Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Об усилии сохранить лицо

Журнал "Казань", № 5, 2012 Поделюсь настроением. Такое ощущение, будто что-то важное уходит из нашей жизни. Мне так не казалось даже в девяностые годы. Тогда критерии оценки происходящего ещё оставались в логике советского времени. Сегодня эти критерии принципиально изменились. «Всё продаётся - всё покупается» - стало законом существования, которому нечего...

Журнал "Казань", № 5, 2012 Поделюсь настроением. Такое ощущение, будто что-то важное уходит из нашей жизни. Мне так не казалось даже в девяностые годы. Тогда критерии оценки происходящего ещё оставались в логике советского времени. Сегодня эти критерии принципиально изменились. «Всё продаётся - всё покупается» - стало законом существования, которому нечего противопоставить современной молодёжи, потому, что у неё нет другого опыта. Ситуация замешана на экономических процессах. Сошлюсь на экс-министра финансов Алексея Кудрина, который сообщил в интервью «Московскому комсомольцу», что капитализация российской экономики c 2000 года выросла в пять раз. Бизнесу есть за что бороться, есть что спасать,- заявил лидер Комитета гражданских инициатив,- это уже политический вопрос.

А кто спасёт нас? В этом сером пространстве противостояния бизнеса и власти мы потеряли веру в правду, в искренность, в доброту. Товарные отношения, как плесень, распространяются всюду, проникая в самые сокровенные уголки нашей жизни. И если бизнес готов бороться за сохранение своих капиталов и позиций, то что делаем мы, просто люди, чтобы спасти уходящую традицию ценить человеческое?

Этот вопрос обращён прежде всего к нам - гуманитариям. В общественной истории не придумано других способов системного противостояния ситуации, определяемой отношениями власти и бизнеса, кроме как через образование (школу, вуз) и через средства массовой коммуникации - массовое искусство, журналистику. «Гражданская инициатива» оборачивается здесь каждодневным усилием сохранить лицо.

Больше пятнадцати лет я преподаю в Казанском университете курс «Профессиональная этика журналиста». Средства массовой информации под влиянием технологий и политической ситуации меняются, а правила поведения журналиста остаются всё те же. Они призывают профессионала заботиться о психологическом, нравственном здоровье своей аудитории. В необходимости этого бывает трудно убедить вчерашних школьников. Уже побывав в редакциях в качестве практикантов, многие из них выносят устойчивое впечатление о том, что этическая позиция журналиста мало что значит там, где ситуацию определяют коммерческая выгода и люди в кабинетах. В этом смысле Интернет в глазах студентов не так безнадёжен. Однако публичное пространство не может быть строго разделено на «отравленную» и «чистую» зоны. Мы везде дышим одним и тем же воздухом. Медиаэтика - это мораль нашего информационного настоящего и нашего будущего. И ею надо заниматься.

Поэтому на прошедшем недавно съезде Союза журналистов Татарстана я проголосовала за идею создания региональной Коллегии по жалобам на прессу. Как эксперт-текстолог я знаю, как много различных спорных ситуаций возникает сейчас в массовых коммуникациях. И далеко не всегда судебный иск - выход. Темы экспертных заключений, которые мною были подготовлены в минувшие полгода, можно обозначить как «Смерть на документальном экране: границы допустимого», «"Жёлтая" угроза национальной прессе», «Массовая газета и вице-губернатор: на чьей стороне общественный интерес?» «Блоггер против информационного агентства»… Заказчиком этих экспертиз было преимущественно Большое жюри Союза журналистов России, в которое обращаются жители самых разных городов страны.

Вопрос о создании региональной Коллегии по жалобам на прессу вставал у нас ещё в девяностые годы. Но тогда взяло верх опасение, бытующее среди работников редакций татарстанских СМИ, что разбор местных конфликтов может превратиться в «разборки». Однако сегодня ситуация иная. Если пятнадцать лет назад мы говорили о том, что надо спасать журналистику, её пошатнувшуюся в годы перестройки репутацию, то сегодня, думаю, надо спасать нас всех - заложников публичного пространства, отравленного «недоброкачественной» информационной продукцией. Обучаясь умению разрешать информационные противоречия «за круглым столом», мы тем самым помогаем сберечь нерыночные способы организации этого самого пространства. Человеческое достоинство - вот позиция, на которой разговор и с властью, и с бизнесом возможен на равных.

Шайхитдинова Светлана Каимовна - заведующая кафедрой журналистики Казанского федерального университета, доктор философских наук, профессор.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев