных локомотивах предусмотрены кондиционеры, хотя во время движения обдувает свежий ветерок. Рельсы светятся вдаль, как лучи. Гудок предупреждает округу: «Скорый идёт, поберегись!» Точнее, не идёт — летит!
Александр Николашин,
помощник машиниста,
председатель Совета молодёжи локомотивного депо «Юдино»
— В 2021 году я был студентом Вятского железнодорожного техникума и проходил в Юдинском депо практику. Мне всё здесь понравилось: условия работы, коллектив, инструктора. Защитив диплом, решил устроиться сюда на постоянную работу. Потом уходил в армию, а через год, демобилизовавшись, позвонил в депо и напомнил о себе. Мне сказали: «Приезжай, ты нам нужен». Устроили помощником машиниста. Работаю на маневровых тепловозах. Ездил с грузовыми составами в Агрыз, Ульяновск, Йошкар-Олу. У меня была возможность остаться и работать на железной дороге в Ялте, но там перевозок почти нет. Станция тупиковая. А здесь, в Юдино, — жизнь кипит!
Молодёжи на РЖД работает много. Значит, хорошие зарплаты и перспективы. Есть здесь и старожилы, и свои трудовые династии. Несколько поколений Логиновых связало свою судьбу с железной дорогой. Прапрадед во время Гражданской войны водил легендарный бронепоезд «Свободная Россия» и освобождал Казань от белогвардейцев. Во время Великой Отечественной войны дед управлял бронепоездом «Кызыл Татарстан», который участвовал в боях за Сталинград, а потом воевал на Северном Кавказе. Сегодня на РЖД трудятся представители уже четвёртого поколения Логиновых. Все они — машинисты.
Эдуард Иванов,
слесарь по ремонту вагонов
— Работаю с 2016 года. Пришёл после Казанского железнодорожного техникума. Занимаюсь ремонтом тормозов, колодок, амортизаторов, а также заменой изношенных деталей… Это только на первый взгляд кажется, что вагон состоит из кузова и колёс. На самом деле — довольно сложная конструкция, в которую входят: кассетный подшипник, адаптер, рессоры, накладки и много чего ещё. И всё это подлежит технической диагностике. У каждого вагона имеется дата постройки и капитального ремонта. Когда срок выходит, вагоны поступают к нам. На специальном стенде у нас представлены различные измерительные приборы, шаблоны и щупы, с помощью которых мы замеряем зазоры и фиксируем отклонения от нормы. Также определяем состояние деталей визуально.
Несмотря на то, что многие процессы сейчас механизированы и повсюду говорят об искусственном интеллекте, на самом деле, без человека не обойтись. Многие из нас видели на перроне во время стоянки поезда осмотрщика-ремонтника вагонов, который ходит от вагона к вагону и постукивает по тормозным колодкам своим молотком на длинной ручке. Впервые «обходчики» появились в России в 1837 году на Московско-Петербургской железной дороге и до сих пор незаменимы. Он стучит по колёсам и по издаваемым ими звукам определяет, всё ли в порядке. Если звук чистый и звонкий, то с колесом всё хорошо!
Александр Дормидонтов,
начальник сервисного локомотивного депо
«Юдино-Казанский»
— Мы находимся в дизель-агрегатном цехе, где выполняется самый крупный и сложный вид ремонта на дизельном сердце тепловоза. К нам поступают старые дизеля, некоторые из них отработали уже по пятьдесят лет. В своё время они были сняты с подводных лодок, модернизированы и переставлены на тепловозы. Они компактные, простые и одновременно мощные — три тысячи лошадиных сил! — поэтому до сих пор используются на железной дороге. Скорые поезда и грузоперевозки в основном осуществляются электровозами, но есть отдельные участки Горьковской железной дороги, которые не электрифицированы. Например, расстояние от Канаша до Красного узла составы преодолевают на тепловой тяге. Много однопутных ответвлений и тупиков, которые нецелесообразно электрифицировать. К тому же все хозяйственные и маневровые работы производятся именно тепловозами. Так что дизель не уйдёт с железной дороги, он будет только модернизироваться, чтобы соответствовать современным требованиям. Между прочим, почти весь БАМ на тепловозах работает. В Европе они на многих участках эксплуатируются, кроме высокоскоростных магистралей. Вся Америка тоже на тепловозной тяге. Сейчас к нам приходят более модернизированные дизеля четырёхтактные, они надёжнее, экологичнее и экономичнее.
Поступивший в ремонт дизель-генератор мы очищаем содой. Между прочим, вес каждого такого агрегата — 27 тонн! Затем происходит полная его разборка. Перебираем каждый узел, что-то меняем, что-то ремонтируем. Если необходимо, производим замену воздухоохладителя, нагнетателя, турбокомпрессора… Все запчасти у нас отечественные. Вот только что поступили новенькие турбокомпрессоры из Брянска.
Колёса со временем тоже надо менять. Срок эксплуатации у них тридцать лет. Бандажный обруч, который соприкасается с рельсами, стачивается. Мы его меняем на новый. У вагонов цельное колесо, а у локомотивов составное из двух частей. Здесь мы даём колёсам вторую, а то и третью жизнь.
Пассажиры поездов и электричек, проезжая мимо Юдино, наблюдают из окошка, как ловко рабочие расцепляют длинный состав; как катятся с горки вагоны и цистерны. Над железными путями высится стеклянный «скворечник» с диспетчерами, которые формируют составы и отправляют их в дальние края. И вот мы внутри этого «скворечника».
Светлана Мамаева,
станционный диспетчер. Заслуженный работник РЖД
— На моём мониторе — разноцветные линии. В режиме онлайн можно видеть, какие составы приближаются к Юдино, какие уходят из зоны. Составы идут постоянно со стороны Москвы и Агрыза. Мы контролируем, регулируем, координируем. Работа — ответственная и творческая!
Существуют станции с автоматической расцепкой вагонов, но у нас в Юдино — механическая горка. Мы вручную расцепляем и тормозим вагоны. Это надёжнее, диспетчер всё видит, и принимает решение в зависимости от ситуации. В систему загружается информация о грузе и пункте назначения. От веса груза зависит скорость торможения. Важно, чтобы вагоны не бились друг о друга и скапливались на своей ветке. Затем, когда состав сформирован, вызывается бригада машинистов. Они подгоняют локомотив, цепляют вагоны и следуют по своему маршруту. Система отлажена, как часы!
Наш коллектив станции работает, как единый механизм. Это — маневровые и станционные диспетчера, дежурные по сортировочной горке, дежурные станционного поста централизации, операторы сортировочной горки, составителя поездов, сигналисты и другие.
Виктория Дорофеева,
дежурная по сортировочной горке
— С восточного парка локомотив толкает вагоны вперёд. В среднем в составе может быть до семидесяти вагонов. На самом горбу горки стоят составители и расцепляют специальными расцепными вилками вагоны: и в дождь, и в снег — они всегда на своём посту! Далее, дежурный по горке отправляет вагон на соответствующий путь. Всего их двадцать пять, и на каждом формируется грузовой поезд. Работа у нас круглосуточная и довольно напряжённая. Здесь важна реакция.
В Татарстане почти все участки железной дороги электрифицированы, за исключением нескольких тупиковых веток. Вдоль путей находятся подстанции, обслуживающие РЖД.
Небольшой дворик подстанции ухожен, весь в цветах. Внутри тоже цветы в горшках. Почти домашняя обстановка! Вдоль стены — пульт с выключателями, реле и разноцветными лампочками.
Евгений Шаров,
электромеханик Юдинской дистанции электроснабжения
— Всё современное оборудование, которое устанавливается на подобных подстанциях, — отечественное. Так что по импортозамещению мы план перевыполнили!
Кирилл Старков,
старший электромеханик Юдинской дистанции электроснабжения
— Если написано «Не включать, заземлено!», значит, на линии производятся работы. Обслуживаем воздушные линии от Юдино до Водозабора, это около двадцати километров. Схема электроснабжения собрана в кольцо. Мы — одно из звеньев этого кольца. Всегда на случай аварии имеется какой‑то резерв, мы можем запитаться от второй линии, от третьей или четвёртой. Мы готовы к любому развитию ситуации.
Случись где поломка, специалисты надевают защитные спецкостюмы, которым не страшен даже удар молнии, и ремонтная бригада выезжает на место аварии.
Рамиль Тенишев,
старший электромеханик района контактной сети Юдинской дистанции электроснабжения
— На мне современная защита, по такому спецкостюму электрический ток просто стекает и уходит в землю. Предназначен он для того, чтобы работать, не отключая напряжение. Когда ток по мне проходит, я этого даже не чувствую. А ведь это — двадцать семь тысяч вольт!
Всего в нашем подразделении — двадцать три человека. Обслуживаем участок от Казани до Займище. Группа у нас мобильная. Выдвигаемся к месту поломки на мотовозе или автолетучке. Выкатываем съёмную вышку «лейтер» и работаем на контактной сети, время от времени пропуская проходящие поезда. Движение на время работ не перекрываем. Кроме плановых работ, бывают нестандартные ситуации, которые мы также оперативно решаем.
Вокзал «Юдино-2» был торжественно открыт в 2014 году. Маленький и уютный. Отсюда пассажиры добираются до Казани. Также можно купить билеты на скорые поезда в восточном направлении. На вокзале имеется зал для маломобильных пассажиров, снабжённый всем необходимым. Открыт он был благодаря реализации проекта «Единая страна — доступная среда».
В 2007 году в Юдино была открыта Детская железная дорога протяжённостью четыре с половиной километра. Первоначально её хотели проложить в парке имени Горького в Казани, но рельефная местность там оказалась малопригодной для этого. В результате остановились на лесопарке «Лебяжье» поближе к Юдино — железнодорожным воротам Казани.
Дети на своей дороге — полноправные хозяева. Здесь они знакомятся с настоящим тепловозом, наблюдают за действиями машиниста, который передаёт им свой опыт и раскрывает секреты профессии. Осенью и зимой ребята осваивают теорию, а летом отрабатывают полученные знания на практике. Дети обучаются в течение трёх лет по нескольким дисциплинам: «Локомотивное хозяйство», «Вагонное хозяйство», «Путевое хозяйство», «Сигнализация, централизация, блокировка и связь», «Организация управления движения», «Пассажирское хозяйство».
Елена Гудалина,
методист Детской железной дороги
— Всего в России двадцать шесть подобных детских дорог. Есть даже круглогодичные, в Екатеринбурге она работает как общественный транспорт. Задачи понятные — это профориентация. Здесь мы «развлекая, поучаем» и готовим кадры для РЖД. Все классы учебного корпуса оборудованы интерактивными досками, есть симулятор-тренажёр нашей узкоколейки. Летом ребята делятся на смены и начинают работать на Детской железной дороге: проводниками, дежурными по станции, помощниками машиниста. Всё как на взрослой железной дороге, только под присмотром педагогов.
Время можно остановить лишь в музее. Оно отпечаталось под стеклом на стендах, подобно листьям папоротника на камнях. Пожелтевшие документы прошумевших событий, личные вещи людей, которые делали историю…
В Музее боевой и трудовой славы Юдинского узла Казанского региона Горьковской железной дороги каждый экспонат, озвученный Венерой Хабировной, как бы оживает. За окном проходят поезда, и стук колёс сопровождает её рассказ…
Венера ПЕТУХОВА,
заведующая музеем
— Наш посёлок вытянут вдоль железной дороги. В этом его особенность. История у нас не такая давняя. Посёлка до революции вообще не существовало. Был тихий полустанок, который назывался Красная Горка. На нём останавливались дачные поезда. Во время Гражданской войны, когда Красная армия освобождала от белогвардейцев Казань, здесь погиб командир латышских стрелков Янис Юдиньш (в России его называли по-своему — Ян Юдин). Станция Красная Горка специальным решением Совнаркома РСФСР по инициативе Ленина была переименована в станцию Юдино в память о комбриге. Думаю, если бы сегодня среди юдинцев провести опрос: хотят ли они вернуть старое имя посёлку, то многие выскажутся против. История уже написана. Кто-то, может быть, и хотел бы её переписать, только эти чернила смоет время. Наша задача — показать историю такой, какая она есть, и не давать ей оценку.
Фотографии Юлии Калининой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев