ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ
Ильдар Хайруллин: «Для меня главное в искусстве — удивлять»
Журнал «Казань». № 9, 2016 Ильдар Хайруллин служит театральному искусству всю жизнь. Его преподавательский стаж давно перевалил за сорок лет, однако он сегодня с большим энтузиазмом занимается актёрским делом, режиссурой и преподаванием. А ученики с успехом играют в театрах Татарстана. Конечно, главной темой нашего разговора стали его преподавательская и творческая...
Журнал «Казань». № 9, 2016
Ильдар Хайруллин служит театральному искусству всю жизнь. Его преподавательский стаж давно перевалил за сорок
лет, однако он сегодня с большим энтузиазмом занимается актёрским делом, режиссурой и преподаванием. А ученики с успехом играют в театрах Татарстана.
Конечно, главной темой нашего разговора стали его преподавательская и творческая деятельность, но говорили не только об этом.
- Вы уже много лет преподаёте актёрское мастерство и являетесь мастером курса. Чего не хватает современному поколению актёров?
- Образовательного уровня, а если точнее, то интеллектуального развития. От этого очень многое зависит. От интеллекта зависят саморазвитие, взгляд на искусство, у человека должна быть собственная позиция. Актёр должен ясно понимать, зачем пришёл в эту профессию, что хочет сказать и что хочет сыграть… А вот этого нет. Студенты, как новорождённые телята, только твердят: «Хочу быть артистом, научите меня».
Также студенты не всегда хорошо владеют языком. Из‑за этого - ограниченность словарного запаса и скудость мысли. Это очень прискорбно.
У городской молодёжи больше возможностей общаться, знать, что такое театр, драматургия, а в деревне этого нет.
- А как обучали вас?
- Меня учил педагогике Марсель Хакимович Салимжанов, взял в ассистенты после окончания театрального училища, объяснял, что надо делать, как делать и почему. Когда мы учились, нас даже наказывали за то, что мы играли где‑то в драмкружке. Это всё портит, уводит в сторону.
Студентов необходимо научить азам профессии, ремеслу. Не нужно мудрить. Остальному актёр сам научится на своих ошибках, на своём опыте.
- Что входит в понятие основ актёрского мастерства?
- Актёр должен органично существовать в предлагаемых обстоятельствах. Для этого нужны три вещи: внутренняя и внешняя свобода; внимание, концентрация внимания на партнёре, на предмете, на внутреннем состоянии; и вера в то, что ты делаешь. Если нет одного из трёх элементов, всё рушится, они взаимосвязаны.
- В чём проблемы современного преподавания?
- Педагоги актёрского мастерства с первого же курса заставляют студентов играть. Это категорически нельзя делать, студенты же ещё не умеют играть, их надо научить основам и тогда выпускать на сцену.
Следующее: существование на сцене. В нашей профессии очень важен взгляд, общение глаза в глаза. Студентам очень трудно сделать первые шаги, посмотреть друг другу в глаза. Им надо помогать.
Также студентам непросто даётся рождение слова. Ведь фразу «я люблю тебя» можно произнести по‑разному: с ненавистью, сарказмом, недоверием или любовью. Произнести слово, глядя в глаза партнёру - это очень большое напряжение. Однако когда ребята делают эти упражнения, они открывают для себя новые ощущения, начинают по‑другому существовать. А после освоения технологии остаётся это эмоционально подать на психологическом уровне. Таковы основы основ психологического театра, который я очень люблю.
- Как вы относитесь к использованию ненормативной лексики на сцене?
- В последние годы об этом много спорят. Есть защитники, есть противники. Обе стороны, наверное, в чём‑то правы. Сам я против каких‑либо запретов в искусстве, конечно, кроме сцен насилия.
Понятно, что в общественном месте применение ненормативной лексики неприемлемо. Но, читая литературное произведение или смотря спектакль, мы становимся не прямыми участниками этих событий, а сторонними наблюдателями, вместе с авторами произведения искусства исследуем событие, взятое из жизни. Ищем в искусстве ответы на то, что произошло, почему произошло и к чему это привело. Ненормативная лексика к нам не с неба упала. Хорошо или плохо, но это часть нашей «бытовой культуры». Эти слова выражают эмоциональное состояние многих персонажей. А чтобы люди не применяли ненормативную лексику, надо не спектакли и книги запрещать, а воспитывать молодое поколение, контролировать самих себя. Убрать из жизни эти слова. Так что «неча на зеркало пенять…»
Ведь мы, смотря спектакли по произведениям, скажем, Шекспира, где льются реки крови и людей убивают в каждом акте, восхищаемся творчеством драматурга, называем его классикой, а когда звучит ненормативная лексика, становимся в позу оскорблённого пуританина.
Во всём должен быть разумный подход. Когда талантливый режиссёр применяет в спектакле ненормативную лексику, он делает это тактично, с чувством хорошего вкуса. Для более яркого раскрытия сути, чтобы подчеркнуть внутреннюю сущность персонажей. И это благосклонно воспринимается зрителями, я могу привести уйму примеров. Конечно, такие спектакли - не для праздного восприятия, они рассчитаны на подготовленного зрителя, который понимает, что такое театр, начитан, интеллектуально развит, терпим к чужому мнению и любит искусство.
А бездарь применяет наготу и мат, чтобы шокировать зрителя, преподнося это как самовыражение художника.
- Набирая курс, на что в абитуриентах обращаете внимание в первую очередь?
- На органику. Бывает, что человек рождён для сцены, и это чувствуешь на чисто интуитивном уровне. Второе - это индивидуальность, внешняя и внутренняя. Однако и ошибок бывает очень много. Иногда впечатляешься: ох, будет хорошим актёром, а через два года понимаешь, что этот человек абсолютно не нужен театру. Очень часто скрепя сердце решаешь: ладно, возьму троечника - а он так раскрывается! В прошлый набор девочка пришла на консультацию, а я ещё до вступительных экзаменов понял, что приму её и в дипломном спектакле она будет играть маму в спектакле «Мама приехала» Шарифа Хусаинова. Так и произошло.
- Учитесь ли чему‑то у своих учеников?
- У талантливых - свежести мысли, свежести взгляда на жизнь. А это очень важные вещи. Это очень сильно помогает держать руку на пульсе времени, всегда держит в форме. Да‑да, очень‑очень. Если бы я сидел дома, у меня не было бы постоянной работы мысли, ведь в театральное училище мы набираем необычных, неординарно мыслящих людей, по натуре актёров.
- Какие вопросы чаще всего задают ваши студенты?
- Вопросов бывает много: по истории народа, религии, литературе. И всегда нужно быть готовым к тому, чтобы хорошо ответить. Иногда говорю: «Ребята, я на следующем занятии отвечу». Придя домой, ковыряюсь в энциклопедиях, потому что если не дам ответов, я уже не буду для них авторитетом.
- Чем для вас работа в других театрах отличается от работы в Камаловском?
- О, хороший вопрос!
Практика показывает, вот, скажем в Урюпинске хороший театр, талантливый режиссёр, нашумевший. И, допустим, наш театр созванивается с ним и приглашает на постановку спектакля. Тот приезжает, начинает ставить спектакль, и на первой же неделе начинаются трения, недопонимание. И те талантливые, и эти. А возникает недопонимание из‑за того, что на сценической площадке встречаются представители разных театральных школ.
- В девяностые вы поставили спектакль «Ретро» по пьесе Александра Галина. Не возникает желание воссоздать его на сцене, как например, это сделала Галина Волчек в театре «Современник», заново поставив спектакль «Двое на качелях»?
- По‑моему, второй раз ставить не стоит. Нельзя в искусстве войти дважды в одну реку…
Об этом спектакле у меня самые тёплые воспоминания. Собрались большие актёры, уже пожилые звёзды, на тот момент мало занятые в репертуаре. Тогда эту пьесу ставили во многих театрах страны, такая смешная «усатая» комедия была. Как раз началась перестройка, все стали нищими. Мне пьеса показалась злободневной, я пошёл по наитию, хотя не было в ней ничего смешного для того времени: одинокие старики собрались вместе. Для спектакля потрясающие декорации сделал художник нашего театра Сергей Скоморохов. Марсель Хакимович решил, что спектакль будет идти на малой сцене. Он даже не смотрел прогон, пришёл на премьеру. Мне была интересна его реакция, и в финале я подошёл к двери и смотрел на него через занавеску. Ему спектакль понравился. Он долго был в репертуаре.
- Часто можно слышать, что нет сейчас хороших пьес, как и хороших режиссёров. Вы согласны с этим утверждением?
- Нет. Возьмите журнал «Театр», вышедший сто лет назад - там те же проблемы. Никогда не было много хороших пьес, если же таковых много, это уже ненормально. Хорошие пьесы выявляются среди плохих, поэтому они и считаются хорошими. Есть добротные пьесы, и ставят их по‑разному, в этом случае зритель может выбирать, куда ему пойти.
Однажды я смотрел спектакль. Пьеса татарская, инсценировка башкирская. Действие захватило с первых минут. Зрителей посадили на сцену. Потрясающий спектакль, костюмы, за которые дали «Золотую маску». Спектакль закончился, я вышел из театра - и не могу вспомнить ни одного актёра! Ни одного, о ком бы я сказал: «Как он здорово играл! Какой красивый!» В памяти остались только декорации и костюмы. Стоило из‑за этого делать спектакль? Может, и стоило. Людям нравится, но я с ними не согласен. Второй раз я уже не пойду на эту постановку. Я должен запомнить актёров, любоваться их игрой. Почему мы идём в театр? Там мы наблюдаем живые эмоции, переживания, чувства. Через них запоминаем актёров, вот для чего я иду в театр. Пусть это театр абсурда, но я должен это запомнить.
- Что для вас главное, когда соглашаетесь на постановку?
- Сумма гонорара (смеётся). Шутка. Я могу поставить даже бесплатно. Главное - пьеса, содержание и идеи, которые меня трогают.
- А актёры?
- Актёров я уже потом набираю. Для меня театр начинается с драматургии. Собираются актёры и режиссёры, и начинается работа. Пусть пьеса даже не шедевр, но если меня тронула, я могу с драматургом переделать, переписать её. Нужно, чтобы моя мысль в пьесе прошла, через пьесу я должен видеть весь спектакль. И только потом подбираю актёров. Я как режиссёр должен заворожить их своей идей. К примеру, кто не ставил Шекспира «Гамлета»? Но каждый раз режиссёр должен заразить актёров именно своим взглядом на пьесу, сказать: «Я нашёл новое решение, новые выразительные средства и мысли этого спектакля, давайте поставим вместе!» Актёры мне должны поверить, пойти за мной. Спектакль получается тогда, когда драматург устраивает режиссёра, режиссёр устраивает актёров и все друг друга понимают. Режиссёр может дать актёру маленькую роль, но если от творческого процесса и он, и актёр получат наслаждение - зрителей ждёт хороший результат нашего труда.
- А по какой причине вы можете отказаться от постановки спектакля?
- Только в том случае, если не устраивает пьеса. Я должен влюбиться в пьесу.
- Что вы хотите найти в пьесе, в роли лично для себя?
- Хм… Трудный вопрос, не сразу ответишь. В роли трудно сразу разложить всё по полочкам. Должно быть сочно написано, чтобы было над чем подумать, что осознать. Иногда не за что зацепиться, а ведь я должен найти краски, чувства и через свои переживания передать написанное драматургом. Нужны богатая характеристика, богатая лексика, мотивировки поступков. Если сочно написано, режиссёр с актёром начинают рассуждать. «По хорошей пьесе можно поставить плохой спектакль, но из плохой пьесы никогда не получится хорошего спектакля» - вот главный ответ.
- Вы сторонник репертуарного театра?
- Конечно! Это хорошая традиция российского театра. Мы - люди классического психологического театра, и эти традиции нужно сохранять.
У нас любят репертуарный театр. Один мой знакомый, врач по профессии, дважды в месяц ходит в театр. Он смотрел «Три сестры» Чехова семь раз. Покупал билет, а не по пригласительным. Как тебе не надоело, спрашиваю. Отвечает: «Я в этот мир погружаюсь». Он ходит на все театральные фестивали.
Лучшее - враг хорошего, чем является репертуарный театр. Сначала создай лучшее, а потом уже отказывайся от хорошего.
- Есть ли роли, которые бы вы хотели сыграть, но не сыграли?
- Нет такого. Не в роли дело, главное в театре - найти своего режиссёра. В театре ведь симбиоз, один ты ничего не сделаешь. Мечтать не запрещено. Есть реальная жизнь, которую надо учитывать.
- Вы когда‑нибудь сомневались в выбранном пути?
- Нет, никогда. Театр - заразительная вещь! С первых шагов он завораживает и уводит в прекрасный мир, с переживаниями, моментами полной прострации и разочарования, когда ничего не нужно… И таких моментов много, они - часть творческого процесса. Без неудач не бывает взлётов. Уйти от этого - нет, невозможно!
- Вы болезненно переживаете простои?
- Раньше очень болезненно переживал! Приходишь, смотришь приказ о распределении ролей, тебя в списке нет. И в следующий раз то же самое…
Но вот как‑то одна актриса мне сказала:
- Оттого, что ты нервничаешь, тебя разве внесут в список? Значит, так суждено, сохрани нервы для следующей работы, занимайся другим делом, преподаванием.
После этого я стал более спокойно относиться к тому, что не получил новую роль. Но, конечно, это малоприятно. Когда готовится новый спектакль с ролью, которая тебе нравится, но тебе её не дают играть, остаётся горький осадок. Ведь актёр, писатель, художник - это не профессия, это способ существования. Писатель не может не писать. Даже когда он отдыхает, всё равно не прекращается творческий процесс. Композитор записывает ночью ноты. Мы, актёры, не записываем, но, найдя что‑то выразительное, стараемся это запомнить и воспроизвести. Творчество - это поиск, постоянная внутренняя работа.
- Кто и что больше всего повлияли на вас и сделали таким, какой вы есть?
- Марсель Хакимович Салимжанов и Алсу Гайнуллина (жена, актриса Камаловского театра).
- Каково вам играть с женой на одной сцене?
- Трудно. Она профессионал очень высокого уровня. У нас был единственный очень сильный спектакль «Любовница», который поставил Марсель Хакимович. Там мы понимали друг друга и были наравне.
- Для вас важен партнёр на сцене?
- А как же!
- В зависимости от игры партнёра вы можете изменить свою игру?
- Да. Настоящий актёр вообще склонен к импровизации. Иногда бывает: актёр начинает на себя работать, на себя тянуть одеяло. Как выходить из этого положения? Если такое происходит, он должен мне показать глазами: я сейчас начну импровизировать! Тогда мы начинаем ловить кайф друг от друга. В этом был очень интересен Шаукат Биктимиров, он умел вести партнёра, давал понять: сейчас мы с тобой поимпровизируем - и начинал такие вещи делать! Мы вспоминаем их со слезами на глазах, так это дорого. А ещё Наиль Аюпов был шаловлив на сцене, но - не в ущерб спектаклю. Творческие повороты, импровизации - очень интересная вещь. Люблю импровизировать.
- Вы сами - и актёр, и режиссёр. Как думаете, с вами как актёром легко работать?
- Наверное, трудно. Скорее всего, из‑за того, что мыслю как режиссёр, у меня своё какое‑то видение. Всё зависит от режиссёра, в какой манере он начинает объяснять. Я не простой, нет. Есть индивидуальные вещи, которых требует моя органика. Скажем, режиссёр требует одного поведения на сцене, а моя органика - против, я просто сам не могу этого сделать. У каждого актёра это есть. И большая удача, когда актёр и режиссёр понимают друг друга с полуслова.
- Что для вас главное в искусстве?
- Для меня цель искусства - удивить зрителя, но не шокировать.
Все великие художники, композиторы, актёры приятно удивляют. Неожиданным высказыванием, взглядом на какую‑то тему. И в этом красота искусства, зрители получают эстетическое наслаждение.
- По какому поводу вы можете огорчиться?
- По любому. Натуру актёра всё негативное может ранить. Не только слова, но и взгляд. Не так посмотрели на меня, я и огорчился. Мы - очень чувствительные натуры. При этом во мне есть вот что: я предугадываю мысли других, логику поведения, не могу этого скрыть, люди это видят - и сразу у меня начинаются проблемы. Жена говорит: «Зачем тебе это замечать? Не обращай внимания». А я всего‑навсего наблюдательный, что тут поделать…
- Вы себя адекватно оцениваете?
- Нет‑нет. Человек слаб. Я ещё не видел святых, у всех свои ошибки. Я думаю, что я свои поступки оцениваю адекватно, но ведь я могу ошибаться. Любой человек ошибается. Мне кажется, что я честно поступил, а вот мне говорят, что нечестно. Поэтому я, наверное, и лысый (улыбается). У меня аналитический ум, я не переживаю и не съедаю себя, а именно анализирую. Как и почему я так поступил. Стараюсь понять природу своих поступков.
- Что для вас значит свобода? Вы внутренне свободный человек?
- Очень. Мною очень трудно управлять, от меня очень трудно ждать лести, подобострастия. Это против всей моей натуры. Из‑за этого очень большие проблемы. Я не анархист, но на меня давить не надо.
- Если вы чем‑то недовольны, будете выяснять отношения?
- Нет, никогда. Это пустое дело. Зачем? Нужно стараться понять, ты в этом виноват или нет, а может быть, тебя оговаривают. Если же виноват, то нужно признаться без стеснения. В жизни всё, что ты сотворил, и плохое, и хорошее,- обязательно возвращается. Плохого надо бояться, плохое возвращается, и что самое обидное, возвращается не к сотворившему, а к его детям, внукам.
- Что вас может мгновенно оттолкнуть от человека?
- Предательство. Это самое страшное.
- Вы сомневающийся человек?
- Очень. Наверное, только неадекватные люди не сомневаются и всегда уверены в своей правоте. Это должно быть опасно. Всегда должны быть сомнения: правильно ли я поступил?
- Есть ли книга или фильм, к которым вы очень часто возвращаетесь?
- Чего‑то одного нет. Я не могу без хорошей литературы. У меня на ночном столике три‑четыре книги. Я - Близнец, поэтому беру то одну, то другую. Из татарских авторов не расстаюсь с Гаязом Исхаки и Аязом Гилязовым, постоянно их перечитываю. Читаю Чехова, не только пьесы, но и всё, что он написал.
Люблю историческую литературу. Борис Акунин в «Истории русского государства» открыл мне доступным языком очень многое. Зачитываюсь историей Золотой Орды, Казанского ханства, Карла Фукса очень ценю. Читаю воспоминания Фёдора Шаляпина, как он ездил в Париж, Италию. Это был конец XX века, но когда читаешь о русских за границей, создаётся впечатление, что он описывает сегодняшний день. Всё повторяется: отношение к артистам антрепренёров, зрителей. Ничего не изменилось, никуда мы не ушли, топчемся на одном месте. Страшно.
- Какой герой мировой драматургии соответствует вашей душе?
- Я не настолько выдающийся, чтобы с кем‑то себя сравнивать. Каждый из нас - индивидуален. Ценность в том, что мы друг на друга не похожи, мы все разные, мне это и нравится. А на кого‑то быть похожим, тем более человеку искусства - это не очень хорошо.
Я однажды в интервью сказал, что для актёра не должно быть эталонов. Если какой‑то актёр нравится, то начинаешь подражать ему. Нельзя в искусстве подражать. А в газете поставили заголовок: «Хайруллин против кумиров». Дело же не в этом. Можно на кого‑то обращать внимание, но не стоит копировать.
- Для вас важно признание?
- Конечно. Все актёры тщеславны, потому мы и работаем. После окончания спектакля смотришь, как тебе хлопают, просто хорошо или же бурно, есть возгласы «браво» или нет. Актёры слабы…
- Чем вас привлекла сцена? Возможностью жить интереснее, чем другие?
- Возможностью понять, какие у меня переживания внутри, какие эмоции, показать своё нутро. Посмотрите вот, как я это могу делать!
- Что вы цените в Камаловском театре?
- Наши традиции. Почитание старших и тех, кто ушёл. Светлая им память. Мы не говорим пакости о тех, кто ушёл. Если вспоминаем, то какие‑то интересные истории. Камаловский театр отличается тем, что здесь не было группировок, чему подвержены многие другие театры. Бывает, обижаемся друг на друга, бывают распри, но всегда - это единый коллектив. Нет разделения на директора, главного режиссёра, главного мебельщика. Мы все едины, мы знаем, что делаем одно важное дело. Нас это объединяет. Поэтому после ухода Марселя Хакимовича театр не развалился, не ушёл в небытие.
- Театр для вас главное в жизни?
- Семья, жена, сын, внуки, а потом уже театр.
Беседовала Екатерина КАЛИНИНА
Фото Фоата Гарифуллина
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев