Джазовая импровизация на тему детства
Журнал "Казань", " 2, 2014 Восьмилетняя Тинка сидела у фортепиано, низко опустив голову. На клавиатуру капали слёзы. - Я не хочу,- всхлипывала она,- не хочу заниматься музыкой… Известно, что отец Бетховена жестко избивал восьмилетнего сына, заставляя его заниматься на инструменте. Возможно, именно это впоследствии привело композитора к глухоте. Юный Моцарт...
Журнал "Казань", " 2, 2014
Восьмилетняя Тинка сидела у фортепиано, низко опустив голову. На клавиатуру капали слёзы.
- Я не хочу,- всхлипывала она,- не хочу заниматься музыкой…
Известно, что отец Бетховена жестко избивал восьмилетнего сына, заставляя его заниматься на инструменте. Возможно, именно это впоследствии привело композитора к глухоте. Юный Моцарт не раз был на краю гибели из‑за переутомления от занятий и бесконечных гастролей по разным странам. Дети не хотят заниматься музыкой - это факт. И здесь неизбежно противостояние между детьми и их родителями. Психологи утверждают, что в этом противостоянии шансов победить у детей гораздо больше, так как у них неограниченная фантазия и много свободного времени. Осознание любви к музыке приходит гораздо позднее - лишь в тринадцать лет. И часто выясняется, что время уже упущено. Та же Тинка, повзрослев, упрекала родителей, что они начали заниматься с ней музыкой с семи лет, а не с пяти, как полагается: целых два года пропало!
Как же найти компромисс между желаниями и возможностями юных дарований?
Гаммы и этюды разучивают, чтобы легче совладать со школьным репертуаром. Этот музыкальный язык ребёнку непонятен: и сонатины не запоминаются, и гаммы кажутся ужасными. Ведь в народных и детских песенках мелодии развиваются совсем по‑другому!
А если начать обучение не с гамм, а с практики игры знакомых мелодий, и потом уже постепенно вводить ребёнка в круг классических интонаций? Представьте себе: годовалая кроха нажимает на кнопку книжки со звуковым приложением «Приключения Незнайки» - и в комнате раздаётся замечательная песня Владимира Шаинского «В траве сидел кузнечик». Затем взрослый музыкант сделает простую аранжировку этой песни, мудрый педагог разучит её с учеником, и вот на сцене - джазовая композиция на две минуты в исполнении десятилетней Марии Овчинниковой из Екатеринбурга. Результат: диплом лауреата V Международного молодёжного музыкального фестиваля‑конкурса эстрадных и джазовых исполнителей «The lights of Kazan» - «Огни Казани»!
По такому же пути идут не только педагоги гимназии «Арт‑этюд» из Екатеринбурга, но и энтузиасты джазового воспитания в Казани.
Конкурс эстрадных и джазовых исполнителей в очередной раз проходил в Казанском государственном университете культуры и искусств. География участников продолжает расширяться, среди них уже были гости из Белоруссии, Туркмении, Финляндии, Китая, а на последний конкурс впервые приезжали звёзды из Белгорода, Самары и Екатеринбурга. Свои таланты показывают не только самые юные, но и студенты, а в номинации «Авторские произведения эстрады и джаза» (композиция) состязаются люди много старше: любви к джазу все возрасты покорны.
На одном из гала‑концертов фестиваля на сцену вышли Даниил Салмин и Лейсан Усманова. Они сели за два рояля, развёрнутые друг против друга, и началось совсем «взрослое» соревнование: кто ярче и веселее расскажет музыкальными звуками - какая она, татарская девушка по имени Апипа? Вот в таком гармоническом наряде или другом? Так она танцует, и кто её перепляшет? Звуки всё красочнее, вихри танца всё быстрее, быстрее. И… зал взрывается аплодисментами!
Недавно студенты кинофакультета университета создали учебные фильмы на тему «Осень». Во многих звучала «Осенняя песня» Чайковского. На экране чередовались грустные сюжеты, бесконечно звучала одна и та же мелодия. И вдруг в знакомые интонации стали вторгаться иные гармонии, сначала робко, а потом смелее и смелее застучали новые ритмы. Всё закружилось и завертелось, жёлтые листья на экране были втянуты в вихри джазовых импровизаций. Эффект просто ошеломляющий! В финальных титрах фильма было обозначено: джаз‑трио Сергея Жилина.
Заслуженного артиста России Сергея Жилина телезрители Первого канала и канала «Россия» могли видеть в качестве дирижёра в телевизионных проектах «Две звезды», «Танцы со звёздами», «Достояние республики», второго сезона проекта «Голос». В своё время Сергей Сергеевич окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Освоенный в детстве классический репертуар часто становится основой его джазовых вдохновений. Не так давно появился проект «Чайковский in Jazz»: это его новый взгляд на мир детства.
Джазовое музыкальное образование в Казани можно получить в специализированной ДМШ № 16 им. О. Л. Лундстрема, ДШИ МАКИ Приволжского района, ДМШ № 1, ДМХШ № 12, ДШИ № 9, ДМШ № 11, 20 и ДМШ № 7 Управления культуры г. Казани.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев