Письма в Казань. Документы. Фотографии
Личность Аксёнова продолжает, безусловно, вызывать большой интерес и оказывать влияние на уровень сохранения русской культуры и литературы в нашей национальной республике и за её пределами.
20 августа для Музея Василия Аксёнова был самый главный и значимый день! В 2022 году здесь, как и в остальной цивилизованной части мира, отметили 90-летие главного человека для нас — выдающегося земляка, писателя Василия Павловича Аксёнова.
Личность Аксёнова продолжает, безусловно, вызывать большой интерес и оказывать влияние на уровень сохранения русской культуры и литературы в нашей национальной республике и за её пределами.
Неоценимую поддержку в подготовке празднования памятной даты для нас оказал давний и верный партнёр в музейной деятельности — Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына. Фонды ДРЗ содержат множество уникальных документов, касающихся истории представителей эмигрантской среды. Благодаря этому материалу в Музее Василия Аксёнова совместными усилиями создана фотодокументальная выставка «Письма в Казань. Документы. Фотографии», посвящённая памятной дате. Зритель может увидеть отсканированную переписку Василия Аксёнова с друзьями — известными казанскими деятелями и фотографии, запечатлевшие поездки писателя в родной город.
Письмо Василию Аксёнову
от близкого друга Рината Зулкарнеева (Зулы). 1990
Главная идея выставки — знакомство зрителя с материалом, подтверждающим уникальность и неслучайность такого явления в литературе, как Василий Аксёнов. Среда — соучастница формирования безусловного таланта — представлена в разнообразии портретов и отсканированных документов. На фотографиях можно узнать лица маститых казанских деятелей медицины и науки, близких друзей, родных Аксёновых-Котельниковых и в первую очередь, конечно, отца писателя — Павла Васильевича.
В окружение Василия Аксёнова входят уникальные выдающиеся личности с редкими человеческими качествами. В основном эти люди — врачи по известной причине. В целях сохранения бесценной жизни детей репрессированных родителей убеждали поступать исключительно в медицинские учреждения.
Аксёнова окружали друзья, которых связывали учёба в университете, увлечение джазом, фехтованием и многим другим. В шутку они называли себя мушкетёрами: Василий Аксёнов был Атосом, Ринат Зулкарнеев — Арамисом, Феликс Газман — Портосом, Юрий Акимов — д’Артаньяном.
Василий Аксёнов и Андрей Гаврилов — главный редактор
газеты «Вечерняя Казань». Начало 1990-х
Ринат Зулкарнеев (Арамис) — профессор, выдающийся хирург‑травматолог. Автор более 250 научных трудов, пособий для врачей, получивших международное признание. Заслуженный врач РТ и Республики Марий Эл, заслуженный деятель науки РТ. Входил в сборную команду по баскетболу г. Казани, Татарии и Рособщества «Спартак».
Письмо Рината Зулкарнеева, ближайшего друга и однокурсника по Казанскому мединституту, 1990 г.: «С Василием вместе навещали Анну Ахматову. Чай пили, говорили о литературе, о жизни. Она жила очень скромно, аскетично. Я тогда понял, что интерьеры — не смысл жизни. Вот и сам живу в «хрущёвке», богатств не нажил…»
Феликс Газман (Портос) —друг и соратник (в юности вместе жили на съёмной квартире на ул. Баумана).
Юрий Акимов (д’Артаньян) — спортсмен, фехтовальщик, приехал с Васей из Магадана, предварительно познакомившись с Аксёновым во время визита его к матери Евгении Гинзбург. Окончил строительный институт в Казани, бывший министр строительства Татарии, воспитал Марата Хуснуллина (сегодня Заместитель председателя Правительства Российской Федерации).
Александр Котельников, Василий Аксёнов, Майя Аксёнова, Павел Аксёнов,
Надежда Сальтина и Ильгиз Ибатуллин. 1980-е
Ильгиз Ибатуллин (близкий друг Василия и его семьи) — выдающийся учёный, хирург, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Создатель школы клинической анатомии и системогенеза. В юности играл за сборную РСФСР по футболу.
Многие фотографии в экспозиции посвящены отцу. Василий Аксёнов относился очень бережно к Павлу Васильевичу, хотя их взгляды на жизнь расходились. Отец был убеждённым коммунистом-ленинцем с огромным стажем, легендой. Друзья-врачи пристально следили за его здоровьем. Хоронить отца Василий не мог приехать, был в эмиграции. Приехали первые лица республики, он был! Увидев спартанскую обстановку в квартире, персоны остолбенели. Вася. О Боге мы с ним никогда не говорили. Но как-то он сказал: «Душа будет жить. Я воссоздамся по молекулам!» Василий Павлович принял православие в эмиграции, в храме на окраине Вашингтона. Там же познакомился с будущим послом США в СССР Д. Мэтлоком, который сыграл немалую роль в судьбе писателя.
Семья, в которую привёз Василия Адриан Аксёнов (брат отца) из Костромского детского дома для детей врагов народа, состояла из: Евдокии Аксёновой (бабушки), Ксении Васильевны Аксёновой (тётушки), Матильды Андреевны Аксёновой (дочери Ксении — двоюродной сестры), Евгения Михайловича Котельникова (супруга Матильды), Галины и Александра Котельниковых (детей Матильды и Евгения — племянников). Эти люди практически спасли своим вниманием и любовью будущего писателя.
Адриан Аксёнов, Ксения Аксёнова и Павел Аксёнов. 1962
Ксения вела хозяйство и наполняла маленькую коммунальную квартиру № 1 уютом, заботилась о детях. Матильда и Евгений усыновили Василия, а их дети — Галина и Александр, стали ему друзьями. Об этих и других биографических фактах достаточно ярко, иногда иносказательно вспоминал Василий Аксёнов в своих произведениях «Завтраки 43-го года», «Сундучок, в котором что-то стучит», «На площади и за рекой», «Рыжий с того двора» и «Ленд‑лизовские».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев