Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Сказанье о Заказанье

Авторские экскурсии по Казани и Татарстану набирают свой оборот. Так, чтобы не осталось белых пятен на карте Татарстана. Ещё можно успеть в будни поискать тишины на улочках Чистополя или Тетюш, без толчии взобраться на Девичью гору близ древнего Биляра, походить и попеть в штольнях Камского Устья, но в выходные дни, в сезон эти места уже полны туристами.

Кирилло-Белозёрская церковь. Село Каймары

Авторские экскурсии по Казани и Татарстану набирают свой оборот. Наступает момент, когда Болгар, Свияжск, Елабуга исхожены вдоль и поперёк и хочется набрать себе в коллекцию впечатлений других городов и знаковых мест. Так, чтобы не осталось белых пятен на карте Татарстана. Ещё можно успеть в будни поискать тишины на улочках Чистополя или Тетюш, без толчии взобраться на Девичью гору близ древнего Биляра, походить и попеть в штольнях Камского Устья, но в выходные дни, в сезон эти места уже полны туристами.

Организованные группы добираются не только до далёкого Мензелинска или Менделеевска, но и достигают знаменитого села Иж-Буби в Агрызском районе, ходят по многокилометровой набережной Муслюмово, фотографируются на фоне предгорий Бавлов, исследуют засечные черты в Новошешинском районе. 
Вариантов очень много, а ещё больше интересных дорог, которые могут собрать в туристское кольцо несколько районов, наполненные историей места и непуганные туристом сёла. Здесь вас на фоне природного пейзажа угостят чаем не как клиента, а как доброго гостя. Если повезёт и вы найдёте с помощью родного языка ключ к сердцу местных жителей, вам подадут к чаю (непременно с молоком!) местные легенды и непривычные казанскому уху слова, покажут письмена прошедших веков.
Благо, Заказанье и близкие к нему районы изобилуют такими местами. Например, можно проложить маршрут через Ленино-Кокушкино и Тюлячи к Сатышево, Богатым Сабам, Мингеру-тауэру с дублёром башни Сююмбике на вершине, а далее, через Лесхоз («Мишә-тамак»), к купеческому Кукмору («дав крюка» к Маскаре) и Мамадышу. Если, конечно, есть машина. К Кукмору можно поехать через Арск и Балтаси или взяв билет на электричку. Есть и велосипедный тур и пешеходная тропа по тукаевским местам в Арском районе.

Свод Кирилло-Белозёрской церкви. 
Со своей супругой Гульнар для любителей автомобильных поездок мы сделали аудиогид на татарском и русском языках по части Высокогорского, Атнинского и Арского районов, поделили маршруты на однодневный S, более протяжённый M и двухдневный L. С ним можно познакомиться в интернете совершенно бесплатно. Здесь представлены знаковые места и краткая история более 40 сёл. 
Советуем начать эти маршруты не с привычной нам арской дороги, а с выезда через Щербаковку, держа путь к Дубъязам. По сути, это историческая Алатская «даруга» (означало не только путь, но и административную единицу), существовавшая во времена Казанского ханства. 
Внимание! Большой интерес представляют не только достопримечательности, уникальные здания, но и топонимы, гидронимы, народные названия гор, родников, садов, полевых дорог, зачастую они помогают поднимать древние пласты истории.

 

Русское барокко 
и банкет Петра I

Первый пункт в маршруте — село Каймары. Название места идёт от марийского языка — «Кай мари» и означает либо родоплеменной этноним, либо, как пишет знаменитый краевед Износков, село, «покинутое марийцами». У местного населения ходили легенды, что Пётр I отметил своё 50-летие в Каймарах, также здесь была Екатерина II. В 1723 году на средства местного помещика и казанского вице-губернатора Никиты Кудрявцева построена Кирилло-Белозёрская церковь — яркий образец русского барокко, который по композиции напоминает строившийся в эти же годы казанский Петропавловский собор. Сегодня храм возвращён верующим. К слову, после Кудрявцевых владельцами имения в Каймарах были многие известные люди — Татищевы, Энгельгардты, Боратынские.

Мечеть в Альдермыше.

Мечеть, наличники, музыка
Минув Каймары, советуем обязательно завернуть в Альдермыш — в одно из самых известных сёл татарского мира. Кроме того, что Альдермыш увековечен во всенародно любимой пьесе Туфана Миннуллина «Старик из деревни Альдермыш», в хите Хании Фархи «Кайтам эле Әлдермешкә», это ещё и родина композитора, лауреата Тукаевской премии Энвера Бакирова, автора балета «Су анасы». Для меня стало открытием, что Альдермыш, ведущий свою историю почти с XIII века, — это производное от моих родных Дербышек, неслучайно в дореволюционных источниках село известно ещё и под названием Большой Альдербыш, Альдербыш-Казак. Здесь можно повторить сюжеты из клипа Хании Фархи, сфотографироваться на фоне надписи села, попить воды из родника Муртазы, посмотреть на образец современного деревянного зодчества — местную мечеть, порадоваться сохранившимся резным наличникам на домах. Недалеко от Альдермыша расположено Ибря — родовое село Салиха Сайдашева с небольшим музеем и бюстом композитора перед ним. Получается, что почти на два квадратных километра приходится два великих композитора.

Успенская церковь. Село Русские Алаты.
Ближе к Дубъязам, становится оживлённее, потому что и сейчас это — крупнейшее село в районе. Инфраструктура почти городская, плюс посёлок исторически стоял на пересечении нескольких дорог. Судя по археологии места, как значимое поселение оно функционировало ещё около семи столетий назад, а до 60-х годов прошлого века Дубъязы были центром одно­имённого района. С горнолыжного склона открываются прекрасные виды. В селе есть 4 родника с названиями «Лашман», «Сабантуй» «Школьный» и «Убыр чишмәсе» («Ведьмин родник»). Овраг, где выходит родник, называется «Убыр елгасы» («Ведьмина река»). Кстати, у местного населения свой говор татарского языка, чем-то отдалённо похожий на мишарский, но местные татары не относят себя к этой группе.

Успенская церковь
Следующая точка нашего маршрута в Высокогорском рай­оне — село Русские Алаты. И в средние века, и после завоевания края войсками Ивана Грозного, вплоть до 18 века, оно представляло собой городок с крепостью. Главную достопримечательность невозможно не заметить: рядом с дорогой расположена Успенская церковь. Она была построена в петровские времена на средства уроженца Алат — знаменитого купца Ивана Афанасьевича Михляева, а в следующее столетие перестроена купцом Баженовым. Выполнена в стиле барокко с элементами псевдорусского стиля. Хотя храм, как и в Каймарах, требует ремонта, но в этой старине, до которой не дотянулась рука современного строителя, дыхание истории ощущается острее.

Старейшая мечеть и Бурнаевы
После Алат вы уже заезжаете в Атнинский район — настоящую историческую сокровищницу татарского народа, которая, пожалуй, не открыла своих тайн и на десятую часть. Здесь вас встречает село Нижняя Береске — одно из самых старейших в Заказанье, оно стоит на левом притоке реки Ашит. Вероятно, земли села относились к владениям самого хана и высшей татарской знати. О древности и знатности села свидетельствуют несколько надгробий времён Казанского ханства. Жемчужина села — самая первая сохранившаяся каменная мечеть в Татарстане. Мечеть построена по разрешению Екатерины II на средства купца Ибрагима Бурнаева и была закончена на год раньше, чем первая мечеть в Казани. В Береске находилась его фабрика по переработке кожи, а на реке Ашит стояла текстильная фабрика. Среди местного населения до сих пор ходят легенды о богатстве и больших заводах Бурнаевых. На первом этаже мечети функционирует музей, а из молитвенного зала можно попросить подняться по ступенькам минарета. Отсюда открывается роскошный вид на село и природу.


Наполнены историей и атнинское село Кубян, и родное село Сибгата Хакима — Кулле-Кими с музеем в честь великого писателя, но для этого необходимо проехать дополнительно с десяток километров. В целом в Заказанье можно сделать отдельный литературный маршрут. 

Даутов, ремонт и театр
Ну а наша цель после Береске — райцентр Большая Атня. В селе сохранились несколько памятников архитектуры: дома купцов Вали-бая, Гатауллы Даутова. На территории усадьбы Даутова располагается краеведческий музей с богатой экспозицией. Сама усадьба — образец купеческого дома, исполненного в традициях народного зодчества с учётом мусульманских канонов, которая выделяется своим пёстрым фасадом и победно доминирует как над современными кирпичными коттеджами, так и над старыми деревянными домами. Пока же в музее идёт большой ремонт. К слову, в Большой Атне действует профессиональный и очень милый, самобытный театр с репертуаром, который не увидеть в Казани.

Дом купца Гатауллы Даутова. Большая Атня.

Дом с мезонином
В нескольких километрах от Большой Атни — сёла Большой и Старый Менгер, расположенные на речке Семит. Корневое название «мен» может быть связано с одноимённым родоплеменным объединением, существовавшим ещё во времена Тюркского каганата и которое есть у башкир, казахов, ногаев. По преданиям, на территории Старого Менгера находилась летняя резиденция ханов. Здесь же находится одно из древнейших кладбищ Татарстана, надписи на сохранившихся могильных камнях 16 века свидетельствуют, что здесь захоронены люди с титулами мурз и беков. Камни украшены изящным национальным орнаментом и эпитафиями на арабице, встречаются и стихи. Главной достопримечательностью округи является дом купца первой гильдии, земле­владельца Валиуллы Бакирова, построенный в 1838 году. Может показаться, что обветшалый дом с мезонином в стиле ампир выглядит несколько зловеще, но, пожалуй, в этом его шарм. Сидя на берегу небольшого пруда у этого дома, можно попить, наконец, атнинского чая и полюбоваться видами усадьбы.

Родина Тукая
После Менгера через арское село Урнашбаш можно свернуть к родному селу Габдуллы Тукая — Кушлаучу. Здесь стоит посетить его небольшой музей, могилу просветителя и отца Г. Тукая — Мухаматгарифа, взглянуть на бюст поэта, набрать воды из чистейшего родника и, открыв калитку, посидеть на крыльце деревянной мечети (не возбраняется!). 

Знаменитое медресе
Далее, вернувшись к дорожным указателям на Старый Кишит, поехать к древнему Кшкару. Само название села произошло от татарских слов «Кыш» — зима и «кар» — снег. Дело в том, что в Кшкар зимой приезжали работать на суконную фабрику Мусы и Муртазы бая, а летом уезжали на полевые работы. Даже сейчас жители помнят, что северная часть села называлась «Ясачной», а южная — «Казаклы», что означало знатное происхождение жителей этой половины села. 
Знаменитое Кшкарское медресе, например, находилось на Ясачной стороне улицы. В медресе обучались шакирды из разных уголков тюрко-татарского мира, а преподаватели вели научную переписку с Бухарой и даже Каиром. Воспитанники отличались глубоким знанием логики, ораторского искусства и умением выступать на диспутах. Здесь учились поэт Габдельджаббар Кандалый, татарский драматург Фатих Халиди, просветитель Мотыгулла Тухватуллин, петербургский тюрколог, издатель первой татарской газеты «Нур» Гатаулла Баязитов, отец Габдуллы Тукая и многие другие. К сожалению, здание медресе утрачено, но о нём непременно расскажут в сохранившейся мечети. Мечеть — старейшая в округе — построена в стиле барокко и в традициях татарской средневековой архитектуры на средства купца Баязита Усманова.

Тукаевские миры
За Кшкаром следует Новый Кырлай — главная загородная музейная резиденция Габдуллы Тукая и всей татарской литературы, а теперь ещё и место обитания Кыш-бабая. Поистине, без Кырлая трудно прочувствовать красоту тукаевских миров — сказочно-фэнтезийного, крестьянского ностальгического, лирического и др. Вообщем, это то место, где нельзя торопиться обойти быстро музей, здесь стоит посмотреть все значимые уголки села, спуститься к ручью с Водяной, дойти до мечети, где постигал духовные смыслы маленький Апуш. Скорее всего, в Кырлае день будет клониться к концу, и если вы намерены продолжить большой маршрут, уже нужно будет устраиваться на ночлег в местной гостинице. Там же можно отведать настоящих национальных блюд (с большими порциями!).

Марджани, Ашит и джиен
Если же вы намереваетесь оббежать и изъездить всё за один день, то после Кырлая обязательно нужно завернуть в родное село Шигабутдина Марджани — Ташкичу, распололоженное на реке Ашит. Название означает каменную переправу, брод. Рядом — деревни Ашитбаш, Мамся, Кысна, Ак-Чишма, Старый Ашит, Старый Кинер, Пичментау, Наратлык и Хотня. Это уже северное Заказанье — некогда суровый лесной край, населённый в ханские времена предками мари. Многие из перечисленных деревень также на слуху и имеют богатую историю, их основатели были знатные татарские семьи, которые переселились сюда из района Алат и Береске. Ещё сто лет назад эти сёла праздновали в конце мая большой Ашитский джиен (круг), который являлся ещё и способом самоорганизации народа с древних времён. Несколько джиенов составляли «конфедерацию». Джиен сегодня начинает восстанавливаться в нескольких местах Заказанья. 
Село имеет историческую каменную мечеть в стиле классицизма. 45 лет имамом мечети служил отец Шигабутдина Марджани — Багаутдин, он успел застать то время, когда его сын стал религиозным авторитетом. Медресе при мечети являлось одним из известных мусульманских учебных заведений в России и за её пределами. Здесь сложилась школа переписчиков книг, Коранов. Эта традиция была сильна среди татар ещё полтора столетия назад. Посещая село, словно оживает книга Марджани «Мустафадел ахбар фи ахвали Казан ва Булгар», где упоминается множество известных преподавателей медресе и имамов мечети, детально перечисляются их заслуги в развитии мусульманской учёности, рассказываются их личные истории. В этой же книге истории приходов почти всех татарских сёл, указанных в нашем маршруте.
В сельской школе есть музей Шигабутдина Марджани с богатой коллекцией. Перед входом в школу располагается мемориальный знак, посвящённый Марджани и его потомку из Ташкичу — автору крупных романов, журналисту Махмуту Галяу. Сюжетом для его романов «Муть» и «Мухаджиры» послужили и личные истории жителей окрестных сёл, а в 2022 году они ожили на сцене Камаловского театра.
Второй день маршрута, кроме Ташкичу, может включать в себя и сам Арск, где важно не только прогулятся по городу, но и побывать в литературном музее, «единственном в мире» музее Алифбы, спуститься к парку «Казансу». Скоро после капитального ремонта также откроет свои двери музей «Казан арты» («Заказанье») — также обязательное место для любитилей татарской истории: здесь есть то, что вы не встретите в популярных книгах и учебниках. 

***
Далее у вас есть выбор: выехав на дорогу в Казань, посетить Старое Чурилино с его таинственной церковью и Иске-Казанский музей-заповедник (также обязательный к посещению для любителей истории) или развернуться на северо-восток и заехать в Старую Корсу с её богатой религиозной историей, в новый музей Галискара Камала в Сикертане, в родное село Мухаммата Магдеева — Губурчак и насладиться рассказами директора местного музея.
При втором варианте автомобильного маршрута, после такого объема информации, вала впечатлений, боюсь, осилить другие места не получится. Советую Иске-Казанский музей-заповедник оставить на другой, двухдневный тур, отправившись в путешествие по маршруту Арск — Тюлячи — Богатые Сабы — Кукмор — Мамадыш. Но это уже совсем другая история и другие, особые впечатления.

Дом Ахматхана-бая. Вдали видна мечеть села Новый Кырлай.

Мечеть в селе  Ташкичу.

Мечеть в селе  Ташкичу.

Фотографии Юлии Калининой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев