Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Казино городов

Журнал "Казань" № 9, 2011 Излюбленное место рыбака - два брошенных причала на реке. Сюда уводит бывшая дорога - размытая волнами кое-где, свидетельница ягодных угодий, на месте дна, кладбищ и деревень, и конных почтальонов на грунтовках. Теперь весной тут ловятся лещи. Д. Русин Как и чем мы заполняем пространство нашего...

Журнал "Казань" № 9, 2011

Излюбленное место рыбака -
два брошенных причала на реке.
Сюда уводит бывшая дорога -
размытая волнами кое-где,
свидетельница ягодных угодий,
на месте дна, кладбищ и деревень,
и конных почтальонов на грунтовках.
Теперь весной тут ловятся лещи.
Д. Русин
Как и чем мы заполняем пространство нашего города? Мы - жители, культурная интеллигенция и простые обыватели. Этот вопрос стал моим главным вопросом лета. И мои поездки к этому подталкивали.

Вот мои друзья челнинские поэты Анатолий Ухандеев и Дмитрий Русин подготовили к печати поэтический путеводитель по Набережным Челнам! В Челнах не так уж много известных достопримечательностей. Так они написали стихи про те места, которые кажутся нам совсем обычными, а им: не совсем! И я, когда читал, заметил им: «Ребята, вы подарили мне город!»
У меня не было до вас Челнов, а теперь есть!..

Или вот челнинский молодёжный театр «Ключ» устраивает фестиваль, посвящённый великому писателю-сценаристу Тонино Гуэрре (фильмы «Амаркорд», «Репетиция оркестра», «Ностальгия» и др.), красочный фестиваль, объединивший театралов, художников, дизайнеров и поэтов, устроенный совершенно своими силами без помощи администрации. И растроганный 90-летний живой классик пишет им письмо из далёкой Италии, где говорит, не подозревая, что Челны это давно пятисоттысячник, о том, что «провёл детство в таком же маленьком городке» и что очень горд и рад, что «маленький светлячок радости и волшебства залетел в ваш город». Из Италии престарелый художник пишет почти что детям, студентам в неведомые Челны.

У Гуэрры самого есть цикл: «Семь посланий мэру моего родного городка и всем другим мэрам, написанных мною, Тонино Гуэррой, гражданином Сантарканджело». Это очень полезное чтение. ПосылПосылка этих писем господину мэру столь нам всем понятенпонятна и знакомзнакома - что-то не так в нашем городе, в нашем общем пространстве! А что не так? А, видимо, то, что мы попросту разучились любить свой город, и оттого решаем какие-то свои проблемы в этом городе, как бы не замечая его. Бездумно, безотносительно, в общем - не любя!
Города часто провозглашаются столицами чего-то. Казань, например, спортивная столица, Пермь теперь претендует на звание новой культурной столицы. Мы провозглашаем, делаем ставку на что-то, что обязательно сыграет! Этакое казино городов!
Что сыграет? Что принесёт денег, дивиденды, туристов, клиентов?.. Летом, побывав в Перми, задумался об этом. Там должна «сыграть» культура - и перед деятелями культуры местные идеологи поставили задачу: пусть у культуры будет больше потребителей, любой спрос родит наше культурное предложение, все будут довольны, а мы построимнастроим гостиниц и ресторанов…

Какая же культура может существовать в этих условиях? Именно культура уличная, перформансная, без надрыва, то, что мы имеем сейчас в Европе, культура без наших «проклятых вопросов», культура для лёгкого времяпрепровождения. Это культура без духовного усилия, без духовной работы, это культура каждого дня.
Недаром же главный пермский культурный варяг-революционер Марат Гельман озвучил свою мечту так: чтобы фестиваль «Белые ночи Перми» длился круглый год!

Фестиваль, который не оставляет глубокого следа, катарсиса, а проносится ветром вдоль этих прямых перпендикуляров и линий пермских улиц…
А недавно соглашение с Гельманом заключил казанский мэр. И вот какие планы озвучил в одном из интервью Марат Александрович: «В казанском проекте мы цепляемся прежде всего за амбициозность властей: в 2013 году у них будет Универсиада. Соответственно, гости всех стран, и мы предложили концепцию интернационального города. Они не хотят быть этническим центром, «мировой столицей татар», хотят уйти от этого. Поэтому проект будет подчёркнуто интернациональным. Скажем, если в Московском музее современного искусства работы иностранных художников - это, скорее, редкость, случайность, то в Казани музей будет абсолютно интернациональным».

Почему они не хотят быть ещё и «мировой столицей татар», не просто не хотят, но «хотят уйти от этого»? Универсиада, которую в культурном отношении можно было бы использовать, чтобы показать, что у нас есть своя культура. Не только бывшая совково-коммунистическая, которая перекрасилась в лице многих своих престарелых представителей в ура-националистическую. Но настоящая, современная, дышащая татарская культура...
Нет, мы хотим «уйти от национального», приглашаем Гельмана, чтобы «не быть» этническим центром. Да лучше бы его пригласили с целью представить миру татар как современную нацию, интегрированную в мировой культурный процесс, чтобы о татарах узнали по-настоящему в мире. Что, например, с таким подвижничеством делает Равиль Бухараев. Создали бы Центр светомузыки имени Булата Галеева, Дом музыки имени Софьи Губайдуллиной.

Мы смело действуем, мы, ничтоже сумняшеся, а, может, всё-таки прав Гуэрра… Осень, господа. Как время-то катится в Казани золотое! Время - золото, и как бы оно вовсе не укатилось.

Теги: авторская колонка айрат бикбулатов ощущение

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев