Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Старая лента новостей

Ученые Казанского университета заявили об обострении проблемы социализации детей мигрантов в школах Татарстана

Учителя Татарстана не готовы преподавать детям из других стран и, более того, не считают необходимым что-то менять в методиках преподавания для детей мигрантов. К таким выводам пришли специалисты научной группы Института психологии и образования КФУ под руководством кандидата наук, доцента кафедры дошкольного и начального образования Резеды Хайрутдиновой по итогам предварительного...

Учителя Татарстана не готовы преподавать детям из других стран и, более того, не считают необходимым что-то менять в методиках преподавания для детей мигрантов. К таким выводам пришли специалисты научной группы Института психологии и образования КФУ под руководством кандидата наук, доцента кафедры дошкольного и начального образования Резеды Хайрутдиновой по итогам предварительного исследования.

По мнению ученых, в условиях растущего числа детей мигрантов, обучающихся в российских школах, это становится достаточно острой проблемой. Обучение таких детей требует особого подхода и изменения методик преподавания с учетом скорости освоения ими нового языка - языка принимающей страны. Если не принимать это во внимание, то общая успеваемость в классе, где учатся такие дети, резко снижается. Таким образом, страдает и сам учитель, поскольку показатели профессиональной результативности педагогов напрямую зависят от показателей работы класса.

По результатам опроса в рамках проведённого Институтом психологии и образования КФУ исследования, более 60% учителей-респондентов не считают нужным что-то менять в методиках своего преподавания ввиду присутствия в их классах детей из других стран и республик.

С чем же это может быть связано?

Резеда Хайрутдинова как руководитель одного из направлений проекта мультикультурной подготовки учителя, рассказала, что этот феномен зачастую связан с наличием у многих учителей определенных этно-конфессиональных стереотипов или социальных установок. Они и определяют отношение к тому или иному социальному феномену - например, национальности и вероисповеданию. Затем это «проецируется» на личностные особенности, затрагивая и морально-этическую сферу. Как отметила ученый, задачей проекта мультикультурной подготовки учителя к работе с детьми мигрантов как раз и является разработка таких программ подготовки педагогов, которые позволят скорректировать социальные установки будущих преподавателей для полноценной работы с детьми мигрантов с использованием и педагогических, и психологических способов.

«Наши исследования среди учителей Татарстана в целом показали, что отношение к представителям различных религий достаточно спокойное, но вот к представителям других национальностей весьма неоднозначное - 65% опрошенных ответили, что не желают соседствовать с представителями Кавказа, Средней Азии, Украины и других государств; 25% опрошенных ответили, что готовы жить в одном государстве с представителями других национальностей, а 10% учителей не согласны жить в одном государстве с представителями других этносов», - добавила Резеда Хайрутдинова.

По её словам, около половины учителей, участвовавших в исследовании, имеют негативное отношение к представителям других, перечисленных выше, национальностей; 20% относятся к ним нейтрально и 30% респондентов относятся к ним положительно. Также исследователь подчеркнула, что в опросе участвовали учителя школ Казани и различных городов и районов Татарстана в возрасте от 43-х до 45-ти лет. При этом порядка 60% относили себя к представителям ислама, 30% - к представителям христианства, 10% - к атеистам. В исследовании принимали участие только этнические татары и русские. Несмотря на достаточно «ровные» результаты исследования, все учителя, участвовавшие в опросе, не хотели бы, чтобы в их классе учились дети перечисленных выше национальностей. На данный момент это очень серьёзная проблема, поскольку мировые миграционные процессы жестко требуют изменения социальных процессов в принимающих странах и выработки адекватных программ адаптации без социально-экономических перекосов.

Источник информации: Дина Зарипова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев