Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Слушая Шарля Азнавура…

Вахит ШАРИПОВ Март 1968 года. Делегация советской молодёжи прибыла во Францию по линии Бюро молодёжного туризма «Спутник». Естественно, опекали нас представители Союза французской молодёжи. Гостиница дешёвая, двухзвёздочная «Паризьен», но зато около Люксембургского сада, где Пантеон, на той самой улице, где жил Эрнест Хемингуэй, которую он потом опишет в «Празднике, который...

Программа - нынешним туристам и не снилось такое разнообразие и доступность. Лувр, Фонтенбло, музеи импрессионистов, Родена и современного искусства… Подъём на Эйфелеву башню, визит в «Чрево Парижа», исторический рынок, которого теперь нет, посещение штаб-квартиры ЮНЕСКО, где в саду выставлены работы скульптора Генри Мура. Осмотр Бастилии, собора Парижской богоматери, кладбища Пер-Лашез, ещё строившийся тогда деловой центр Дефанс… Само собой, по вечерам прогулки по Елисейским полям, с роскошными магазинами и бутиками модных домов. Гигантские фирменные магазины автосалонов, где можно было без единой копейки денег уехать на любой машине, только кредит оформи… И каждый вечер допоздна встречи с молодыми французами разных сословий с обильными возлияниями, от которых не пьянели. Мы дурели и чувствовали себя не в своей тарелке от обилия впечатлений… Допотопный фотоаппарат «Зенит» не выдерживал нагрузки и рвал плёнки в клочья. Впечатлений целый короб, и все не в пользу «социализма».

И вдруг на следующее утро нам сообщают: «Сего­дня для вас приготовили большой сюрприз… Вечером пойдёте в «Олимпию», на концерт шансонье Шарля Азнавура!». И раздали льготные билеты стоимостью 10 франков 75 сантимов, я до сих пор храню этот билет, но вряд ли отыщу его в архивных залежах. Кто же не знает Шарля Азнавура?! Этот шершаво-хрипловатый голос ведь сопровождал нас повсюду - в автобусе, из уличных репродукторов, из телевизоров… «Люблю Париж в начале мая», «Богема»…

Вот и этот самый прославленный зал «Олимпия» на бульваре Капуцинов. На «разогреве» в первом отделении был настоящий американский джаз-оркестр, целиком из чернокожих музыкантов, у которых вместо крови пульсируют сплошные синкопы. Чуть ли не самого Каунта Бэйси, но без него самого. Вот это да! Это вам не совковые оркестры Эдди Рознера или Олега Лундстрема… В зале не было никого, чья нога поневоле не отбивала бы ритмы настоящего классического свинга в золотую его эпоху.

И вот, начинается второе отделение, выходит невысокого роста мужичок лет сорока пяти, одет просто - рубаха и брюки чёрного цвета без всяких блёсток, и сразу берёт в оборот весь зал. Никаких дешёвых понтов, кривлянья и намёков на собственную исключительность, как это сплошь бывает у наших звёзд. Буквально речитативом обозначает первые слова песни, зал узнаёт и радостно взрывается аплодисментами секунд на десять, он жестом руки даёт понять «Достаточно!» и уже поёт по-настоящему. Через несколько номеров стало ясно, как велика разница между нашими и «ихними» певцами. Наши ведь как? Исполнили одну песню и давай вымогать аплодисменты. Чем дальше, тем больше требуют - громче хлопайте, громче. Азнавур работал на сцене, работал честно, выкладываясь полностью, за полуторачасовой концерт он сменил три мокрые рубашки, даже неискушённому зрителю стало ясно, всё обещанное и обозначенное в программе было исполнено. Поскольку аплодисментов было мало, он примерно вдвое больше исполнил, чем любой советский певец той поры. Но зато в финале, когда он, весь в поту и измождённый, раскланивался, прикладывая правую руку к груди, благодарный народ минут десять не отпускал его, а в конце весь зал аплодировал уже стоя на ногах. Он стоил этого - великий певец Шарль Азнавур. Я был там, слушал его и могу повторить слова Хемингуэя: «Это был праздник песни, который навсегда остался со мной!».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев