С 11 февраля в Галерее современного искусства ГМИИ РТ откроется выставка, посвящённая одному из самых известных авангардных объединений дореволюционной России «Бубновый валет»
С 11 февраля в Галерее современного искусства ГМИИ РТ откроется выставка, посвящённая одному из самых известных авангардных объединений дореволюционной России «Бубновый валет». Особенностью коллекции авангарда в нашем музее является то, что большинство её произведений, так или иначе, связаны были с историей этого движения.
С 11 февраля в Галерее современного искусства ГМИИ РТ откроется выставка, посвящённая одному из самых известных авангардных объединений дореволюционной России «Бубновый валет». Особенностью коллекции авангарда в нашем музее является то, что большинство её произведений, так или иначе, связаны были с историей этого движения.
К нему относятся имена И. Машкова, П. Кончаловского, А. Куприна, А. Лентулова, Р. Фалька, М. Ларионова и др., работы которых, в некотором роде, демонстрируют стилистическое единство, представляя русский «сезаннизм», а также увлечение примитивизмом. После долгих зарубежных «гастролей» займет свое место в экспозиции знаменитый «Аэроплан над поездом» Натальи Гончаровой.
«Бубновый валет» – крупнейшее авангардное выставочное художественное объединение 1910-х годов. В основе его творческой концепции лежало увлечение примитивом: лубком, городским изобразительным фольклором (плакат, вывеска, росписи подносов), также сильно было и увлечение новыми европейскими течениями (кубизмом, футуризмом), но особенно – сезаннизмом. Начало союзу было положено одноименной выставкой, состоявшейся в декабре 1910 – январе 1911 гг. Инициаторами ее выступили Давид Бурлюк и Михаил Ларионов, а также П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский. Название было придумано Ларионовым. Как писал впоследствии Илья Машков, «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления…». На выставке представляли работы только в новейших стилях. Большинство работ были нещадно раскритикованы: их называли эпатажными и незавершенными, а художников обвиняли в том, что они не знают законов живописи. Просуществовавшее совсем недолго объединение, после революции продолжало символически объединять его участников. Причина, вероятно, в том, что этот период был наиболее значительным и новаторским в их творческой жизни. А кроме того, влияние художников, составлявших «Бубновый валет», «русских сезаннистов», ощутимо было не только все прошедшее столетие, но и оказывает влияние на современных художников по сей день.
Новая экспозиция продемонстрирует также на примере нескольких художников их эволюцию к советскому искусству (Машков, Рождественский, Куприн), еще раз доказав, что хорошие художники остаются такими в любые времена. Выставка будет дополнена мало экспонирующейся скульптурой того периода – работами известных российских мастеров: «бубнововалетовца» Александра Матвеева, Надежды Крандиевской, Сергея Коненкова и ученика И. Машкова Бориса Королёва. На выставке можно увидеть редко показываемые произведения К. Кандаурова, Н. Кульбина, Н. Альтмана, поздние работы И. Машкова, А. Куприна, В. Рождественского, а еще узнать, какое отношение имел к объединению «бубнововалетовцев» Василий Суриков.
Выставка будет открыта до 31 мая 2022.
Автор: куратор выставки, искусствовед Дина Ахметова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев