Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Эдуард Хайруллин: «Я любитель, у которого получается»

Журнал «Казань», № 12, 2018 Наиля ХАЙРЕТДИНОВА Эдуарда Хайруллина, руководителя Пресс‑службы Президента Республики Татарстан, знают многие. Его рабочий день начинается в шесть утра, а заканчивается поздно вечером. У него дипломатическая выдержка, повышенная ответственность, он умеет находить общий язык с журналистским корпусом.

И при всём этом - слывёт необыкновенно творческой личностью. Можно только удивляться, как он находит время, чтобы с таким вниманием относиться ко всему, что его окружает. Замечать детали, лица, драматичные и смешные сюжеты, чей-то взгляд… и передавать свои впечатления другим через своё любимое увлечение - фотографию.

Четыре года назад с успехом прошла первая фотовыставка Эдуарда - «Свияжск: монологи». Серию фотографий, посвящённых острову-граду, увидели не только в Татарстане, но и в Санкт‑Петербурге, Париже, Великом Новгороде, других городах. В прошлом году его работы были отобраны для выставки «Другие официальные лица». А совсем недавно в Казанской Ратуше Эдуард представил свой новый фотопроект «Пары».

- Эдуард, в вашем инстаграме вы обозначили свой статус как «любопытствующий». Это относится к вашему хобби или к жизни в целом?

- Конечно, к жизни. Я и в рабочее время любопытствую. Моя работа и всё, что с ней связано, предполагает много интересных встреч и событий. Когда я не был на госслужбе, думал о чиновниках хуже. Но, оказавшись в коридорах власти, быстро понял, что в госаппарате с раннего утра идёт интенсивная системная работа, здесь интересные нестандартные люди, искренне болеющие за дело. Возможно, в какой‑нибудь жилищно-коммунальной конторе, где чиновники напрямую общаются с теми, кто туда приходит, к ним возникает больше вопросов. Но когда ты находишься рядом с руководителями определённого уровня ответственности, то понимаешь, что они совершенно не случайно здесь оказались, это результат их энергии, трудолюбия и харизмы. Спасибо Рустаму Нургалиевичу, который умеет собирать в команду уникальных людей и всегда даёт им возможность учиться. И сам всё новое осваивает - его аккаунт в «Инстаграме» уже имеет больше 340 тысяч подписчиков - это и мощное СМИ, и серьёзный канал общения с гражданами, реальный инструмент обратной связи.

- Раз уж вы упомянули об инстаграме Рустама Нургалиевича… Он сам ведёт свой аккаунт - делает фотографии, пишет посты?

- Конечно, сам. Думаю, тут уже ни у кого сомнений не осталось, это же всем видно, когда он сам и снимает, и даже прямые эфиры в инстаграме ведёт.

- Вы помните тот день, когда впервые взяли в руки фотоаппарат?

- У меня было два «похода» в фотографию. Первый, как, наверное, у многих в детстве, с фотоаппаратом «Смена-8М» и фотоплёнками. Из того времени у меня, кажется, ничего и не сохранилось. Второй раз это случилось уже во время работы на телевидении. После окончания университета сначала я был ведущим в «Эфире», потом в течение двенадцати лет коррес­пондентом Первого канала. И мне часто было тесновато в рамках корреспондента, который только пишет тексты и работает в кадре. Хотелось, чтобы картинка играла, вытягивала весь сюжет. Сначала освоил монтаж, потом начал вникать в работу оператора, подсказывать своё видение того, как замысел сюжета может раскрыться через видеоряд. Так, наверно, я и подбирался к фотографии, которая в отличие от телевидения не растворяется в эфире. Остаётся в истории благодаря альбомам, книгам, таким же печатным изданиям, как и журнал «Казань» - они сберегаются в архивах и могут быть предъявлены потомкам.

{gallery}eduard{/gallery}

- То есть к фотографии вы пришли достаточно осознанно, а не как обычный любитель?

- Я и сейчас считаю себя любителем, у которого просто получается. В своё время я работал в Москве и окончил там четыре разных курса фотографического мастерства. На одном из этих курсов преподавал Александр Лапин, большой профессионал, гуру в мире фотографии, по чьим книгам учатся по сей день. Это была настоящая удача, тот курс сильно продвинул меня в понимании глубины фотографии, в осознании того, что фотография - это искусство, а не весёлая картинка или какой-то забавный эпизод для инстаграма. Фотография - это умение увидеть и выстроить кадр даже тогда, когда у тебя в руках нет камеры.

- Так всё же чем для вас сейчас является фотография? Способом самовыражения, хобби, возможностью поделиться с другими своим видением мира…?

- Для меня это увлечение, отдых, страсть, забава, переключение, подглядывание. То, что делает прекрасней и мой мир, и тот, что я вижу в кадре.

- Говорят, что кино «убивает» театр, телевидение и Интернет - газеты и журналы. Можно ли сказать, что смартфоны в конечном счёте расправятся с фотокамерами и скоро уже все забудут, как выглядят фотоаппараты?

- Я уже забываю. Замечаю, что всё меньше беру с собой тяжёлый «Nikon» и всё чаще использую телефон. Для меня уже не так важна техника, как тот самый момент, когда ты «в нужное время и в нужном месте».

- На вашей последней выставке «Пары» были фотографии, снятые на телефон?

- Да, были. В итоге никто не замечает небольшую разницу в пикселях, а вот сам момент можно упустить. Вы подходите к кому-то с камерой, и человек сразу напрягается. Телефон же даёт незаметность и честность не постановочного, а живого кадра.

- И сейчас в соцсетях творят почти все… Как вы считаете, не нивелирует ли эта массовость само искусство фотографии?

- Почему же? Пусть расцветают все цветы. И красивые девушки, у которых десятки тысяч подписчиков, и любители пейзажей, и мамы, запечатлевающие своих детей. Другое дело, что удачные, неординарные фотографии запросто могут затеряться в просторах Интернета. Но это уже другая история.

- Ваша работа предполагает много поездок. И, очевидно, в силу ваших обязанностей вам не всегда удаётся снимать здесь и сейчас. Бывает ли, что вам хочется вернуться для фотосессии туда, где вас что-то «зацепило»?

- Бывает такое. Например, Будапешт, Лондон…, многие города в Европе, лучшие кварталы, не тронутые туристами. Очень интересны и северные города России, где до сих пор сохранилось много живого, аутентичного. Необыкновенно притягательны закрытые города и страны. Как, например, Афганистан, Северная Корея, в которой вообще нам запрещали фотографировать, но там ты будто в другом времени и на другой планете, как же можно не снимать?! В эти места действительно хочется вернуться.

- Раньше люди возвращались из поездок, распечатывали фотографии в альбом, собирали друзей и родственников и делились впечатлениями. Кому вы показываете свои работы?

- Мой альбом - это мои страницы в «Фейсбуке» и «Инстаграме» - ­ и мой сайт. Добро пожаловать.

- Есть ли в вашем архиве фотография, которой вы гордитесь?

- Есть такая фотография, которую в своё время оценил ещё Александр Лапин. Это было во время моей работы в Москве. Я тогда делал серию с бездомной женщиной. Она прикуривает сигарету, а на руках такая же бездомная кошка заворожённо смотрит на тлеющий огонёк. В то время женщина жила на самой Лубянской площади, буквально перед окнами ФСБ, подкармливала всех в округе кошек, умывалась от поливальной машины, ночевала на остановке и позволяла мне это снимать. Мы тогда подружились.

- Для чего ещё нужна фотография, кроме её очевидного исторического значения?

- Прежде всего это эмоции, которые важны не только для истории, но и для современности, когда автор что-то чувствует, а зритель откликается, возможно, совсем не на то, что имел в виду автор, но это неважно, у каждой работы с частичкой души уже своя жизнь.

- Выставка ваших работ в Ратуше называлась «Пары». Эта серия собралась случайно?

- Случайно. Как-то один из моих приятелей лестно отозвался о моих фотографиях и сказал: «Сделай выставку! У тебя же классные работы!». Мне казалось после Свияжска (фотовыставка «Свияжск: монологи».- Ред.), что я уже всё сказал. Но этот разговор подтолкнул меня к тому, чтобы пересмотреть свой архив. А в последнее время в своём инстаграме я часто использовал хештег «#пары», и подумал: чем не тема для выставки?

- Слово «пара» традиционно воспринимается как любовные отношения двух людей. Но ваша выставка была не только об этом…

- Для меня «пара» - это взаимоотношения двух объектов, между которыми высеклась искра. И это не обязательно мужчина и женщина. Человек и голубь, которого он поит с губ, мужик и деревянная баба - выставочный объект, дети и петухи перед схваткой. Всюду притяжение, искра и любовь. Этим и живём.

Беседовала Наиля ХАЙРЕТДИНОВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев