«Чтоб вечный стимул к совершенству в борьбе со злом добро несло»
Журнал «Казань», № 7, 2017 «Поиск истины» - так называется выставка деревянной скульптуры, которая до середины августа будет проходить в казанской Картинной галерее Константина Васильева. Автор выставленных работ - казанский художник Борис Зыков.
Отец мой, Борис Николаевич Зыков, не был профессиональным художником. Он окончил КАИ, преподавал там и в казанском филиале Московского энергоинститута (тогда так назывался современный Казанский энергетический университет) студентам теоретические основы электротехники, был кандидатом технических наук, соавтором научных монографий.
При этом вся его жизнь была поиском истины - того, зачем человек приходит в этот мир, что он должен в нём после себя оставить.
Резьба по дереву поначалу была для него обычным увлечением. Он любил, увидев необычной формы корягу, слегка поработать над ней перочинным ножиком, чтобы придать черты забавного зверя или какого‑нибудь лесного гнома.
Но параллельно в его жизни был огромный интерес к истории искусства, к литературе, мифологии, философии… Он изучал творческий опыт выдающихся скульпторов, в частности, работавших с деревом Сергея Конёнкова и Степана Эрьзи. Так приходило понимание, что дерево может стать инструментом для выражения серьёзных размышлений о жизни. Его ваза «Жизнь и смерть» - символ двойственности мира, где вечно борются эти начала, и пусть смерть в итоге всегда побеждает - важно, чтобы жизнь не прошла напрасно.
«Для достижения блаженства
Он сотворил добро и зло,
Чтоб вечный стимул к совершенству
В борьбе со злом добро несло»,-
писал отец в одном из своих стихотворений (стихи художника тоже представлены в экспозиции), под Ним разумея Высший разум, управляющий всей нашей жизнью.
Размышления же о том, что именно представляет собой эта высшая сила, наложились на интерес к библейским сюжетам и образам. И естественным образом этот путь духовного поиска привёл его к христианству. Работы библейского цикла занимают большое место в нынешней экспозиции. Саваоф - Бог‑отец, ангелы… Есть и Демон - прямой отсыл к безмерно любимому им Врубелю. И как итог долгих мучительных поисков смысла - образ Христа, который стал одним из главных в его творчестве в последние годы жизни.
Его скульптуры драматичны, порой несут даже отпечаток трагизма. Это не случайно, ведь и жизнь его не была простой. Тяжёлая депрессия, впервые случившаяся с ним в двадцать лет, после скоропостижной смерти самого близкого человека - матери, преследовала отца всю жизнь и сыграла свою роль в его раннем - в пятьдесят три года - уходе. Остались сотни работ (многие из которых подарены, проданы и разъехались по самым разным странам), десятки стихов, несколько научных монографий. Его нет уже почти двадцать пять лет, но жива добрая память о нём - родных, друзей, учеников, просто знавших его людей.
{gallery}boris{/gallery}
И хотя он называл себя в стихах «верным рыцарем грусти и печали», печаль его была всё же светла.
«Через свои хочу творенья
Быть завтра лучше, чем вчера.
Пусть не колосс я, пусть не Гений,
Пусть лишь ремесленник добра!» -
так он писал ещё в одном своём стихотворении.
Вера в конечное торжество света и добра была основной для него доминантой в процессе поиска истины.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев