Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Истории необщие места

Журнал "Казань", № 2, 2012 Редко включаю телевизор, но иногда смотрю программы канала «History». Как же порой непривычно слышать типичную подачу текстов их фильмов применительно к нашей истории! «Советы», «Иосиф Сталин», «Михаил Горбачёв» - звучит нейтрально и абстрактно, словно речь идёт об английской королеве… А недавно пришлось побывать на премьере...

Журнал "Казань", № 2, 2012

Редко включаю телевизор, но иногда смотрю программы канала «History». Как же порой непривычно слышать типичную подачу текстов их фильмов применительно к нашей истории! «Советы», «Иосиф Сталин», «Михаил Горбачёв» - звучит нейтрально и абстрактно, словно речь идёт об английской королеве…

А недавно пришлось побывать на премьере двух документальных работ татарстанских кинематографистов - фильма «Поэт на все времена» о жизни и творчестве татарского поэта Хади Такташа и ленты «На службе Отечеству» о пути от рядового чекиста до генерала бывшего председателя КГБ при Совете Министров ТАССР Абдуллы Бичурина. Общественный просмотр в кинотеатре «Мир» сразу двух картин был, конечно, всего лишь организационным моментом. Но в истории нет случайностей. Оба фильма сняты по заказу «Татаркино» в 2011 году по результатам специального конкурса Минкультуры республики и посвящены юбилейным датам героев. Их судьбы сегодня могут вызвать противоречивые трактовки. Это, несомненно, было трудностью для создателей картин. Как, скажем, сделать ленту о «красном» поэте Такташе интересной для молодых, если в той же Сети словосочетание «Хади Такташ» связано в основном с историей прогремевшей на всю Россию казанской ОПГ? Да и в самой биографии героя до сих пор немало белых пятен. Сценарий фильма, написанный Эльвирой Кудрецкой, основан на стихах Такташа, ведь поэт - явление неделимое - пишет, как дышит… В фильме в исполнении актёра камаловского театра Эмиля Талипова звучат ранние лирические строки Такташа и пришедшие им на смену ритмы в духе Маяковского. Картина наполнена целым рядом визуальных метафор - находок режиссёра-оператора Юрия Гвоздя. Качающаяся колыбель - образ «таинственного, недоступного рая» - детства, фонтан сквера на улице Московской - олицетворение строк «Мы шар земной руками мощными возьмём…», подкошенное падающее дерево - оборвавшаяся в возрасте тридцати лет жизнь героя. Непростые взаимоотношения поэта и Времени иллюстрируют гротескные сцены «поэтических» судов.

После просмотра фильма звучало немало слов со стороны публики, говорилось о необходимости создания татарской версии ленты. Кульминацией стало импровизированное чтение стихов поэта колоритным дедушкой в тюбетейке, что подтверждало мысль о живущей в сердцах людей любви к классику.

Картина «На службе Отечеству» удивила не меньше. Её режиссёр, выпускник ВГИКа 2010 года Сергей Яковлев, совсем молодой человек. После показа он скромно заметил: «Это не моя эпоха, но для меня она стала открытием». Действительно, жизнь Бичурина могла бы лечь в основу целой исторической эпопеи. Борьба с бандитами в горах Дагестана, учёба в свердловской межкраевой школе НКВД, служба во время войны в Московском Кремле, затем - в центральном аппарате КГБ СССР, высокие военные награды и… включение героя в «расстрельные» списки накануне самой смерти Сталина. Как заметил автор сценария фильма Ровель Кашапов, служившему в непростое время в специфических органах Абдулле Бичурину удалось не перейти тонкую грань между долгом и совестью. Больше того, Бичурин стал инициатором реабилитации многих жертв политических репрессий. Воспоминания коллег-сослуживцев героя и его дочери Луизы Абдулловны чередуются в картине с кадрами хроники. Строительство КамАЗа, приезд в Татарию генерального секретаря СЕПГ Эрика Хоннекера, космонавтов Гагарина и Комарова,- для молодого поколения многе из всего этого сегодня понятно так же, как рисунки древнеегипетских фресок… Но было очевидно, что собравшихся зрителей картина не оставила равнодушными. Публика задавала создателям фильма много вопросов, звучали и ставшие почти реминисценциями слова Родина и патриотизм. «Я и не подозревала, что, оказывается, у нас столь реактивная среда»,- поделилась со мной на выходе из зала архитектор Ирина Аксёнова.

Наверняка найдутся те, кто упрекнёт авторов фильмов в некоторой доле патетики и героизации. Но не слишком ли много ниспровержений пережили мы в последние двадцать лет?

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев