Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ОТКРЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Жизнь без стеклянного купола

В начале августа мы побывали в казанской школе № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья. В уютных классах, помимо традиционных школьных атрибутов, установлено специальное оборудование, помогающее слабовидящим ребятам учиться; на стеллажах — необычные учебники по Брайлю и тактильные дидактические материалы. Всë замерло в ожидании 1 Сентября, когда в коридорах школы вновь зазвучит детский смех.

В начале августа мы побывали в казанской школе № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья. В уютных классах, помимо традиционных школьных атрибутов, установлено специальное оборудование, помогающее слабовидящим ребятам учиться; на стеллажах — необычные учебники по Брайлю и тактильные дидактические материалы. Всë замерло в ожидании 1 Сентября, когда в коридорах школы вновь зазвучит детский смех.

По словам директора Елены Владимировны ШЕПЫНЕВОЙ, на переменах здесь бурлит такая же, как и в обычной школе, жизнь. Отличие можно увидеть только во время урока, ведь ученикам и педагогам приходится прикладывать намного больше усилий, чтобы получить желаемый результат и выпустить уверенных в своём будущем ребят. 

От разрозненных классов к отдельной школе
— Как давно в Казани появилась специализированная школа для слепых и слабовидящих детей? 

— Раньше при некоторых казанских школах существовали отдельные классы для слабовидящих детей, и я в 1998 году начала свою педагогическую деятельность как раз с работы в таком классе. В то время далеко не каждый знал об их существовании, поэтому учеников было не так много. Тотально слепых детей и ребят с остаточным зрением брали крайне редко. В основном их направляли в Лаи­шевскую школу-интернат, где была хорошо налажена система работы с такими детьми. 
В 2001 году нам выделили небольшое двухэтажное здание на Октябрьской, 34, и осенью этого же года школа приняла первых учеников. Вскоре желающих обу­чаться оказалось так много, что нам стало тесно в её стенах. В 2008 году мы переехали в новое здание по адресу Бондаренко, 29а.

— Вы в школе с самого её основания. Сложно ли было выстраивать учебный процесс?

— Опытом работы со слепыми и слабовидящими детьми с нами делилась Лаишевская школа-интернат. Кроме того, мы начали заниматься самообразованием, знакомились с деятельностью Санкт‑Петербургской и Московской школ. Бесценный опыт работы с такой категорией детей мы накапливали годами. Долгое время — 17 лет — директором школы была Екатерина Михайловна Рожкова. Около 13 лет я была здесь завучем по учебной части, и вот уже четвёртый год, став её преемницей, работаю в статусе руководителя. 
Воодушевителем, воплотителем наших идей и начинаний по работе со слепыми и слабовидящими детьми является тифлопедагог Людмила Аркадьевна Морозова. Она обладает большим стажем работы, привносит в школу различные ноу-хау, которые мы стараемся реализовать.

— Ваша школа является единственным подобным учебным заведением в Казани?

— Да, мы — единственное образовательное учреждение, которое обучает слепых и слабовидящих детей. Нашим учредителем является Министерство образования и науки РТ. Мы выступаем как общеобразовательное учреждение. Процесс ­обучения в школе растянут на 12 лет, на уровне начального образования мы учим в пролонгированные сроки не 4, а 5 лет. Обучаем по программе, заложенной в федеральных государственных стандартах. С сентября этого года обучение будет проходить также по федеральным образовательным программам, но адаптированным под нас.
Желающих получить образование в нашей школе действительно много, и не только из-за того, что это единственная специализированная школа в Казани. Она уже успела хорошо себя зарекомендовать, и врачи-офтальмологи советуют её своим пациентам. Обучение в школе строится по инклюзивной методике, когда слепые и слабовидящие дети могут находиться в одном классе. Также организовано несколько классов для детей с умственной отсталостью. Однако основное заболевание ребят — это зрительные нарушения. Мы нацелены на качественное обучение, на то, чтобы ребёнок получил хорошее образование и после окончания школы имел возможность продолжить обучение дальше. Как правило, у нас это получается, и ребята не остаются за бортом системы образования. Они получают такую профессию, чтобы иметь возможность в будущем полностью обес­печивать свои семьи.

В одной лодке
— Я правильно понимаю — в высших учебных заведениях ваши выпускники обучаются вместе с нормотипичными ребятами?

— Да, верно, но вот предпосылки к этому инклюзивному обучению на уровне средне-специального и высшего, конечно, закладываются здесь, в школе. Мы учим детей адаптироваться, социализироваться, приспосабливаться, адекватно относиться к своему заболеванию, иметь конкурентоспособную позицию, чтобы не потеряться в обществе. Школа для этого и нужна.

— Читала в интернете благодарный отзыв вашей выпускницы о том, что дети здесь добрее, все относятся друг к другу с пониманием, и поэтому учиться надо именно в специализированной школе, чтобы избежать развития комплексов. Вы с этим согласны?

— Одной из многих задач нашей школы является развитие самых лучших сторон личности ребёнка и эмпатии. Наши педагоги готовы к работе с детьми с подобной нозологией и приспосабливают ребёнка к обычной жизни, начиная с первого класса. В школе никто не будет относиться к нему как к особенному, из-за того, что у него есть проблемы со зрением. Мы все находимся в одной лодке. Поэтому будем учиться приспосаб­ливаться и прикладывать больше усилий, чтобы в дальнейшем жить в обычном обществе и выглядеть достойно. 
Когда ребёнок приходит к нам, мы говорим ему: «Ты — как все». У нас нет цели создать в школе дополнительный щадящий режим и посадить детей под стеклянный купол. Здесь все на равных. Если ребёнок не может выполнить какое-то задание самостоятельно, мы, конечно, окажем помощь. Но после этого он должен стараться сам, а мы со своей стороны обес­печим всем необходимым, чтобы он мог выполнить поставленную задачу.

Один на один 
с проблемой ребёнка

— Чем отличается процесс обучения в вашей школе от обычной?

— В будний день, находясь в коридоре, вы не заметите какого‑то сильного визуального отличия от обычной муниципальной школы — во время перемены часть детей так же прыгают и бегают, другие играют в гаджетах. Отличие ощущается только на уроках, когда учитель остаётся один на один с проблемой ребёнка — чисто технической или психологической. В ходе общения начинается решение этих проблем: даём увеличивающее устройство, просим родителей купить лупу, масштабируем бланки тестирования. Каждый год появляются новые изобретения, специальное оборудование, которое мы по возможности стараемся приобрести, чтобы дети на занятиях не чувствовали себя заторможенно в плане технического оснащения и двигались дальше. 
Мы даём ребёнку время, чтобы он мог разглядеть объект, подойти к нему поближе и рассмотреть его именно с того ракурса, с той точки, с которой ему будет хорошо видно. Это очень важно, если у ребёнка, к примеру, остался 1 % зрения на одном глазу. Залог успешного обучения в нашей школе состоит от созданных условий. На уроках применяем специальный учебный рельефный материал, который используют и слабовидящие, и незрячие дети (с помощью зрения и осязания). Незрячие ребята часто используют аудиобиблиотеку, с разрешения учителей применяют диктофоны, «говорящие» микрокалькуляторы и многое другое. Школьное пространство также приспособлено к индивидуальным и типологическим особенностям детей с учётом офтальмо-гигиенических требований: повышенное до 1000 люкс освещение, дозирование зрительных нагрузок, возможность использования настольных луп с подсветкой, учебники массовой школы с увеличенным шрифтом или с шрифтом Брайля. В этом — преимущество нашей школы.

— Сколько детей обучается в школе и сколько в среднем в каждом классе?

— В школе 146 учеников, из них 26 ребят обучаются на дому — те, у кого имеются множественные тяжёлые нарушения развития. В классах, где занимаются по системе Брайля, максимальное количество учеников — 8, слабовидящих — 12. Есть классы и по 5-7 человек. Это даёт возможность учителю подойти к каждому ребёнку индивидуально и помочь ему именно с технической точки зрения преодолеть те трудности, которые у него возникают из-за проблем со зрением.

— Где выпускают педагогов, работающих с детьми с такой нозологией? 

— Педагоги к нам приходят из обычных пединститутов и педколледжей. И уже на базе профильного педагогического образования имеют возможность пройти переподготовку по профилю тифлопедагогики (работа со слепыми и слабовидящими детьми). Обу­чаться можно как в Казани, так и дистанционно в Москве или в Санкт-Петербурге. Конечно, нелегко найти педагогов, желающих работать с такой категорией детей. Это непростой труд. И хотя в классе обучаются всего от 5 до 12 человек, а не 30, но на работу с одним таким ребёнком уходит намного больше времени и сил. Надо знать всё о его заболевании, психологическом состоянии только для того, чтобы создать максимально комфортные условия для ребёнка.

— Удаётся ли сохранить педагогический состав?

— Костяк коллектива составляют опытные педагоги, которые работают вместе со мной с самого основания школы и ведут остальных за собой. Наши ряды обновляют молодые специалисты со своими идеями, проектами, которые мы все пытаемся реализовать, чтобы в школе было интересно учиться.

Общественно-полезный труд и медали
— Вмещает ли школа всех желающих?

— Школа маленькая, уютная, семейная, все хорошо друг друга знают и поддерживают. Если попросим здание побольше, то, мне кажется, всю школу загрузим детьми — желающих очень много. Из года в год идут разные наборы детей. Бывает, что набираем два новых полноценных класса, бывает — один. 
В 2020 году, во время пандемии, в школе был сделан капитальный ремонт. Мы — педагоги и родители — вместе расставляли всё по местам. Поэтому пытаемся сохранить эту чистоту, бережём мебель и ремонт. Привлекаем к поддержанию чистоты и самих детей. Если ученик элементарно протрёт парту и подоконник — это пойдёт только в плюс. Ребёнок, прикладывая свои усилия, время, будет больше любить школу, уважать педагогов. Здорово, что летом этого года вновь был утверждён общественно-полезный труд в школах. 

— Для каждой школы важен конечный результат — успехи учеников. Расскажите, как с этим обстоят дела у вас?

— На базе 9 класса мы выпускаем детей после Государственного выпускного экзамена (ГВЭ) и по итогам даём аттестат об основном общем образовании. В этом году в очередной раз выдавали аттестат особого образца — с красивой красной корочкой. Мы гордимся этим. На базе среднего образования выдаём аттестаты либо после проведения Государственного выпускного экзамена, либо после ЕГЭ. Ребёнок вправе выбрать сам, что он будет сдавать. Каждые два года мы выдаём аттестаты с получением золотой медали, то есть результативность очень высокая. К счастью, приняли закон о возвращении серебряных медалей. Действительно, ребёнку бывает очень обидно, если он капельку недотянул и остался без заветной медали и лишнего бала при поступ­лении. На будущий год мы будем выпускать очень сильный класс, и надеемся, что золотых медалей будет больше! 

Не только уроки
— Чем занимаются дети в школе, помимо обычной учебной программы?

— Наш учебный план строится из инвариативной части, когда мы изучаем традиционный набор предметов — это неизменяемая часть учебного плана. Есть ещё и вариация, которая уходит в систему внеурочной деятельности — это коррекционные занятия, с помощью которых стараемся повысить уровень общего развития детей, скорректировать развитие познавательной сферы и речи. Они ходят на индивидуальные занятия с логопедом или с психологом. То есть все отсутствующие или западающие в плане развития стороны мы стараемся восполнить такими занятиями. Чтобы не страдали предметы, восприятие, мышление, воображение. То, что в конечном итоге будет влиять на результативность в обучении. После окончания занятий ребята садятся на автобусы и разъезжаются по разным уголкам нашего города.

— Как же это удобно для детей и родителей!

— Мы арендуем три автобуса, которые 5 раз в неделю циркулируют по городу по заранее утверждённым маршрутам. Родителям остаётся только подвести своего ребёнка к остановке и посадить на автобус. В основном ездят дети до 7-8 класса. Став взрослее, они стремятся добираться до школы самостоятельно.

— Помимо коррекционных, предусмотрены ли какие-то творческие или спортивные занятия?

— На базе нашей школы арендует помещение Детская музыкальная школа № 13, из которой к нам приходят педагоги дополнительного образования и занимаются с ребятами вокалом, хоровым пением, игрой на различных музыкальных инструментах, сольфеджио. В том числе обучение музыкальной грамотности проходит по системе Брайля.
За спортивную подготовку в школе отвечает учитель физкультуры Рамиль Наильевич Ахмадеев, он же является тренером Детской адаптивной спортивной школы, которая находится во Дворце вод­ных видов спорта. Два раза в неделю он приходит на уроки и дополнительно дважды в неделю ведёт у нас занятия по лёгкой атлетике, сам возит детей и в «Трудовые резервы», и на Центральный стадион. Его занятия дают очень хороший результат — ребята привозят грамоты и кубки, также занимают призовые места на региональных спортивных соревнованиях, и это даёт им дополнительные баллы при поступлении в вуз. Несколько учащихся таким образом смогли поступить в Поволжскую академию спорта, кто‑то на массажное дело, кто‑то — на тренерскую работу. 
У нас 129 детей из 146 имеют инвалидность, что даёт им льготы при поступлении. Если к этому добавить спортивные и музыкальные достижения, то, конечно, такому ребёнку включается «зелёный свет», и он с гордо поднятой головой, с мощным портфолио идёт и поступает в вуз или средне-специальное учебное заведение — и их там берут с радостью. Благодаря своим победам они повышают не только рейтинг школы, в которой учились, но и вуза, в который поступают. 
Также у нас проводятся занятия по таким востребованным направлениям, как театральное искусство, бисероплетение и робототехника.

Возвращение 
в альма-матер

— Следите ли за дальнейшей судьбой своих выпускников?

— Дети этой нозологии зачастую организуют сообщества по интересам, где ребята общаются друг с другом, там же в будущем находят себе пару. Такие сообщества очень хорошо развиты в биб­лиотеке слепых на Серова. Также мы тесно сотрудничаем с Реабилитационным центром для слепых и слабовидящих. 
Наши выпускники часто приходят в школу, рассказывают о себе. Когда взрослый крепкий мужчина с женой под ручку и с ребёнком говорит слова благодарности — это дорогого стоит!

— За что обычно благодарят?

— Они благодарят нас за то, что мы научили их не потеряться в этом обществе и суметь составить конкуренцию нормотипично развивающимся детям. За то, что они имеют возможность продолжить учиться дальше наравне со всеми, получить диплом, профессию. Благодарят за то, что мы смогли им внушить, что не надо себя жалеть, надо трудиться в несколько раз сильнее для того, чтобы превозмочь физический недуг и суметь влиться в полноценно развивающееся общество. Часто приходят на праздники — на 1 Сентября, на День учителя и на Последний звонок.

Ура, каникулы!
— Бывают ли выездные мероприятия для ребят, в том числе и в период каникул?

— В этом году Музей-заповедник «Казанский Кремль» разработал специализированную инклюзивную программу и выиграл президентский грант на её реализацию. В итоге наши дети всю неделю посещали эту летнюю смену. Была интересная насыщенная программа, максимально адаптированная под наших детей. Они рассматривали музейные экспонаты в 3D-исполнении, участвовали в мастер-классах, ставили химические опыты, и всё это было бесплатно. Надеемся, что в будущем это начинание будет продолжено. В нынешнем году программа была рассчитана только на 10 человек 12-13 лет, а желающих было ­больше. 
В прошлом году мы с ребятишками ездили за город в летнюю и осеннюю инклюзивные смены от Детского досугового центра «Ял». Министерство по делам молодёжи также разработало проект и выиграло грант для организации летнего лагеря. Для наших ребят были разработаны специализированная досуговая программа, мастер-классы, а всё остальное они делали наравне со всеми нормотипичными детьми — смена была инклюзивная. Для нас это необычно, потому что эту нозологию тяжело обеспечить технически, есть много нюансов, которые надо учитывать при организации отдыха таких детей.

Активная жизнь
— Удаётся ли стать частью подобных проектов, делающих жизнь ребят насыщенней?

— На базе нашей школы такие мероприятия проходят часто. К примеру, библиотека слепых разрабатывает проект, выигрывает под него грант и реализовывает его на базе нашей школы. Также работает университет ТИСБИ, на базе которого существует инклюзивный институт, где они обучают глухих и слепых детей. Руководителем этого центра является Елена Валерьевна Мелина. С нашими ребятами она разрабатывает проекты, под реализацию которых получает грант. Они рассчитаны на профориентацию, на сохранение и укрепление семьи, на финансовую грамотность. 
Также ТИСБИ с нашими учащимися, начиная с 4 класса, проводит ежегодные региональные олимпиады по гуманитарным предметам, при успешном прохождении которых ребёнок получает диплом от Министерства образования и науки РТ. Это рейтинговая олимпиада, и диплом, полученный в результате успешного участия, можно приложить в своё портфолио при поступлении. 

— Ваши ученики растут активными ребятами, хотя понятно, что в этом в первую очередь заслуга педагогов. А как насчёт самих учителей?

— Мы также участвуем в семинарах, конкурсах, читаем лекции. Вот уже в течение семи лет Министерство образования проводит конкурс «Лучший педагог коррекционной школы», и первая три­дцатка педагогов со всей респуб­лики, работающих с ребятами с разными нозологиями, получает грант в 100 тысяч рублей. Каждый год мы участвуем в этом конкурсе и стремимся выигрывать. Таким образом, мы мотивируем и материально поддерживаем наших учителей. 

Техника. Любовь. Будущее
— Расскажите об уникальном оборудовании, которое появилось в школе несколько лет назад.

— В 2019 году наша школа получила специализированное оборудование для слепых и слабовидящих детей на 4 миллиона рублей по программе национального проекта «Образование» федерального проекта «Доброшкола». С этого времени мы являемся ресурсным центром по продвижению системы инклюзивного специального образования. Под это оборудование мы скорректировали свои образовательные рабочие программы. Повысилось не только качество образования, но и мотивация у детей, потому что оборудование, которое мы получили, очень заинтересовало ребят. 
Это и специальные приборы со светодиодной подсветкой, которые дают увеличение в 8-10 раз, чтобы на уроках технологии и ИЗО ребёнок мог рассмотреть, что же он делает. По большому счёту, такой аппарат бывает необходим и на других уроках. У нас появились новые дидактические пособия для диагностики и коррекции развития, специальные цифровые лаборатории по химии, биологии, физики. С появлением этих цифровых лабораторий мы закрываем гештальт в плане проведения лабораторных и практических работ. Они представляют собой чемоданчики с датчиками, и с их помощью мы проводим лабораторные работы, опыты, а потом в виде графиков, схем, рисунков видим результат на мониторах компьютеров.
Есть и цифровая песочница, которая хоть и рассчитана на учеников младших классов, но привлекает всех. Появилось много оборудования для кабинета логопеда, по тифлопедагогике и по психологической диагностике.

— Когда вы говорите о школе, в ваших словах столько любви: к педагогам, к детям…

— Это связано с тем, что я работаю здесь со дня основания школы, а с детьми в целом — ещё дольше. И, конечно, очень хорошо знаю систему коррекционной педагогики и люблю свою школу. Работа здесь даёт возможность контактировать с различными категориями людей в рамках школы и за её пределами. К нам приходят и депутаты, журналисты, деятели культуры… Этот широкий спектр общения обогащает. И любовь, которая концентрируется в тебе, находит выход в работе с детьми. 
Здесь, в школе, мы все — классные руководители, педагоги, административно-управленческий состав — практически живём и гордимся тем, что у нас очень много достижений. В школе через день проходят какие-то мероприятия — к нам приходят гости из ГИБДД, из музеев, из Кремля. У нас есть страничка в ВКонтакте, на которой мы выкладываем фотографии. Вы тоже можете присоединиться и следить за нашей насыщенной жизнью! 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев