Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Агата Кристи, эротика и Серёжа

В Казани в Особняке Демидова прошли предпоказы первой театральной лаборатории 2021 года «Особняк. Трансформация». Наверно, не все сходу скажут, что такое «Особняк Демидова», но если пояснить, что речь идёт о бывшем ЗАГСе на ул. Мусы Джалиля (перекрёсток с Баумана), сразу всё станет на свои места.

В Казани в Особняке Демидова прошли предпоказы первой театральной лаборатории 2021 года «Особняк. Трансформация». Наверно, не все сходу скажут, что такое «Особняк Демидова», но если пояснить, что речь идёт о бывшем ЗАГСе на ул. Мусы Джалиля (перекрёсток с Баумана), сразу всё станет на свои места.

ЗАГС здесь был до 2014 года, потом какое-то время здание было законсервировано, потихоньку у него множились проблемы (с крышами, со стенами), пока сюда не пришёл фонд «Живой город». Сначала в здании провели выставку советских свадебных фотографий, и особняк, недавно покинутый ЗАГСом, хорошо олицетворял тогда для зрителей «недавно покинутый» СССР.

"Голубая комната"

А потом — всё изменилось! В особняке провели дорогостоящее обновление для иммерсивного спектакля «Анна Каренина», соединившего в себе и идею квеста, и спектакль. В особняке теперь все пространства оказались пропитаны XIX веком — не только комнаты, но и бар, склад, фельд­шерский пункт, и даже вокзал с прибывающим поездом... это такой мини-город в пространстве, где нет открытых окон, выходящих на улицу, и мы находимся в мистическом городе размером с дом!

Но почти сразу возник вопрос: и что же дальше? Особняк теперь на веки вечные обречён на единственное мероприятие? Собственно ответу на этот вопрос и посвящена нынешняя лаборатория «Особняк. Трансформация».

"Десять"

В релизе сообщается: «Через опен-колл было отобрано пять идей для реализации в пространстве «Особняка Демидова». По итогам лаборатории часть этих проектов войдёт в репертуар «Особняка Демидова» — нового культурного пространства города!»

Из показанных пяти эскизов три на меня произвели хорошее впечатление, один не очень хорошее, однако там были интересные находки, и ещё один — по мотивам поэмы современного поэта Александра Карташова не впечатлил за первые 15 минут настолько, что я, не будучи привязан долгом критика отсмотреть всё, просто ушёл в бар. Короче, получилась отличная лаборатория!

"Серёжа"

Первый эскиз был поставлен по пьесе «Голубая комната» (1998) современного британского драматурга Дэвида Хэйра, явившейся перифразом одной из самых скандальных пьес начала ХХ века «Любовный хоровод» Артура Шницлера.

Самого Шницлера (оригинальный вариант) тоже продолжают ставить, в том числе и в России. Рецензия на один из таких спектаклей называлась характерно: «Половая жизнь в искусстве». Парадокс: пьеса, которая когда-то казалась верхом аморальности, теперь воспринимается морализаторствующей, и сейчас это — спектакль про одиночество людей в большом городе, людей, мечтающих о подлинной любви, но, зачастую, единственная связь между ними — это связь половая.

Местами это было очень красиво, грустно-иронично и экзистенциально, это был эротичный, но при этом совсем не пошлый эскиз-спектакль с хорошей игрой замечательных казанских актёров: это — Павел Густов, Ильнур Гарифуллин, Елена Калаганова, Денис Крутовских, Лилия Нурель, Елена Качиашвили и другие.

Эскиз был поставлен питерским режиссёром Георгием Цнобиладзе, учеником Льва Додина, давно дружащим с Татарстаном — короткое время он возглавлял Челнинский театр «Мастеровые».

Второй в программе первого дня — эскиз танцевального перформанса «Мне (Не) больно». Пожалуй, самый цельный и ровный из всех. Исполнители — прекрасные танцовщики Ильдар Алекбаев и Венера Галимова. Массивная лестница, уходящая на верхотуру, символизирует жизнь, по которой мы карабкаемся... Несём свой груз. Груз в спектакле — огромная массивная груша... Сначала мы видим, как её тянет, волочит по полу хрупкая девушка, а парень в это время рассыпает лепестки роз... Но вот они встречаются. Груз постепенно становится их общим, но не всегда они тянут его сообща. Иногда — стремятся переложить один на другого. Иногда — надавливают ещё на груз, увеличивают его... На верхотуре разыгрывается финал... Спектакль бессловесный, и мы не знаем, что это: освобождение или смерть? Ребята остались без мешка. Лепестки роз медленно падают на мраморный пол...

Эскиз «Десять» — иммерсивный детектив по мотивам известной пьесы Агаты Кристи «Десять негритят». Здесь хорошо был использован особняк как замкнутое пространство особого мира, похожего на дом с призраками... Эта вещица Агаты Кристи довольно популярна, и мы знаем убийцу, но как раз в эскизе этого персонажа нет. В его роли предложено выступить коллективно зрителям, тем случайным из них, к кому подойдёт актёр-ассистент и попросит убрать негритёнка со стола и громко прочесть номер. Эскиз вышел недоделанным по многим основаниям, затянутым, много было пустот, из-за смены порядка убийств многие убитые в предыдущих сценах оживали для новых, появлялась путаница, спектакль стал походить на абсурдистскую пьесу, при медленном и тягучем бесконечно ритме...

Наконец, «Серёжа» — эскиз по тексту Дины Сафиной (режиссёр — Регина Саттарова, исполнитель Роман Гуськов) описывает жизнь парня, от рождения до три­дцати с хвостиком лет... Главный герой её вытанцовывает... То есть двигается под музыку, а за кадром женский голос короткими предложениями‑тезисами рассказывает нам о том, что он хотел (мечтал), и что в итоге у него получилось.

Посмотрим теперь, что выберут устроители лаборатории. Нам обещают, что некоторые из представленных эскизов войдут теперь в постоянный репертуар «Особняка».

Фото предоставлены фондом «Живой город»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев