О, спорт, ты — бабло!
Журнал № 3, 2018 Я живу рядом с Дворцом гимнастики на улице Сыртлановой, и каждый день вижу стайку ребятишек, идущих туда или оттуда. Девочки‑корохотульки чуть ли не с трёхлетнего возраста, которые сгибаются пополам от тяжести рюкзака за спиной. Идут в любую погоду, как на работу. Последний раз встретил группу детишек...
А сзади идут две мамаши, у них совсем другие темы. «А я своей дурёхе говорю: запомни, дочка, даже если ты не станешь чемпионкой мира, ты всё равно к двадцати годам заработаешь миллионов пять. У Ирины Винер муж олигарх‑миллиардер, он поддерживает художественную гимнастику. Положишь их в банк под десять процентов, и будет тебе годового дохода, как у рантье, полмиллиона. Покажите мне, кто ещё из моих или твоих знакомых в год зарабатывает полмиллиона рублей? У всех кутарки по пятнадцать‑двадцать тысяч в месяц, на которые не проживёшь. А если будешь стараться и станешь олимпийской чемпионкой, то сразу на премиях только получишь десять‑двенадцать миллионов рублей, считай, пожизненно будешь обеспечена!».
Вспомнил, как во время Универсиады встретил знакомого грузина во Дворце гимнастики, который пришёл на соревнования с женой и девятилетним сыном. «Старик, подтверди моей жене, что если она родит девочку, то у неё есть шансы стать гимнасткой мирового уровня и очень обеспеченной на всю жизнь уже к двадцати годам! Не хочет рожать…» «А сын?» - говорю я.- «А он уже «старик», его ни в какой спорт не берут, поздно, пусть лучше в стоматологи идёт, там тоже неплохие деньги…»
Завернул домой и у подъезда встречаю соседа с шестого этажа, пенсионера, который выходил с огромным баулом с хоккейной амуницией, чтобы заехать за внуком и отвезти его на тренировку во Дворец спорта около ЦУМа. Три раза в неделю. «Слышь, Лёша, сколько тянет всё это добро?» - «Килограммов пятнадцать‑восемнадцать, сам он пока не может поднять такую тяжесть».- «А что, у твоего внука большие способности к хоккею?» - «Если бы! И я, и сын с невесткой твёрдо решили: чем ему болтаться на улице, пусть лучше с детства в хоккей играет и приобщается к этому миру. Даже посредственные и малоизвестные хоккеисты имеют в год по двести‑триста тысяч долларов зарплаты, где ещё такие деньги заработаешь?» И сам Алексей, и его сын - шофёры по профессии…
Последний раз хоккей я смотрел в шестидесятые годы, когда в Казани проходил Всесоюзный финал детских команд на кубок «Золотой шайбы», президентом которой был легендарный Анатолий Тарасов. В нулевые годы звонит богатый мой приятель и уговаривает: «Айда на хоккей!» У него был семейный абонемент в «Татнефть‑арене». Согласился, думаю, хоть посмотрю, как выглядит наша Арена. Действительно, теперь и у нас всё - как «у них», в НХЛ, где однажды мне довелось увидеть поединок «Торонто мейпл ливз» с «Питсбург пингвинс». Один в один!
Только уровень хоккея был другой. «Ак Барс» играл с нижегородским «Торпедо» и проиграл со счетом 0:2. Игра была скучная, бездарная, но зато приятель всё время комментировал: «Вот этот, у которого сейчас шайба, это Алексей Морозов… знаешь, сколько он стоит? Три миллиона долларов! А после него по зарплате идёт вот этот… вот он - Данис Зарипов! Два с половиной миллиона долларов!». А жена его «болела» примерно так: «Валеич, видишь напротив, в третьем ряду, сидит девушка в розовой кофточке? Она дочь хоккеиста, знаете, у неё на руках часы сколько тысяч долларов стоят?» - «Сто?» - «Нет, за сто тысяч часы у её отца, а у неё всего за двадцать пять тысяч, но зато их у неё с десяток! А знаете, где они летом отдыхали и сколько отстегнули за это?.. А знаете, какая у него машина и сколько она стоит?..»
А я с грустью и нежностью вспоминал тот детский хоккей… Самоотверженный, яростный, бескомпромиссный. Когда спорт был ещё спортом. Как хлипкий говнючок‑защитник отважно кинулся наперевес на бугая и таки остановил его, чтобы тот не выходил один на один с вратарём. Сажая его на скамью запасных, тренер восторженно кричал ему: «Федюня, ты молодца, после игры с меня тебе целых два пломбира!» А он, перелезая через бортик, сообщил: «Василь Палыч! Когда он на меня наехал, я думал, что я принял целый товарный состав на себя!» Сейчас такое вряд ли возможно… Другие времена и другие порядки!
Мне, например, совершенно до лампочки и «фиолетово» до современного российского футбола, что на уровне сборной, что дела местных команд. За кого, собственно, болеть в «Рубине»? За какого‑то южноафриканца, серба или чернокожего «голландца», о которых я ничего не знаю? Скажем, в шестидесятые годы в Казани все ходили на «Шопена» - Мурата Задикашвили. Маленького, юркого, феноменально техничного и артистичного, отсюда и его кличка - «Шопен». В 1958 году бразильцы перевернули весь мировой футбол, особенно феноменальная троица Вава, Гарринча, Диди и шестнадцатилетний гений футбола Пеле. Их финты, обводки, закрученный удар «сухой лист» произвели фурор, после них европейский убогий стиль игры «бей - беги!» уже не канал. Подавай всем не просто яркое зрелище, чуть ли не настоящие цирковые трюки, приводившие зрителей в восторженный экстаз. Даже, помнится, сам первый секретарь Татарского обкома партии Усманов почитал за честь после игры зайти в раздевалку и лично пожать руку Мурату и поблагодарить его за незабываемое зрелище.
О том, что в российском футболе есть такая «звезда» как Кокорин, я узнал из передачи «Камеди клаб», где выступающие стебались по поводу его зарплаты в двадцать миллионов рублей в месяц. Охренеть, но это же почти семьсот тысяч долларов в месяц! Полез в интернет, дабы узнать, что он «выдаёт»? Прикид как у развязных чернокожих рэпперов с бейсболкой набекрень, хвалился машинами за семьдесят миллионов рублей, за тридцать, а «на разъезды» в плохую погоду вот прикупил навороченный «мерс» за сопливые двенадцать миллионов… С ним всё ясно, дорвался до бабла. А когда на чемпионате Европы позорно провалились, с другим таким же «обмывал» в Монте‑Карло за двести пятьдесят тысяч евро. Как говаривал в своё время Николай Озеров, «нам такой хоккей не нужен!».
Давайте, ребята, говорить честно и без стеснения: сегодняшний спорт - это серьёзный бизнес, выгодная профессия. Ни в каких других видах деятельности не заработаешь за считанные годы столько, что хватит на всю оставшуюся жизнь. Поэтому в наши дни прежний олимпийский лозунг Пьера де Кубертена трансформировался в банальное «О, спорт, ты бабло!».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев