Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Эби-патша или «бабушка-царица» Екатерина II в Казани

Для истории Казани время правления Екатерины II было ознаменовано важными событиями и преобразованиями. Благодарные жители называли императрицу «Эби-патша», что значит «Бабушка-царица». Она вписала светлые страницы в историю города и населявших его народностей.

Нам здесь весьма хорошо, и истинно как дома...

Из письма Екатерины II о Казани

Для истории Казани время правления Екатерины II было ознаменовано важными событиями и преобразованиями. Благодарные жители называли императрицу «Эби-патша», что значит «Бабушка-царица». Она вписала светлые страницы в историю города и населявших его народностей.

В первой половине XVIII века постепенно ужесточалась политика насильственной христианизации, мусульманам запрещено было обращать в свою веру кого-либо из подданных Российской империи. При Елизавете Петровне был издан указ, согласно которому мечети Казани подлежали разрушению, а возведение новых запрещалось. Татары выселялись в отдельные слободы.

Франсуа Дени Нэ, Луи Николя де Леспинас. Вид города Казани в 1767 году. Франция, Париж. 1783–1792

Всё изменилось с приходом к власти Екатерины II, которая основывала своё правление на принципах веротерпимости. Она писала: «Мир необходим этой обширной империи; мы нуждаемся в населении, а не в опустошениях; заставьте кишеть народом наши обширные пустыни, если это возможно; для достижения этого не думаю, чтобы полезно было заставлять наши нехристианские народности принимать нашу веру...».

Екатерина ликвидировала осуществлявшую насильственное крещение мусульман «Контору новокрещенских дел». В состав Уложенной комиссии, созванной в 1767 году для составления нового свода законов империи, вошли депутаты от иноверцев. В 1773 году был издан закон о веротерпимости, а в 1784 появился указ, по которому мурзы уравнивались в правах с русским дворянством. Татарские купцы получили возможность торговать во всех частях империи. С разрешения государыни в татарских слободах Казани были возведены Мечеть Марджани и Апанаевская (Байская, Пещерная) Мечеть, и сегодня украшающие город.

Витрина в экспозиции Центра «Эрмитаж-Казань». Фото Гульнары Сагиевой

Пребывание в Казани в 1767 году произвело на императрицу весьма приятное впечатление. Все произошедшие в эти дни события были подробно зафиксированы в «Камер-фурьерском журнале». 26 мая государыня со свитой прибыла в город, приветствуемая стрельбой из пушек, стоящих на городских стенах, и колокольным звоном. Екатерина сошла на специально сооружённую пристань, устланную красным сукном и усыпанную цветами. Её встречали губернатор и другие высокопоставленные лица, дворянство и купечество. Войдя в город через Тайницкие ворота, императрица направилась в соборную Благовещенскую церковь, где её встретили архиепископ Вениамин, духовенство и семинаристы. После окончания богослужения, сев в карету, через сооружённые на пути триумфальные ворота она проехала в специально приготовленный для её пребывания дом купца Ивана Осокина. 27 мая, в день Св. Троицы, императрица слушала литургию в соборном храме, затем посетила кельи архимандрита. Вернувшись к себе, принимала местное духовенство и знать, а вечером совершила поездку на Арское поле, где проходили праздничные массовые гулянья. На следующий день монархиня приехала в Богородицкий монастырь, в котором хранилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской, а вечером осмотрела Суконную фабрику. 29 числа утром в своём доме принимала учителей местной гимназии, затем проследовала на Арское поле к расположенному там лагерю Санкт-Петербургского полка и наблюдала за военными «экзерцициями». 30 мая губернатором представлены были царице «живущие в Казани старой слободы Абызы татары и их жёны». Затем государыня направилась в семинарию, после чего проехала в «подгородный дом Преосвященнейшего, именуемый Ивановское, в расстоянии от города в 5-ти верстах, где встретил Ея Величество Преосвященнейший и с ним знатное духовенство; а по обеим сторонам внутри двора стояли учащиеся в школах малолетные Татары, Мордва, Чуваши, Черемисы и Вотяки, которые пели «Царю Небесный» и держали в руках зелёные ветви». Оттуда императрица вернулась в город улицами Татарской слободы. 31 мая она вновь принимала живущих в слободе Абызы татар с их жёнами, а затем посетила с визитом загородный дом губернатора. Здесь «для увеселения собраны были Татары, Чуваши, Мордва, Черемисы и Вотяки с жёнами, которые плясали, каждые порознь, при том играла их Татарская музыка, с припевами». Затем для знатного дворянства был устроен маскарад, закончившийся парадным ужином и фейерверком. 1 июня Екатерина, приняв местный генералитет и дворянство и выслушав их пожелания благополучного путешествия, проследовала к пристани, где вернулась на галеру и продолжила своё путешествие.

Фигура Екатерины II из Берлинского десертного сервиза. Германия (Пруссия), Берлин. Королевская фарфоровая мануфактура. 1770–1772. Фото Гульнары Сагиевой

Екатерина осталась очень довольна своим посещением Казани. Она писала Н. И. Панину: «Мы вчера ввечеру сюда приехали и нашли город, который всячески может слыть столицею большого царства; приём мне отменный, нам отменно он кажется; кои четвёртую неделю видим везде ровную радость, а здесь ещё отличнее. <...> здесь триумфальные ворота такие, как я ещё лучше не видала».

Жители Казани навсегда запомнили этот высочайший визит. В Национальном музее Республики Татарстан бережно хранится великолепная позолоченная карета, на которой государыня совершала поездки по городу. Здесь же можно увидеть макет галеры «Тверь», которая тоже долгое время находилась в Казани, но, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Неизвестный художник. Портрет Екатерины II в дорожном костюме Россия. После 1787

Во время своего приезда в Казань и другие волжские города императрица познакомилась с разными народностями, населяющими этот край. Её интерес к многонациональному населению не был случаен. В своих преобразованиях она чутко улавливала особенности вероисповедания и культурных традиций народов, обитавших в её обширной империи. Размышляя о необходимости учитывать их интересы, она писала Вольтеру из Казани: «Вот я и в Азии. Мне хотелось видеть её своими глазами. В здешнем городе есть до двадцати различных народов, которые не похожи друг на друга, а между тем им надобно сделать платье, которое годилось бы для них всех». А Н. И. Панину она сообщала: «Эта империя совсем особенная, и только здесь можно видеть, что значит огромное предприятие относительно наших законов, и как нынешнее законодательство мало сообразно с состоянием империи вообще».

Портрет Екатерины II в образе Минервы Россия, Санкт-Петербург. 1781. Фото Гульнары Сагиевой

При Екатерине начинается изучение татарской истории, культуры и языка. Так, например, в 1767 году выходит сочинение П. И. Рычкова «Опыт казанской истории древних и средних времён», в 1778 — «Азбука татарского языка», в 1790 — перевод на русский язык Корана, в 1791 — «История о Казанском царстве». Благоустраивается и сам полюбившийся Екатерине город. В 1768 году императрица утверждает план регулярной застройки Казани. После пожара 1774 года, бушевавшего в городе в дни Пугачёвского бунта, застройка велась уже в соответствии с новыми принципами. Появляются прямые улицы, широкие площади, дома со строгими классическими фасадами. В 1786 году открывается Главное народное училище, в 1791 — театр. Благодаря вниманию Екатерины II Казань постепенно преображается.

Предметы из Сервиза с камеями Франция. Севрская фарфоровая мануфактура. 1778–1779. Мягкий фарфор; полихромная роспись, золочение. Фото Гульнары Сагиевой

Уроженцем Казанской губернии был знаменитый поэт и государственный деятель екатерининского времени Г. Р. Державин. Он принимал участие в дворцовом перевороте 1762 года и в подавлении Пугачёвского бунта. Поэт являлся членом учреждённой Екатериной II Императорской Российской академии, составлявшей толковый словарь русского языка. В 1791–1793 годах Державин был кабинет-секретарём императрицы. Гавриил Романович никогда не забывал свою родину. Казани он посвятил стихотворение «Арфа», заканчивающееся строками:

 

О колыбель моих первоначальных дней,

Невинности моей и юности обитель!

Когда я освещусь опять твоей зарей

И твой по-прежнему всегдашний буду житель?

 

Когда наследственны стада я буду зреть,

Вас, дубы камские, от времени почтенны,

По Волге между сёл на парусах лететь

И гробы обнимать родителей священны?

 

Звучи, о арфа, ты всё о Казани мне!

Звучи, как Павел в ней явился благодатен!

Мила нам добра весть о нашей стороне:

Отечества и дым нам сладок и приятен.

Бахарева Наталья Юрьевна — старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Материалы предоставлены  Центром «Эрмитаж-Казань» из каталога выставки Государственного Эрмитажа «Екатерина Великая. Золотой век Российской империи».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев