Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Социальная реклама

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Дача с секретом. Музейные хроники Равиля Айдарова

По большому счёту, загородный дом известных архитекторов, профессоров КГАСУ Равиля Сайяровича и Галины Николаевны АЙДАРОВЫХ «дачей» не назовёшь. Участок со старым деревянным пятистенком семья Айдаровых купила пятнадцать лет назад — и преобразила всё по собственному проекту. Изюминкой их резиденции стал собственный этнографический музей, первыми экспонатами которого стали предметы быта, найденные при сносе дома, доставшемся от прежних хозяев.

По большому счёту, загородный дом известных архитекторов, профессоров КГАСУ Равиля Сайяровича и Галины Николаевны АЙДАРОВЫХ «дачей» не назовёшь. Участок со старым деревянным пятистенком семья Айдаровых купила пятнадцать лет назад — и преобразила всё по собственному проекту. Изюминкой их резиденции стал собственный этнографический музей, первыми экспонатами которого стали предметы быта, найденные при сносе дома, доставшемся от прежних хозяев.

Со временем коллекция разрослась и полностью заняла помещение, изначально предназначавшееся под гараж на две машины. В итоге ни одна из машин не стояла здесь ни дня, а «фонды музея» ежегодно пополняются. Несмотря на то, что здесь есть на что посмотреть, хозяева демонстрируют свои сокровища лишь близким друзьям. Мы рады, что редакция журнала «Казань» оказалась в их числе!

В годы, когда в центре Казани шёл повальный снос старых домов, Равиль Сайярович работал архитектором Вахитовского района. Именно тогда он начал собирать дверные ручки.

— Помню, как однажды на Фёдоровском бугре шёл мимо ­изумительного дома башенкой. Заглянул — там «работали» люди, которые прибирали к рукам всё, что там было. Открутил одну ручку и засмотрелся: ребята снимали щитовой дубовый паркет, шикарный, полтора на полтора! Обратил внимание на огромный слой пробки, проложенной между паркетом и полом. Бывший хозяин дома, известный купец, привёз её в своё время из Африки для звуко- и влагоизоляции…

Мой хороший знакомый в своё время рассказывал, что на чердаках таких домов специально выращивали пыль: когда крыша протекала, капля с железа падала, и пыль её обволакивала, то есть она дальше уже не уходила… Также для утепления домов на чердаках специально стелили осенние листья, в основном — широколистные кленовые…

Дверные ручки из коллекции Айдарова можно рассматривать очень долго. Представлять всех тех, кто держался за них когда-то, фантазировать, что за двери они открывали… Но хозяин продолжает свой рассказ:

— Что-то мне дарят друзья, что‑то я нахожу сам, что-то покупаю на блошиных рынках. Забавный экспонат — один из двух бахил из Тадж-Махала, который я сохранил на память. Приятель, с которым мы путешествовали вместе, свои бахилы выбросил и очень потом об этом сожалел. Уже когда мы вернулись домой, я сделал из ватмана конверт, нашёл индийскую марку, наклеил, дорисовал печать, написал каллиграфическим почерком адрес… Мой друг, несмотря на ответственную должность во главе серьёзной строительной фирмы, был очень доверчивым и добрым. Он легко поверил в то, что этот бахил прислали из Индии специально для него, так как я сумел связаться с той стороной и объяснить им, что памятный бахил моему другу очень-очень нужен... «Путешественником» является не только бахил, но и вот эти тапочки — с ними я объехал полмира, побывав и в Америке, и в Азии, и в Европе.

Равиль Айдаров с внуком у старого дома

 

Когда сносили располагавшийся ранее на участке Айдаровых дом, нашли немало интересных предметов. Это и четырёхгранный штык, и эфес от сабли, и медный циркуль, и серебряная крышка от часов... Все они впоследствии стали экспонатами семейного музея. Выделить любимый непросто: каждый по-своему уникален.

Тем не менее, Равиль Сайярович признаётся: больше других, пожалуй, ему нравятся колёса и швейные машинки.

Последние — за изумительный дизайн, одинаково прекрасный, как у старинных немецких SINGER (одна из них — подлинная машинка бабушки Равиля Айдарова, обшивавшая с её помощью всю семью), так и у более поздних советских.

Предметы, попадающие в музей в неидеальном состоянии, хозяин реставрирует сам. Например, для разбитой прялки лично выточил из липы шишки и спицы, приведя её тем самым в полностью рабочее состояние.

Точное количество экспонатов Айдаров назвать затрудняется — создать подробный каталог пока не доходят руки: во время учебного года у заслуженного архитектора РТ немало дел как в вузе, так и за его пределами, да и летом покой пока только снится…

Тем временем Равиль Сайярович продолжает экскурсию. Показывает домашние мельнички, маслобойки, выдолбленные из цельного дерева, иконы, самовары, старинные кумганы… Предназначение каких-то вещей неизвестно даже ему самому — очень многое из деревенского обихода XIX — начала ХХ веков для наших современников давно уже стало экзотикой…

Есть в музее Айдаровых и предметы городские: массивное зеркало с гипсовой лепниной, тонированной под дерево; весы из «советского» магазина; бутылка из-под виски, памятная тем, что первый в жизни глоток этого напитка Айдаров сделал в семидесятые годы в компании своего друга Ильдара Ханова, который не только угостил Равиля «заграничной» диковинкой, но и отдал бутылку с собой…

«Директор музея» не разделяет свои экспонаты на «русские» и «татарские». Взаимопроникновение культур настолько велико, что выделять что-то, характерное лишь для кого-то одного, не видит смысла.

Равиль Сайярович не ставит целью непрерывно пополнять свою коллекцию. Тем не менее, это происходит само собой. Что-то находит сам, что-то привозят друзья… Один из них даже подарил… огромный поплавок, привезённый из Мурманска, с Баренцева моря.

К формированию экспозиции Айдаров, в отличие от классических музейных работников, подходит с юмором. Помимо бахила или тапочек-«путешественников», здесь можно увидеть и ассортимент мобильных телефонов, которыми владели представители семьи архитекторов с момента появления в стране сотовой связи (казалось бы, это было совсем недавно, и, тем не менее — уже история!), и кепки из разных стран, и магниты…

Эклектичный подход хозяина не смущает: все предметы здесь имеют свою, важную для него историю, а значит — находятся на своём месте.

Фото Юлии Калининой

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев