Эмпатия
Традиция сотрудничества Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Казанского художественного училища имени Николая Ивановича Фешина имеет глубокие корни. Юбилейный для нас год не стал исключением. В залах анфилады первого этажа галереи «Хазинэ» открылась выставка работ студентов и педагогов.
Традиция сотрудничества Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Казанского художественного училища имени Николая Ивановича Фешина имеет глубокие корни. Юбилейный для нас год не стал исключением. В залах анфилады первого этажа галереи «Хазинэ» открылась выставка работ студентов и педагогов.
Представленные на выставке произведения в большей степени относятся к традиционному реалистическому направлению. Сегодня его можно назвать почти редкостью. В нашем училище выстроена своя идейно-художественная система с опорой на традиции академизма, достижения европейского колоризма, на национальные художественные особенности края. Так происходит взаимное обогащение различных культур, формируется индивидуальный почерк его выпускников. Вместе с тем, традиции развиваются, наполняются содержанием современности.
На юбилейной выставке представлено более ста двадцати дипломных и курсовых работ студентов училища и около тридцати работ преподавателей. Мы специально выбрали те произведения, что были созданы за последние четыре десятилетия. В этот временной период произошли грандиозные перемены — война в Афганистане, перестройка, падение Берлинской стены, развал СССР, сложные для России 1990‑е годы, появление персональных компьютеров, смартфонов и соцсетей, мировые финансовые кризисы, борьба с терроризмом и так далее.
Менялись эпоха, мировоззрения и ценности, но миссия, которую несёт Казанское художественное училище, остаётся актуальной и сегодня. Популярность нашего учебного заведения с каждым годом растёт вместе с числом желающих обучаться в седых мастерских, пропитанных вековым запахом масляных красок и лака. Кто эти счастливчики — сегодняшние «будущие Фешины»? Попытаться понять их, выйти с ними на внутренний диалог можно через творчество.
Выставка носит название «Эмпатия». Почему? Всё очень просто. Эмпатия — это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать их глубину, не теряя связи с реальностью. Настоящий творец едва ли может состояться без этого важного качества. Как утверждал знаток истории искусства педагог Борис Робертович Виппер, для того чтобы создать портрет, художник должен научиться «играть в людей, мгновенно принимать образ другого». В этот момент индивидуальность модели и индивидуальность автора сливаются в новое единство, и рождается образ.
Большинство живописных работ, представленных на выставке, знакомят с «портретом современника». Их авторы пытаются отыскать «верную» пропорцию между общим и специфическим, отразить неповторимые характеры. Каждая эпоха обладает своим представлением о герое времени.
Экспозиция открывается исторической ретроспекцией. В работах, выполненных в 1980-е годы, представлены люди труда, переданы детские ощущения авторов от общения с родными. На контрасте с этим настроением воспринимаются постперестроечные реалии конца 1980-х — начала 1990-х.
В работах конца 1990-х и до настоящего времени можно наблюдать многообразие образов и сюжетных линий — историческую архитектуру города, соединение прошлого и настоящего, взаимоотношения влюблённых. В портретах современников последних десятилетий авторы выбирают самые будничные сюжеты, не стремясь специально найти «главную идею личности». Их картины повествовательны, отражают состояние обыденных вещей, предметов, ситуаций. Если же они изображают своих близких, то такие работы пропитаны проникновенной теплотой.
Совершенно по-разному решены работы в жанре автопортрета. В них встречаются созерцательность и спокойствие, декоративность, театральность и психологизм.
На выставке можно увидеть произведения, в которых авторы обращаются к конкретным историческим личностям или событиям — затрагивают темы Великой Отечественной войны, истории Казанской художественной школы. Интересно воспринимать этот своеобразный «разговор»‑перекличку исторических персонажей и героев современности. Такой является работа «Диалог. Портрет Родченко» кисти М. Петуховой и «Автопортрет. Upgrade» Р. Валиахметова.
В экспозиции представлены также театральные макеты. Есть рисунки и работы, выполненные в различных графических техниках, это — графитный карандаш, уголь, соус и другие. С графикой соседствуют работы студентов отделения «Художественная обработка металла». Особняком представлены работы декоративно-прикладного искусства — изделия художественной обработки кожи ручной работы, керамика.
Все учебные работы, как правило, созданы в соавторстве с педагогом. Роль наставника в процессе обучения переоценить сложно. Выставка «Эмпатия» также показывает работы преподавателей последнего десятилетия.
Невозможно понять собеседника, если не отождествить себя с ним. Мы, организаторы выставки «Эмпатия», приглашаем зрителя к общению. Надеемся, представленные работы вызовут ответные переживания и воспоминания, каждый найдёт в них близкое лично ему. Зритель может доверять или не доверять художнику, читая и домысливая произведение по-своему. Он всегда влияет на работу художника, а художник творит для него.
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев