Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Сделано в Татарстане

Свет добра и мира

Воссозданная главная соборная мечеть Татарстана Кул Шариф стала символом демократического обновления в России последних десятилетий. Её строительство открыло новую страницу в истории Казани, путь к восстановлению баланса между двумя основными конфессиями республики.

Предыстория


Возведение мечети всколыхнуло самые глубокие, сильные и трепетные чувства во всём Татарстане. В 1990-е люди во весь голос потребовали восстановления исторической памяти. В ответ на это 13 ноября 1995 года Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев издал указ о двух храмах Казанского Кремля: православном Благовещенском соборе и мусульманской мечети Кул Шариф. Собор предстояло отреставрировать. А для сохранения исторической преемственности — воссоздать здание мечети с последующей музеефикацией, камень же на месте её возведения заложить 21 февраля 1996 года — в день религиозного праздника «Ураза-байрам».
Объявили конкурс на лучший проект воссоздания мечети. Главные требования: сохранение целостности архитектурного ансамбля Кремля, соединение национальных традиций татарского зодчества с современными достижениями архитектуры. В конкурсе участвовали шестнадцать проектов архитекторов России, Турции, Средней Азии.
Конкурс проходил в два этапа. Победителем первого стали казанские архитекторы А. Саттаров, М. Сафронов, Т. Агишев и Р. Валиев. Предлагалось придать мечети форму Каабы. Идея авторов была довольно проста: изящная симметричная композиция — купол и четыре минарета. Однако специалисты увидели необходимость доработки проекта.
Архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров нашли новый, уникальный образ мечети: она становилась на треть меньше, а фасад — более расчленённым, рациональнее использовался внутренний объём. Авторы увидели мечеть распускающимся тюльпаном с куполом, напоминающим «Казанскую шапку».
История кремлёвского дома молитв уходит в глубину минувшего. Древние источники упоминают о «Кул Шарифовой» мечети, некогда стоявшей в ханском кирмане. Название как древнего, так и современного здания связано с именем выдающегося государственного деятеля, поэта, главы духовенства эпохи Казанского ханства сеида Кул Шарифа. В 1552 году при взятии Казани войсками Ивана Грозного он погиб, героически защищая родной город и веру. Со временем ту мечеть разрушили и разобрали, почти не сохранилось достоверных сведений о её внешнем облике и месторасположении. Есть лишь отдельные записи татарского учёного Шигабутдина Марджани о восьмибашенной соборной мечети ханского кирмана. А также исследования Михаила Худякова, проводящего параллели между архитектурными формами мечети Кул Шариф ханского периода и собором Василия Блаженного в Москве. И только в 1990-е годы масштабные раскопки в Кремле позволили установить предполагаемое место древней мечети. 
Для строительства новой соборной мечети предложили на выбор три места: историческое — в сквере перед Благовещенским собором; во дворе бывшего юнкерского училища; на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Шестьдесят восемь экспертов, представителей науки и культуры республики проголосовали за двор юнкерского училища. 
На его территории торжественно заложили памятный знак о начале строительства. Так начиналась история новой кремлёвской мечети.
Генеральный план строительства разработали на основе проекта Музея-заповедника «Казанский Кремль». Границы участка строительства: с севера — южный корпус Пушечного двора, с востока — юнкерское училище, с юга — здание Манежа, с запада — прясла кремлёвской стены. Проектируемое здание мечети было ориентировано строго на Мекку. Кремлёвская стена освобождалась от позднего культурного слоя, восстанавливался нижний боевой ход, что стало частью программы сохранения, реставрации и использования Казанского Кремля — памятника ЮНЕСКО.
29 октября 1996 года забили первый колышек в основание мечети. А в 2001 году воздвигли купола минаретов, основного шатра и установили на них полумесяцы.

 

Всем миром


Непосредственно участвовали в проектировании и строительстве мечети: генеральный проектировщик — институт «Татинвестгражданпроект» (директора И. С. Абдрахманов, И. Э. Файзуллин; главный архитектор проекта А. В. Головин; главный инженер проекта А. И. Исхаков). Заказчик — Музей-заповедник «Казанский Кремль» (директор И. М. Вахитов, заместители директора И. И. Зарипов, Н. Х. Халитов; главный архитектор Р. М. Забиров; главный художник Н. Т. Хазиахметов). Генподрядчик — турецкая фирма «Одак» (председатель совета директоров Н. Гюрджан Орал). 
С момента закладки первого камня до возведения минаретов строительство, потом многосложное оформление внутреннего пространства находилось в центре внимания руководства Республики Татарстан во главе с первым Президентом Минтимером Шаймиевым и Правительства Российской Федерации.
21 мая 2001 года Кабинет министров Татарстана утвердил общую концепцию решения интерьеров мечети (руководитель проекта интерьеров А. Г. Саттаров; подрядчик художественного оформления интерьеров — Фонд художников Республики Татарстан (директора Р. М. Юлдашев, Н. В. Михайлова). 
Создавала неповторимый образ мечети большая группа архитекторов, проектировщиков, дизайнеров, каллиграфов: А. П. Леухин — рос­писи потолков; А. К. Даишева — витражи на окнах, лепнина парусов потолка главного молельного зала, ажурные решётки женского молельного зала, ограждения лестниц и отопительных приборов; Р. Салахутдинов, И. Маетов — каллиграфия коранических текстов, шамаилей в интерьере; Махмуд Мирза Али — каллиграфия коранических текстов на фасаде; Р. А. Кильдибеков, Ф. Х. Валиуллин, Л. М. Мирзиева, А. К. Даишева — решение купола; Р. М. Забиров — дизайн дверей и входных групп.
Проектирование внутреннего оформления продолжалось три года. В 2002 году начались отделочные работы, а в 2003 году наносились её последние штрихи. В отделке применили естественный камень — гранит, мрамор, мраморный оникс, змеевик.
Восьмигранное пространство мечети перекрыли куполом с вершиной на высоте тридцать шесть метров. По углам — четыре основных минарета высотой пятьдесят пять метров. Есть также два малых минарета и ещё два — на углах главного входного портала. Девять полумесяцев — по числу минаретов легендарной исторической мечети.
В здании пять этажей, включая цокольный и технический. В трёх надземных расположен вестибюль главного входа с помещениями имама, молельный зал и балкон‑галерея для женщин. В цокольном этаже — помещения для омовений, гардеробы и зал Музея ислама. Мужской и женский потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.


24 июня 2005 года мечеть торжественно открыли. Это событие широко освещалось в средствах массовой информации. На открытии присутствовало более пятисот высоких гостей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Тысячи соотечественников и зарубежных гостей с гордостью приветствовали этот праздник, и не только татары, мусульмане, но и люди разных культур и конфессий.
В воссоздание мечети вложили свою долю труда и благие пожелания очень многие. В альбомах о строительстве храма — списки сотен организаций и тысячи имён людей с разных точек планеты, внёсших посильный вклад в это благородное дело. В почётную книгу мечети золотыми буквами занесены имена генеральных директоров Ш. Ф. Тахаутдинова («Татнефть»), В. М. Бусыгина («Нижнекамскнефтехим»), А. А. Соколова (Конструкторское бюро «Зенит») и многих других. 
Сегодня соборная мечеть — один из красивейших архитектурных памятников Казани. Её облик уникален: неповторимы как внешний образ, так и внутреннее убранство. 
Арабская вязь окутывает холодный мрамор здания снаружи и в интерьере; всюду шамаили — аяты, суры из Корана, священной книги мусульман, выполненные искусными мастерами. В украшении мечети использовано множество различных техник: резьба по мрамору, по дереву; мозаика; витражная техника; роспись по керамической плитке; кожаная мозаика; вышивка по шёлку и многое другое.
Для создания мечети использовались материалы из разных уголков России и мира: мрамор — из Челябинской области, великолепные хрустальные люстры — из Чехии, ковры в молельных залах, сотканные по эскизам татарстанских мастеров, — из Ирана, декоративная плитка ручной работы — из Турции.

Мир, добро, взаимопонимание


Всё в мечети обращено к истинному, глубинному смыслу ислама — миру, добру, взаимопониманию. Слово «ислам» во многих источниках переводится как «вера и покорность (Единому Богу)». Три корневые буквы: «син», «лям», «мим», образующие слово «ислам», также образуют слово «салям», что в переводе с арабского означает — мир. Все мусульмане приветствуют друг друга словами: «Мир вам» — «Ассаляму алейкум». Пожелание мира и стремление к взаимопониманию изначально присуще исламу. И каждый элемент каллиграфических композиций мечети отражает это.
Интерьеры следуют общим принципам исламских эстетических норм, татарским национальным художественным традициям, а также современным тенденциям. Один из основных элементов декора в интерьере — шамаиль. Ведь арабская графика шамаилей не абстрактна, она — и способ самовыражения автора, и образ сакрального смысла.
В молельных залах в особой последовательности представлены все 99 прекрасных имён Всевышнего — «аль-асма-уль-хусна», это один из редких вариантов интерь­ерного решения. По исламу, все эти имена являются атрибутами Творца и позволяют постигнуть верующему его могущество, величие и укрепить своё сердце в вере. Согласно известному хадису, пророк говорил: «Как трение о землю очищает железо от ржавчины, так и повторение Имён Аллаха очищает наши сердца от всего плохого». Таким образом, эпитеты Всевышнего, с одной стороны, определяют свойства Творца, а с другой — напоминают о тех качествах, к которым должен стремиться каждый для достижения уровня человека совершенного — (Инсани Камил). Весь интерьер мечети, вся внутренняя композиция говорят нам о высшем предназначении — духовном развитии.
Несколько аятов суры «Аль‑Имран» украшены классической римской мозаикой с сусальной позолотой текста на синем фоне. В них говорится: «Господь наш! Мы услышали глашатая (пророка Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», — и мы уверовали». По преданию, эти слова произнесли булгары при принятии ислама в 922 году.
Мозаичное панно — шамаиль «Булгар» в фойе мечети открывает вид древней столицы Волжской Булгарии, которая в начале X века стала самым северным форпостом исламского мира. Здесь официально приняли ислам в качестве государственной религии, соединив радение правителя булгарского государства хана Алмуша и посла Багдадского халифата известного учёного Ибн Фадлана. Напротив — мозаичный шамаиль с видом города Мекки и мечети «Аль Харам», в центре которой — сердце мусульманского мира, священная Аль-Кааба. 


В мечети также хранится фрагмент кисвы, одеяния священной Аль-Каабы, подаренный Татарстану в 2008 году королём Саудовской Аравии Абдаллой ибн Абделем Азизом.
Для верующих — два молитвенных зала: мужской на семьсот мест и женский — на триста. Молитвенное пространство — зал двух уровней высотой тридцать два метра под куполом в стиле «Фирдаус» диаметром шестнадцать метров. Смысловое завершение молитвенного пространства — 112-я сура Корана «Аль-Ихлас», что означает «Откровение». Согласно ей, Всевышний един и вбирает в себя всё мироздание. Мысль о единстве мировых религий подчёркивает и цикл мозаичных шамаилей-медальонов с именами пророков, расположенных по периметру мужского молельного зала, от Адама до Мухаммеда. По исламу, многие из них получили почётные эпитеты, указанные в медальонах: Адам — «сафиуллах» (чистота Аллаха), Авраам — «халилуллах» (друг Аллаха), Иисус — «рухулуллах» (дух Аллаха), Мухаммад — «рассулуллах» (посланник Аллаха).
Особую красоту и изящество интерьеру придают витражи двенадцатиметровых стрельчатых окон. В них вписаны прекрасные имена Аллаха, и так же, как и во всём убранстве мечети, активно использован элемент национального декора — образ тюльпана, символа возрождения у тюрко-татарских народов. Над дверями — витражи: сплавленное стекло в зеркальной технике «мунсанна» («смотреть друг на друга»). Двери изготовлены из краснодарского дуба по эскизам главного архитектора «Казанского Кремля» Рустэма Забирова, резьба по дереву — искусного мастера Фарита Рахмана. На них вырезаны аяты из Корана и хадисы, высказывания пророка Мухаммеда.
Представлено и древнее ремесло казанских татар. Узорные банкетки и пуфики с кожаной мозаикой по эскизам известного художника Наиля Гайнутдинова, изготовленные мастерицами Арского и Дубъязского районов, гармонично вписываются в интерьер. В стиле восточной миниатюры ­изящно оформлены залы тахарет‑ханэ, комнаты омовений. Мусульманин обязан подойти к молитве чистым и душой, и телом.
Мечеть Кул Шариф стала символом возрождения ислама и центром жизни мусульманской общины Республики Татарстан. От восхода до заката азан призывает на молитву. Звучат праздничные молитвы: «Ураза-байрам» (день окончания мусульманского поста в месяц Рамадан), «Курбан-байрам» (праздник жертвоприношения); каждую пятницу умма собирается на проповедь и совершает джума-намаз. Здесь же, согласно традициям ислама, проводятся имянаречение и другие обряды. За сравнительно небольшое время мечеть стала очень важна для духовной жизни республики, она также вошла в биографии многих отдельных семей. Она ценна и для религии, и для культуры. Мечеть у татар издавна являлась центром просвещения, традиционно при каждом доме молитв открывались медресе и библиотека. Эти традиции сохранились.
В 2006 году в мечети открылся Музей исламской культуры (Музей ислама). Идея его создания возникла одновременно с идеей строительства мечети, как сотворения единого культурно-просветительского комплекса. И вот уже много лет музей встречает гостей города из всех концов нашей страны и зарубежья и повествует им об одной из мировых религий — исламе. 
Музей исламской культуры — единственный такой в Европе. Только здесь изучают и стараются донести до каждого желающего историю мусульманской культуры татарского народа. Музей расположен на цокольном этаже, также действуют две выставочные площадки — в фойе и галерее мечети. В музее непрерывно ведутся исследования. Организуются выставки, тематические вечера, мусульманские праздники, музейные занятия для детей, конкурсы детского творчества.


Кул Шариф — центр притяжения, полюбоваться величием и красотой мечети приезжают лидеры государств, учёные, известные деятели культуры России и стран зарубежья. В фотохронике разных лет запечатлены визиты руководителей: России — Бориса Ельцина, Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Татарстана — Минтимера Шаймиева, Рустама Минниханова, Чехии — Вацлава Клауса, Финляндии — Тарья Халонен, Турции — Бюлента Энджевита, сенатора США Хиллари Клинтон, княгини Ксении Юсуповой, признанных религиозных деятелей, известных людей искусства и науки.
Мечеть — жемчужина Казанского Кремля, уникальное творение с архитектурной и художественной точек зрения, что признано не только в Татарстане и России, но и во всём мире. В Малайзии в Парке исламской цивилизации, где размещены макеты двадцати самых важных мусульманских построек всего мира, наряду с Тадж Махалом красуется и Кул Шариф.
Неповторимый силуэт мечети органично вписался в панораму Казанского Кремля, и без него уже трудно представить Казань… 

 

Фотографии Камиллы Султановой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев