Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Социальная реклама

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Гармония дружбы и музыки

Началось всё с празднования сорокалетия хоровой капеллы Казанского университета. Камерный хор (в капелле был такой), с которым я ещё студенткой Казанской консерватории сдавала педпрактику, решил собраться и поздравить юбиляров своим выступлением.

Международный фестиваль хорового искусства «Поющий мир». Санкт-Петербург

Началось всё с празднования сорокалетия хоровой капеллы Казанского университета. Камерный хор (в капелле был такой), с которым я ещё студенткой Казанской консерватории сдавала педпрактику, решил собраться и поздравить юбиляров своим выступлением. К тому моменту большинство уже перестали петь, окунувшись во взрослую жизнь. Но любимое увлечение настолько вновь захватило, что после концерта решили не расставаться. Создали свой самостоятельный хор, который позднее назвали «Гармония». В этом году он отмечает 25-летие. 

Стали осваивать новый камерный репертуар: произведения французских и немецких композиторов, обработки народных песен, спиричуэл. Нас была дюжина, но коллектив звучал единым, чистым звуком. Каждый голос особенный. Владислав Константинович Макаров, мой учитель, в шутку сказал: тенора просто валютные!
Владислав Константинович всегда помогал мне в работе с хором, вселял уверенность, говорил, что я сама мастер и всё могу делать в творчестве самостоятельно. Мучили же сомнения: как петь, как дирижировать, как показать ту или иную интонацию... Ну и, конечно, обращалась за советом к учителю.
Концертировать старались с первого же года. Вообще история выступлений хора очень разно-
образна. А ведь именно они формируют профессионализм коллектива. Можно долго репетировать, но если нет выходов на сцену, нет встреч со зрителем, не будет того роста, к которому стремится любой руководитель. 
В первое десятилетие проводили немало просветительских концертов под общим названием «Страницы хоровой музыки». Я рассказывала о композиторе,  произведениях, и мы их исполняли. В школах Казани, в Доме учёных. Ездили в Зеленодольск, село Бишня Зеленодольского района, Арск, Йошкар-Олу... Самые ответственные выступления в Казани — в хоровых ассамблеях Казанской консерватории, на фестивалях имени С. В. Смоленского. Когда в Ульяновске появился фестиваль «За полчаса до весны», проводимый замечательным музыкантом Александром Николаевичем Додосовым, стали почти ежегодно участвовать в нём. С Додосовым и его хором нас связывает тесная дружба. 
В 2008 году сделали первый по‑настоящему серьёзный шаг — поехали в Санкт-Петербург на Международный фестиваль хорового искусства «Поющий мир». Для нас это была огромная школа. Решили участвовать не только в фестивале, но и в конкурсе в его рамках. Конечно, призов не получили, но сделали важный шаг к профессиональному росту. Услышали много интересных коллективов, новых произведений (у некоторых участников осмелились попросить ноты). Пели в шикарных исторических залах с прекрасной акустикой: костёле Святой Екатерины, Римско-католическом приходе Матери Божией Лурдской, Большом зале филармонии Санкт‑Петербурга. 

День города и республики. Выступление в парке Баки Урманче. 2015 
Именно тогда познакомились с питерским композитором Владимиром Поляковым. Услышала его произведения на концертах и была поражена их новым хоровым языком, музыкально-поэтическим складом, удивительно современной и в то же время очень понятной музыкальной интонацией. Попросила ноты для моего самодеятельного хора. Он дал «Богородице, Дево, радуйся». Это произведение тогда ещё никто не исполнял.
С сентября начали его учить. Мне казалось, не справимся: много сложностей в аккордовых сочетаниях, ритмических особенностях. Вновь позвала на помощь Влади­слава Константиновича. Послушав хористов, он порадовался: «Как выросли!» Я тоже чувствовала, что хор с каждой репетицией растёт. На премьерное исполнение пригласили автора. Владимир благодарил нас, ему очень понравилось. Мы были счастливы!
И вот тогда я поняла, что нужно учить крупные формы. 
Но для них нужно достаточное количество голосов в партиях. К счастью, как раз тогда в хор пришли ещё несколько человек, и большинство — тоже бывшие капеллисты с хорошим опытом. Взяла в работу мессу Франца Шуберта «соль мажор». Конечно, о том, что вместе с нами исполнит её оркестр, я только мечтала. И мечта сбылась: в 2015 году этот шедевр австрийского композитора мы спели с оркестром La Primavera под руководством Рустема Абязова. После выступления услышали от мэтров казанской хоровой школы Валерия Петровича Леванова и Алевтины Владимировны Булдаковой, что голоса звучали замечательно: «Хороший хор». Высокая оценка высоких учителей!
Потом был духовный концерт Антонио Вивальди Gloria с камерным оркестром «Ренессанс». А в 2021 году с оркестром La Primavera исполнили «Рождественскую ораторию» Сен-Санса. Ещё одна давняя мечта сбылась!
Примечательно то, что в хоре есть свои великолепные солисты: баритон Владислав Бадалов, тенор Олег Мачин (солист нашего оперного театра), сопрано-альт На­талья Ибатуллина, сопрано Надежда Шириева. Надя ещё и взялась помогать хору как хормейстер. Не каждый самодеятельный хор имеет такого профессионала (сейчас — заведующая кафедрой хорового дирижирования Казанской консерватории). Скрупулёзно работает над звуком, большое значение придаёт распевкам. Надя наша звёздочка, мы её очень любим. А недавно к нам пришла ещё одна моя коллега Фатима Ахмадеева, в прошлом капеллистка, позднее руководила несколько лет Хоровой капеллой Казанского университета, и партия сопрано зазвучала более профессиональным тембрально окрашенным звуком. 

Санкт-Петербург. 2015
Основой нашего репертуара остаются хоровые миниатюры. Правда, сейчас уже шагнули на другую ступень работы над музыкальным материалом: одно дело — акапельные произведения, где очень важно тонко услышать унисон в партии, прислушаться к другим партиям и соединить свой голос в созвучии, и другое — при всём этом исполнить монументально, выразительно и быть ярче оркестра. «Гармонии» нравится петь как камерные произведения, так и крупные программные сочинения. Хор не просто технически растёт, что само по себе важно. Интересно погружаться в эпоху, ­изучать особенности хорового стиля того или иного композитора. 
А ещё участникам хора — выпускникам университета очень важен поэтический текст. Если кто-нибудь почувствует фальшь в словах или неверный слог стиха, произведение не споётся. Хористы всё сделают, чтобы не исполнять его… и уговорят меня.
В 2015 году мы во второй раз поехали в Санкт-Петербург на «Поющий мир». На этот раз заранее списались с местной татарской диаспорой и спели для них целый концерт помимо фестивальной программы. Вообще татарская хоровая музыка постоянно в нашем репертуаре. Ищем новые интересные произведения молодых авторов. На всех гастрольных концертах обязательно стараемся включать татарские вещи в программу. У иногородней публики они вызывают неподдельный интерес, это приятно. 
В той второй поездке в Питер интересным и неожиданным оказалось то, что у нас сложился свой зритель: группа слушателей следила за нашими выступлениями и посещала все концерты с нашим участием. Мы порадовали их тем, что ни разу не повторились в концертах, чем я очень горжусь, хотя о наших «фанатах» узнала только на последнем выступлении, когда вместе с подарками они раскрыли свой секрет. Такое трогательное внимание!
Из фестивальных поездок сильное впечатление оставило ещё участие в Международном фестивале «Веснушка» в Ярославле (2012) и Международном фестивале духовной хоровой музыки Laudate Dominum в Вильнюсе (2013).
В Вильнюсе пришлось петь в одном концерте с хором Академии Гнесиных. Сильно переживали, как будем звучать рядом с профессио­налами. На репетиции в костёле исполнили довольно энергичное и громкое кенийское духовное произведение Wana Baraka. Я повернулась в зал послушать, как летит звук, и увидела двух монашек, которые прятались за колонной. Они улыбались и тихо-тихо аплодировали нам. После своего выступления мы вышли на улицу отдохнуть, а в зале в это время пел знаменитый московский коллектив из Гнесинки. Из храма вышла женщина, подошла к нам и низко поклонилась. Сказала: «Ваши сопрано поют как ангелы». Разве забудешь такое!
Из каждой поездки привозим новые впечатления, новые знакомства и новые произведения. Обретаем новых «хоровых друзей» — коллективы, близкие по духу. После очередного фестиваля завязалась дружба с замечательным хором «Голоса Сарова» из тогда ещё закрытого города атомщиков. Но для настоящей дружбы преград нет, при первой же возможности организовали поездку к ним с концертом. В Подмосковье, в Сергиевом Посаде, нас очень тепло принимал хор местного Дворца культуры имени Юрия Гагарина, которым руководит выпускник нашей консерватории Алексей Кузнецов. В ответ мы встречаем эти и другие хоровые коллективы на нашей татарской земле, устраиваем концерты.
«Гармония» — необыкновенный хор. Семейный, именно так назвал нас профессор Казанской консерватории Владислав Георгиевич Лукьянов. Да, у нас поют целыми семьями. А если у кого «вторые половинки» и отказываются петь, то всё равно они всегда с нами. Ещё много лет назад мы устраивали концерты, в которых солировали наши дети: пели, играли на разных музыкальных инструментах, я делала обработки для них и хора, чтобы объединить всех нас. Но, я думаю, дело не только в этом. Просто мы живём и поём как одна большая творческая семья. Всегда вместе: и в радости, и в горе. 

Фотографии из архива автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев