Белые пятна на Карте
Журнал "Казань", № 9, 2013 На церемонии открытия Универсиады в Казани нынешним летом был чрезвычайно рад, что музыкальная часть грандиозного представления выдержана была в классической традиции - симфонический оркестр,оперные певцы, живое звучание... Помимо наслаждения эстетического, рождалось чувство гордости за Казань, Татарстан, за нашу культуру. Одним из первопроходцев и создателей классической...
Журнал "Казань", № 9, 2013
Недавно я стал свидетелем забавной сцены. На перекрёстке улиц Маяковского и Бутлерова юная дева озадачивала прохожих вопросом: как пройти на улицу Ульяны Лениной?..
Прохожие недоумевали.
Я поспешил вмешаться, переспросив: «Может быть, вам нужна улица Ульянова-Ленина?» И, не дождавшись ответа от растерявшейся особы, объяснил, как туда добраться.
Эпизод этот забавен лишьна первый взгляд.
Он крошечный осколок, один из многих, той исполинской глыбы исторического беспамятства, которая нежданно обрушилась
на соотечественников.
Разгребать этот хлам непросто,но необходимо. Поскольку каждое последующее поколение опирается на труды предыдущего -
а в преемственности залог сбережения семьи, народа, страны.
История - это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися.
Эдмунд Бёрк,
английский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения, идейный родоначальник британского консерватизма.
В детстве всех нас, родившихся в Год Юрия Гагарина, слова «Белые Пятна на Карте» заключали в себе таинственный и невероятно притягательный смысл. В них, казалось, скрыты были чудом уцелевшие динозавры, немыслимые сокровища Древних Племён, сокровенные знания Мудрецов, Захватывающие дух Приключения… И, конечно же,- Самая Главная Мечта Детства: Бессмертие наших близких…
Рассудочная и технологичная действительность остудила детские мечты. Чудеса сперва потеснились, а затем уступили место расчёту. Белые Пятна на Карте оказались вполне себе населёнными или ненаселёнными пунктами, романтика сменилась обыденностью взрослой жизни. Динозавры, сокровища Атлантиды, тайны Друидов и прочих гэндальфов оттеснены были отдельной квартирой, личным автомобилем, дачным участком. Следом пришло время Большого Интернационального Брата - Всемирной Сети-Паутины.
Поделки изощрённого ума одолевали и одолевают нас беспрестанно и безжалостно. Чудес не бывает, Белых Пятен на Карте больше нет, Приключения закончились, Всё под Контролем - утверждает каждая новая модель айфона, айпада или же какого иного гаджета. И вроде бы не жаль нам теперь канувших динозавров, так и не отысканных древних кладов и не разгаданных древних же знаний. Только по Приключениям иногда затоскуем. И о Бессмертии близких наших нет-нет, да и кольнёт сердце…Тогда-то появляются из-под продавленных диванов, с захламлённых чердаков, запылённых книжных полок старые фотоснимки, давно прочитанные и перечитанные письма. И вместе со всем этим Священным Хламом возвращаются давно завершённые жизни, и захватывает ни с чем не сравнимое ощущение Непрерывного Тока Истории, в котором каждому отведены свои Время, Место и Смысл.
И возвращаются Белые Пятна на Карте. Те самые, из Детства. Да они, в общем‑то, никуда и не девались. Просто какое-то время их не замечали.
Именно с подобными мыслями некоторое время тому назад принялся я за исследование семейного архива. В надежде найти те самые Белые Пятна на Карте. На Карте прожитых к тому времени своих почти что пяти десятилетий.
Детонатором этих исследований и путешествий в минувшее стал близившийся столетний юбилей композитора Назиба Жиганова. Моего деда.
Из воспоминаний былого, больше всего похожих на брошенную в беспорядке, перепутанную игральную колоду, где карты-события существуют без логики и последовательности, припоминались слова первой жены Назиба Жиганова (моей бабушки Серафимы) о его двух днях рождения: зимой и осенью.
Ну, о «зимнем» дне рождения известно было всем - 15 января 1911 года, согласно энциклопедиям, Назиб Жиганов, композитор и лауреат, появился на свет.
А вот об «осеннем»?..
Эти бабушкины слова существовали в моей памяти, как и иные мемории, будто потерянная душа: вне связи с чем бы то ни было.
Ровно до той поры, как на глаза мне попался лист из личного дела деда - студента казанского Восточного музыкального техникума, от 1928 года, хранимый в Национальном архиве Республики Татарстан. Это была собственноручно заполненная анкета абитуриента Назиба Жиганова.
В графе о дате рождения чётким дедовским почерком, чёрным по белому:
Родился в 1911 году 10/Х…
Скоро услужливая память подбросила карту-воспоминание: строки из дедовского письма от 1 января 1939 года, в котором дата его рождения 15 января 1911 года названа «почти верной»… Да и в единственном документе, удостоверяющем факт появления на свет Назиба Жиганова - «Выписи о рождении» от 1924 года - в графе, где указана дата рождения, текст практически не читался.
А может, не случайно занятия в Казанской консерватории, любимом детище Назиба Жиганова, которому он отдал большую часть жизни, начались именно 10 октября 1945 года?
Известно, что стоит лишь зародиться сомнению, как оно неспешно, но неизбежно начинает приобретать гигантские размеры, становясь Белыми Пятнами на Карте.
Запросы в архивы ничего не дали. Ответы не обнадёживали: документы утрачены в связи с революцией и гражданской войной. Обращение к Всемирной Паутине тоже не дало результата. Да и откуда, ведь в ней, в Паутине,- только то, что - от человека.
Оставалась надежда на родной Жиганову Уральск.
Но первые вести из Уральска разочаровали. Архивы утрачены, в книгах, что регистрировали новорождённых при мечетях, о Назибе Жиганове ничего найдено не было.
Наступил год 2011-й - год столетнего юбилея Назиба Жиганова. На его родине в Казахстане, в городе Уральске, празднование юбилея было намечено на 10-11 октября. Мы, сотрудники музея композитора в Казани, спросили организаторов - Татарский культурный центр Уральска и Музей Габдулы Тукая: почему так «поздно», ведь официальный день рождения Назиба Гаязовича 15 января? Отвечали загадочно: «Нам, землякам, видней». Обещали «сюрприз» документального характера.
Поездка наша в Уральск была краткой, но полезной и очень душевной. С нами ездил прекрасный оркестр народных инструментов Казанской консерватории «Tatarica» под руководством профессора Рината Халитова, так что звучала музыка, а не только юбилейные доклады. А когда чествуют композитора, музыка его звучащая - это самое главное.
Состоялся и обещанный нам сюрприз.
Директор Музея Габдулы Тукая в Уральске (в котором с любовью хранят память и о Назибе Жиганове и о других знаменитых земляках) Марат Рафаилович Багаутдинов во время экскурсии по городу пригласил нас в небольшой музей «Старый Уральск». Это общественный музей, создан и работает на пожертвования уральского общества, граждан. Руководитель его, душа и меценат - Наталья Акимовна Сладкова. Именно она среди документов минувшего времени показала нам Книгу записей актов гражданского состояния Уральска 1920-х годов. В ней - Запись о рождении у Гаяза и Газизы Садыржигановых сына Назиба.
И дата, внесённая рукой работника ЗАГСа: 24 июня 1924 года - 10/Х 1911 года.
Открытия радуют, но часто ещё и озадачивают, и подвигают к дальнейшим исследованиям. Загадка с «двумя» днями рождений Назиба Жиганова именно такой случай.
По моему, конечно же, предвзятому и заинтересованному суждению, история эта, пусть и не завершённая, свидетельствует, что Белые Пятна на Карте были, есть и будут. А значит, Великие Открытия и Великие Мечты тоже с нами.
Приключение продолжается.
А Время, Место и Смысл каждого человека всегда значимей любого наисовершеннейшего гаджета.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев