Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Сделано в Татарстане

Набат через века

Издревле о самых больших бедствиях народ оповещали набатным колокольным звоном. Одним из самых страшных бедствий были пожары.

Из архива журнала "Казань" № 8, 2022 г.

 

Голоса исторических колоколов Казани и Свияжска

О, набат, набат, набат,
Если б ты вернул назад
Этот ужас, это пламя, эту искру, этот взгляд,
Этот первый взгляд огня,
О котором ты вещаешь, с плачем, с воплем, и звеня!

Эдгар По. Перевод Константина Бальмонта

Издревле о самых больших бедствиях народ оповещали набатным колокольным звоном. Одним из самых страшных бедствий были пожары.

Самые ранние сообщения о колоколах и колокольнях нашего края находятся в «Списке с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда» 1565–1567 годов и в «Списке с писцовых книг по г. Казани с уездом» 1566–1568 годов.
С первых страниц ведётся речь о колоколах — ратных, часовых; колоколах, в которые звонили к воротам, то есть на смену стражи. 


О Свияжске: «да на городе у больших ворот рожественских часы самобойные, у часов колокол, а другой колокол звонят в него к воротам, а колокол ратной снят да поставлен у Пречистой на колокольнице».
«Внутриж города Казани меж городовых ворот Спасских и Сергиевских подле городовую стену против науголные стрелни, где был большой подкоп, монастырь Спасской, а в монастыре две церкви, церковь деревяна Преображение Господа нашего Иисуса Христа на каменное дело на подклетех…, да у церкви Николы Чюдотворца с трапезою каменна». (Стрельня, стрельница — укрепление, с которого стреляли, бойница, башня.)
О старинных колоколах написано не так много. Часть архивов уничтожили казанские пожары. Ценные сведения содержат сохранившиеся описи, письма и некоторые работы священнослужителей. 
Кафедральный протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (1854–1933) в историко-археологическом очерке о Свияжске упоминает о старинном колоколе в 30 пудов, переданном в Успенско‑Богородицкую обитель Троицким монастырём, который был основан первым не только в Свияжске, но и во всём Казанском крае — в 1551 году, и приводит следующую надпись на этом колоколе: «лета 7067 апреля 30 д. сей колокол Живоначальныя Троицы и чудотворцу Сергию в Свияжской город при игумене Иолеферии и при келаре старце Адреане ангилове лил мастер Нестер Иванов сын».

Избранные письма из первой части издания «Путешествiе въ Казань, Вятку и Оренбургъ въ 1800 году, Максима Невзорова», вышедшего в Москве в 1803 году.


Нестор Иванов — псковский колокольный мастер. В среднем ярусе колокольни Ивана Великого расположен перелитый им корсунский колокол. В своей книге Н. И. Оловянишников относит этот колокол к замечательным на колокольне и приводит надпись на нём: «Божию милостию, повелением царя и государя великаго князя Ивана Васильевича всея России самодержца, перелит бысть сей колокол корсунский, лета 7067; переливал мастер Нестер Иванов сын Псковитинов; весу 40 пуд».2 7067 (1559) год указан и на корсунском, и на свияжском колоколах. 
Старейшая колокольня нашего края — Никольской трапезной церкви Свияжска. Церковь сооружена в 1556 году, колокольня — позднее.
Из книги А. П. Яблокова «Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий монастырь в г. Свияжске Казанской губернии», изданной в Казани в 1906 году:
«6 декабря 1556 г., как значится на подлинном холщевом антиминсе, Никольская церковь была освящена самим архимандритом Германом. Церковь сделана из дикого камня и украшена по карнизам узорча­тыми поясками; имеет один престол в средней части алтаря восточная стена которой выделяется тремя полукруглыми выступами.
Колокольня в пять ярусов; три нижние четырёхугольные сделаны из дикого камня, четвёртый мно­гогранный и пятый круглый — из кирпича».

Свияжск. Колокольня собора Рождества Пресвятой Богородицы, где находился колокол, литый в Москве в 1552 году. 


В писцовой книге 1565–1567 го­дов сообщается о монастыре Успения Пресвятой Богородицы: «да в монастыре колокольня каменная над входом над трапезным, а с верху на колокольне часы большие Государева данья, да пять колоколов, два зазвонные, а три больши тех».

Спасская башня. Фото И. Ф. Барщевского. 1890-е


В архиве Вологодской консистории была найдена и издана в Казани в 1892 году «Опись Свияжскаго Богородицкаго мужескаго монастыря, составленная в 1614 году». О Никольской трапезной церкви и колокольне там сказано: «Церковь Никола чудотворецъ тёплая об одном верху с трапезою, каменная… а на верху храма колокольница, а под исподом службы каменные покрыты тесом на шатерное дело; на колокольнице крест и яблоко, и на выходе яблока обиты немецким железом. А на колокольнице колоколов: два колокола зазвоные, два колокола зазвоные красные, да два колокола бывали благовестники. Да колокол большой очапной благовестник. Да к той же колокольнице приделана часовня, стороны на столбах; на ней часы большие боевые с перечасьем, а приведены к тем же колоколам». 
В описи сообщается о семи колоколах. К концу XIX века на колокольне находилось уже двадцать два колокола.3
В двадцатые годы прошлого века были разрушены многие храмы и колокольни Свияжска. Остались только старые фотографии с их видами. Не уцелели и коло­кола. Е. П. Ключевская в «Словаре казанских художников» приводит документ, найденный в делах архива Татнаркомпроса из собрания Национального архива Республики Татарстан — сохранившийся акт от 23 апреля 1925 года о передаче Рудметаллторгу колоколов закрытого Свияжского Свято‑Успенского монастыря. Только три колокола передали в свияжский кантонный музей: колокола Нестора Иванова, Харитона Иванова и колокол 170 пудов времени Анны Иоанновны, последующая их судьба пока неизвестна.4
Ценные сведения о старинных колоколах Казани содержатся в «Сборнике древностей Казан­ской епархии», составленном архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, ректором Казанской духовной семинарии Платоном (Любарским) (1738–1811), где сообщается о некоторых вылитых, или перелитых после пожаров колоколах соборной церкви в Кремле, начиная с мая 1589 года, когда в митрополита Казанского был рукоположен святитель Гермоген. В «Сборнике» привлекает внимание одно сообщение. При восьмом митрополите Иоасафе, поставленном в Казань из Спасо‑Евфимиева монастыря Суздаля, «в 7183 (1675) году, по указу великаго государя царя и великаго князя Алексия Михаиловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, прислан с Москвы в Казань для переливки соборных колоколов, разшибенных в бывшей в 7180 (1672) году пожар, колоколенной мастер с учениками, которые и перелиты ... двенатцать колоколов».5
Имя присланного «с Москвы колоколенного мастера» — Харитон Иванов. Один из перелитых им колоколов, раньше принадлежавший Казанскому кафедральному собору, оказался в Свияжске. А. П. Яблоков в своей работе о святынях Свияжска приводит надпись на этом колоколе: «Перелит сей колокол после большого Казанского пожара, а пожар был в 7180 г. (1672) апреля в 20 день — из прежняго колокола жалования Великого Государя, царя и Великого князя Иоанна Василиевича всея России самодержца в царствующим граде Казани к соборной церкви Честнаго и славного Благовещения, при Великом гос. Преосвященном ­Иоасафе, митрополите Казанском и Свияжском в лето 7183 (1675). А лил мастер Харитон Иванов, вес 160 пудов».6
Харитон Иванов — колокольный и пушечный мастер московского Пушечного двора, ученик известного московского литейщика Александра Григорьева. Самая ранняя дата, под которой упоминается его имя в дошедших до нашего времени документах, — 1 мая 1654 года в Расходной книге Пушкарского приказа.7
Наиболее полные сведения о колоколах Казани находятся в книгах кафедрального прото-
иерея Евфимия Александровича Малова (1835–1918). Из его работы «Историческое описание церквей города Казани» и взял сведения Н. И. Оловянишников. В «Истории колоколов» (настольной книге звонарей) есть глава «Казанские колокола», где имеется опись колокольных наборов шести церквей Казани, самой оснащённой из которых была Никольская Гостиннодворская церковь. На её каменной колокольне были установлены тринадцать колоколов.
Из другой книги Малова «Казанский Богородицкий девичь монастырь» 1879 года мы знаем, какие колокола находились на колокольне этого монастыря. С XVII по XIX век она оставалась самой высокой колокольней Казани — 26 сажен с крестом (55,38 метра). Монастырь был первоклассным и имел все виды благовестников (Большой Праздничный, Воскресный, Полиелейный, Повсе­дневный, Великопостный). Надпись на Большом Праздничном гласила: «лит мастером казанским мещанином Петром Корюховым, июля 5 дня 1849 года. Весу 705 пудов 15 фунт. Вышиною 4 арш., шириною вокруг колокола 11 арш.». Следующий по весу Воскресный (290 пудов 4 фунта) был перелит из разбитого после сильного пожара, произошедшего 3 сентября 1815 года, «содержателем и мастером колоколеннаго завода, казанским второй гильдии купцом Ильею Ефимовым сыном Астраханцевым».
В XIX веке в Казани действовали колокольные заводы Ивана Ефимова Астраханцева, его брата Ильи Ефимова Астраханцева, купца Луки Степанова Рукавишникова в Подлужной слободе. Несколько колоколов казанских мастеров сохранились. Не утратили былой красоты и особенно хорошо звучат три колокола, расположенные на колокольне храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Царицыно. Два колокола лил «в городе Казани содержатель завода и мастер казанский мещанин Петр Никитен Кирюхов», как гласит надпись, третий — «Иван Болшой Астраханцев». 
Звучание одного казанского колокола, литого «в заводе Луки Степанова Рукавишникова», хорошо знакомо многим любителям колокольного звона в нашей стране. В 1984 году этот колокол нашли около посёлка Савинский Плесецкого района (он был зарыт в землю от большевиков) и установили в качестве благовестника на колокольню из села Кушерека в Архангельском музее деревянного зодчества Малые Корелы (вес колокола 504 килограмма, он самый большой на колокольне). В восьмидесятые-девяностые годы прошлого века фирма «Мелодия» записала пластинки колокольных звонов на этой колокольне, и они широко известны. 


А самый большой колокол дореволюционной Казани, весом 1575 пудов, изготовили на колокольно-литейном заводе Николая Васильевича Кеменева в Саратове для кафедрального Благовещенского собора в Кремле.
Колокола соборной колокольни сняли в 1928 году, а саму колокольню разобрали в 1929-м. В течение 1929–1930 годов все колокольни Казани лишились своих колоколов. Некоторое время оставались колокола только при кладбищенских церквах: Арского, Военного, Архангельского кладбищ и у Богоявления. 
До 1929 года на Спасской башне казанского Кремля находился древний набатный колокол, в который «по изстаринному обычаю били сполох при пожарах».8 В 1929 году его сняли, а взамен навесили колокол Спасского монастыря, «старый времён Иоанна Грозного единственный уцелевший».
Надпись на этом колоколе классической вязью XVI века указывает, что он лит в 7088 году (с сентября 1579 по август 1580 года) «в Богоспасаемом граде Казани… при архимандрите Германе». И дальше — выгравировано слово «мастер». По каким‑то причинам своё имя мастер не оставил. 
Более подробно о колоколе Спасо-Преображенского монастыря и древнем набатном колоколе можно прочитать в февральском номере 2021 года. Большая удача, что в нашем городе сохранился колокол XVI века, и мы слышим его голос, как и жители Казани более четырёхсот лет назад.

Выражаю благодарность своим ярославским друзьям Владимиру Евгеньевичу Дегтярёву, Олегу Георгиевичу Базанову и Сергею Владимировичу Лебедеву, ­настроившим нынешним летом механизм боя и отрегулировавшим ударный молоток колокола, а также редакции журнала «Казань», при содействии которой удалось посетить Спасскую башню и сфотографировать надпись на колоколе.  

1 Яблоков А. П. Город Свияжск, Казанской губернии, и его святыни. Казань. 1907. С. 99.
2 Оловянишников Н. И. История колоколов. М., 2003. С. 226.
3 Яблоков А. П. Город Свияжск, Казанской губернии, и его святыни. Казань. 1907. С. 98–99.
4 Ключевская Е. П. Словарь казанских художников. Вторая половина XVI — начало XX века. Спб. 2009. С. 112.
5 Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии… Казань. 1868. С. 79.
6 Яблоков А. П. Город Свияжск, Казанской губернии, и его святыни. Казань. 1907. С. 99.
7 Бондаренко А. Ф. Колокольный и пушечный мастер Московского Пушечного двора Харитон Иванов сын Попов. (Колокола. История и современность). Ростов. 2015. С. 10.
8 Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города / под ред. проф. Н. П. Загоскина. Казань. 1895. С. 112. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев