Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Белорусские джигиты

Диаметр манежа — 13 метров. Так сложилось ещё со времён, когда английский наездник Филип Астли опытным путём вычислил, что именно такая величина наиболее удобна для лошади, которая скачет в галопе. А кроме всего, собственно цирковой жанр начинался как представление с непременным участием лошадей, отчего арена цирка приобрела свою круглую форму. И именно конный аттракцион эффектно завершал представления программы «Цирк из сапога» с участием итальянской династии Флавио-Даниэле Тони, проходившей в Казанском цирке с марта по апрель. Блестящую джигитовку представил коллектив артистов под управлением Романа ГРИГОРЬЕВА из Белорусского государственного цирка. Журнал «Казань» не только побывал на представлении, но и провёл с отважными джигитами и их подопечными целый рабочий день.

Николай Татаринцев 
и Вероника Левкович (на конях), 
Роман Григорьев.

Фото Елены Гредюшко

В составе конного аттракциона — молодые люди и девушки в возрасте от 20 до 33 лет. Самый старший из них — руководитель Роман Григорьев. Вместе они работают с июня 2023 года, и их приезд в Казань с номером «Насмешники» — первые гастроли аттракциона. Вместе с династией Тони артисты ранее отработали программы «Вива, карнавал!» и новогодние представления в Белорусском государственном цирке, а затем были приглашены руководством Казанского государственного цирка, которому очень признательны за такую возможность. Первым впечатлением от Казани, рассказывает Роман, стала представшая взору огромная «летающая тарелка» в снежной завесе. «Такого здания ещё ни разу не видел», — признаётся он.
День артистов начинается в 7.30 с работы в конюшне. Нужно прибрать с ночи денники, перестелить пол чистыми опилками — животным нельзя спать на досках. Затем лошадям дают воду, кормят (совсем как английских аристократов!) овсянкой — заваренным цельным овсом с морковью, чистят копыта. Хотя в составе аттракциона есть специальный сотрудник, должность которого называется «рабочий по уходу за животными», за своими конями по графику ухаживают и сами артисты. Каждый заботится о своём соратнике — одна из наездниц, например, заказала особую щёточку для расчёсывания. При необходимости животным могут сделать массаж — втереть охлаждающий или разогревающий кремы. Для специальных процедур по уходу за копытами вызывают профессионального коваля. Для коня жизненно важно время от времени их расчищать, так как на них есть специальный участок — «стрелка» — отвечающий за кровообращение. В природе такой «педикюр» совершается естественным образом — копыто очищается от наростов острыми камнями. 
Репетиция на манеже начинается ровно в восемь утра и длится до десяти. Коней седлают, затем начинается разминка — десять минут рысью, три минуты галопом. После — репетиция трюковой части аттракциона, во время которой отрабатываются сложные элементы джигитовки. Наездники репетируют со страховкой. Лишний раз рисковать не рекомендуется. 
Как говорит руководитель конного аттракциона Роман Григорь­ев, перегрузить коня практически невозможно. Животные эти по природе своей очень энергичны и выносливы. Движение для них — жизнь, а нагрузка — полезная практика. 
Всего в аттракционе 9 коней, в Казань приехало шестеро. Самый старший из них — по кличке Малыш, ему 24 года, по цирковым правилам он — «дважды пенсионер», ему 80 лет по меркам человеческой жизни. 
«Коней для аттракционов обычно приобретают в конюшнях конезаводчиков в возрасте 2,5-3 лет, когда их уже можно седлать, — рассказывает Роман. — Будущие артисты проходят специальный кастинг. Тех, что прошли отбор, приводят в цирк и отправляют на 10-дневный карантин. Лишь после этого их начинают приучать к манежу, седлу, аллюрам и трюковой части. Поначалу животные могут бояться любого шума, яркого освещения и музыки. В период адаптации — а длиться он может от месяца до года — важно не травмировать нежную душу этого сильного и благородного животного». 

Будни на манеже. 
Роман Григорьев и Вадим Левкович.


Что важно знать — в цирке работают только на конях и меринах, на кобылах — никогда. Первое правило наездника — он должен уметь управлять всеми лошадьми, задействованными в аттракционе, за исключением трюков, которые могут выполняться только лишь на одном. Но у каждого, естественно, могут быть свои любимцы. Конь и наездник — это соратники, тандем, связанный исключительным взаимным доверием. 
Путь каждого из них в аттракцион — особенный, «штучный», как и их мастерство. Роман Григорьев с лошадьми десять лет. Сменил до этого несколько разных профессий. Верховой ездой начал заниматься, когда его мама, ветеринар по профессии, организовала в Белоруссии свою частную конюшню. Затем занялся джигитовкой — говорит, сыграла роль татарская кровь — дед был татарином. Там же на конюшне подружились с Вероникой и Вадимом Левковичами — в те времена молодыми волонтёрами. Вместе организовывали мероприятия, занимались реконструкцией рыцарских боёв. Когда это стало нерентабельным, Роман обратился в Белорусский государственный цирк и попал в конный аттракцион династии Лазаровых, в котором проработал шесть лет. 
В июне прошлого года он организовал свой собственный конный аттракцион. Так что коллектив его очень молод. К команде присоединилась Мария Казбан, имеющая за плечами режиссёрскую и хорео­графическую подготовку. Другая участница аттракциона — Ольга Жилинская — пришла, прочитав в социальных сетях объявление о том, что в Белорусский цирк требуются джигиты. Верховой ездой она увлекалась с детства, проводя много времени на конюшне в качестве волонтёра, училась в университете по специальности «инженер-эколог», но ради страсти к лошадям оставила учёбу с намерением завершить её в будущем. 
Самый молодой участник аттракциона Николай Татаринцев — в прошлом униформист Казанского цирка и бывший студент Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Много лет занимался греблей, работал тренером. 

Мария Казбан


Когда наблюдаешь наполненный опасными трюками номер «Насмешники», с трудом верится, что коллектив конного аттракциона существует меньше года, а сам номер готовился всего два месяца. Но так ли просто на самом деле даётся искусство джигитовки и вольтижировки на конях? 
Вот что рассказывает о своём опыте покорения манежа сам Роман Григорьев: «Я проходил старую школу. Меня учил заслуженный артист Северной Осетии Борис Лазаров, человек советской закалки, который если что-то хотел от тебя, то мог и требовать, и накричать. Я так же могу быть в работе вспыльчив. Когда смотрю на исполнение трюка, всегда должен оценивать, к чему он приведёт, потому что несу ответственность за жизнь ребят. Опасности велики. Наездник управляет шестьюстами килограммами живого веса. Всегда учу своих: упал — группируйся. Откатись в центр. Это мы стараемся отрабатывать во время репетиций». 
Дисциплина и ответственность — два кита, на которых строится работа в аттракционе. Своим артистам Роман также рекомендует обязательно страховать жизнь и здоровье. Работа во время репетиций — на выкладку. Зато в нерабочее время могут быть совместные походы в страйкбол, где можно от души, что называется, выпустить пар. 
В день представления артист аттракциона может провести на рабочем месте — то есть в здании цирка — более 12 часов. Помимо репетиций, рабочий распорядок включает занятия в тренажёрном зале, в балетной студии, уроки актёрского мастерства. Пообедать можно в комнате для приёма пищи, где в стеклянных витринах, открывающихся с помощью приложения, на выбор представлены ланч-боксы с готовой едой. Есть и небольшая кухня, где можно приготовить обед самостоятельно. 

Уход за лошадьми — дело тонкое!


Святая святых артиста, где происходит магия их перевоплощения из простых смертных в звёзд, — гримёрка. Здесь же хранятся костюмы и обувь. Во время репетиций на ноги надеваются специальные мягкие кожаные ботиночки, во время представлений джигиты работают в высоких сапогах с таким родным для каждого казанца названием «ичиги». Костюмы для представлений шьются на заказ в специальном ателье. За ними артисты следят сами. Для этого в их арсенале есть специальный набор «скорой помощи» — то есть срочного ремонта, в который входит даже паяльник для пайеток. Грим для программы создаёт художник‑гримёр, но наносят его во время гастролей сами. Лицо вначале «стирается», а потом «рисуется» снова. Волосы во время представления гладко зачёсываются, собираются в хвосты и косы. В процессе быстрой езды не должно возникать необходимости поправить выбившуюся прядь — руками наездницы держатся за саму жизнь! Для того чтобы не запылить костюмы в промежутке между выводом коней из конюшни и выходом на манеж, девушки придумали хитрость: поверх в качестве защиты надеваются пижамы-кенгуру, что выглядит забавно. 
Самое сложное для артистов, как признаются многие из них, — преодолеть волнение перед выходом на манеж. Опасность в том, что беспокойство может передаться животному. Нужно постоянно воспитывать в себе выдержку, харизму и артистизм. Но стоит только выйти на манеж, как на смену волнению после первого же выполненного трюка приходит азарт. Зрители, затаив дыхание, наблюдают за отважной джигитовкой. Опасные трюки — «поперёк седла», «терская вертушка» — выполняются с улыбкой, которая, на самом деле, долго до того репетируется. И в награду — не только аплодисменты, но жизнь, поминутно наполненная эмоциями.
А вне стен цирка — «Дом артистов», куда вместе с реквизитом каждый старается привезти кусочек домашнего уюта. Аскетичный, но чистый и гостеприимный быт. Общение и обсуждение новых идей. У команды конного аттракциона уже есть замысел создать программу на отделение, в которой соединялись бы разные жанры, включая эксцентрику на конях. Пожелаем им удачи. И всегда ждём в гости белорусских джигитов!

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев