ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ
Фотоодиссея Юрия Филимонова
Журнал «Казань», № 7, 2016 С 4 августа по 4 сентября Юрий Филимонов приглашает на свою фотовыставку «Линия жизни» в Национальной художественной галерее «Хазинэ». В дальнем углу Костромской области сельская дорога привела фотографа и велопутешественника Юрия Филимонова к окраине небольшой деревеньки Поляшино. Моросил холодный дождь. Вымокший и замёрзший путник решил...
Журнал «Казань», № 7, 2016
С 4 августа по 4 сентября Юрий Филимонов приглашает на свою фотовыставку «Линия жизни» в Национальной художественной галерее «Хазинэ».
В дальнем углу Костромской области сельская дорога привела фотографа и велопутешественника Юрия Филимонова к окраине небольшой деревеньки Поляшино. Моросил холодный дождь.
Вымокший и замёрзший путник решил изменить себе - не ставить палатку, а попроситься на ночлег.
К счастью, на улице он встретил председателя сельсовета. Немного подумав, тот привел его к небольшой избе и постучал в окошко. Пожилая хозяйка пригласила Юрия в дом. Вскипятила чайник, выложила на стол пироги.
- Грейся, родимый! И откуда ты к нам на своём лисапеде приехал?
Узнав, откуда, согрела ещё борщ. И потекла беседа. Хозяйка оказалась участницей войны. Взрослые дети разъехались, и хотя зовут её к себе, она не хочет быть в тягость, да и пенсия у неё хорошая.
Спал Юрий на тёплом топчане, а утром и заикнуться о плате за ночлег не смог, хозяйка руками замахала. Светило солнце, светло было на душе от встречи с доброй женщиной…
Многолетняя дружба помогла мне понять и оценить непростой характер Юрия Филимонова, в котором соединились страсти к фотосъёмке и экстремальным путешествиям. Он предан дружбе и непримирим к обману и предательству, с любовью и уважением относится к людям, хранящим устои простой жизни наших предков и веру в христианские заповеди, помогающие пережить все тяготы и беды.
Фотография не сразу раскрыла свои крылья в его душе. Служба в армии, работа на заводе токарем, прибористом, начальником кинофотолаборатории конструкторского бюро спортивной авиации, борт‑кинооператором, женитьба не изменили характер, воспринятый от предков. Бескомпромиссность в утверждении своих жизненных принципов заставила его отказаться от предложения вступить в партию. Уж очень хотелось заводским партийным функционерам пополнить свои ряды новым членом, примером в работе и быту. Но Юрия гораздо больше влекли светопись и романтика дальних путешествий. А тяга к путешествиям, похоже, передалась ему от предков‑землепроходцев. Величие дикой природы потрясало, и фотограф стал делиться с нами впечатлениями от суровой красоты тундры на Таймырском полуострове, величавости отвесных скал Алтая, закатов и восходов в горах Средней Азии или где‑то в глубинке Архангельской области.
Юрий начал серьёзно осваивать искусство фотографии, общаясь с коллегами в фотоклубе «Волга», а затем в творческой группе «Тасма», работал фотографом Издательства Татарского обкома КПСС. Больше всего его привлекают пейзаж и образы простых людей. Тщательно построенная композиция, спокойные цветовые отношения, тонкое ощущение света сделали его работы классикой пейзажа. В портретах нет ущербности человека из‑за трудностей жизни. В глазах тех, кто пришёл искать спасения в монастырь или церковь, светится надежда. В портретах священников, монахов и послушников нет показной святости. И чем дальше от столиц и больших городов, тем более суровы и светлы лица служителей церкви, озабоченных нуждами своих прихожан и их духовной жизнью. Здесь Юрий следует художественным традициям больших русских фотографов - С. Лобовикова, С. Прокудина‑Горского, В. А. Киррика.
Пройдя семидесятилетний рубеж (далее я буду величать героя моего повествования уже по имени‑отчеству), Юрий Геннадьевич покоряет на своём велосипеде новые просторы, далёкие от туристических маршрутов. В одном из путешествий на велосипеде он добрался до реки Вишеры и часть своего маршрута проплыл по ней на резиновой лодке, которая ехала притороченной к багажнику вместе с палаткой, спальным мешком и другими вещами, необходимыми в путешествиях по нехоженым просторам России. А на Вишере уже лодка стала транспортным средством, везущим на себе самого Юрия Геннадьевича, его железную двухколёсную лошадку и всё остальное.
Из года в год Юрий Геннадьевич продолжает крутить педали. Останавливается в лесной глуши под звон комаров и мошки, или на берегу реки, мокнет под дождём, дожидаясь, когда первые лучи солнца упадут на водную гладь озера и высветят выплывающие из тумана очертания древних стен монастыря или полуразрушенной церквушки. Нужно быть романтиком и обладать сильной волей, чтобы проходить через эти трудности ради фотографий этих неизведанных мест, которые называются нашей Родиной. Это вызывает не только удивление, но и восхищение. И задаёшься вопросом, а ты бы решился на такое?
Для друзей и семьи время путешествий Юрия Геннадьевича, честно скажем, тревожное. Бездорожье, криминальные опасности, непогода, мало ли чего может случиться с велосипедом. Но велика радость, когда раздаётся телефонный звонок и в трубке звучит знакомый голос - привет, дождь кончился, выглянуло солнце, готовлюсь к съёмке, открывается великолепная картина с туманом над озером. Самая большая радость наступает, когда путешественник возвращается домой, исхудавший, искусанный комарами, но такой же бодрый, как и раньше. Через несколько дней Юрий Геннадьевич собирает коллег и показывает чудесные фотографии. Знакомит с ними читателей журнала «Казань», проводит фотовыставки.
Теперешняя выставка работ Юрия Геннадьевича - юбилейная. В фотографиях отражён внутренний мир нестандартной личности. Они - об интересной жизни автора.
{gallery}07_162{/gallery}
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев