Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Карл Мюфке:  «Не ради получения ордена»

История строительства здания в русском стиле.

Выдающийся архитектор и педагог Карл Людвигович Мюфке проживал в Казани с 1897 по 1909 годы, но успел обогатить город такими памятниками, как Дом Ушковой, Западный корпус Главного здания Казанского университета, Особняк архитектора Мюфке и другими. Зодчий, несомненно, внес и большой вклад в формирование и становление Казанской художественной школы: был одним из заведующих, стоял у истоков архитектурного отделения. По его проекту и под его руководством было выстроено это здание.

Карл Людвигович Мюфке родился в Воронеже 30 января 1868 года. В 1897 году он, выпускник Академии Художеств Санкт-Петербурга, получает назначение на государственную службу в только что открывшуюся Казанскую художественную школу.

В 1890-х она не имела своего здания и располагалась в бывшем пансионате госпожи Вагнер. Был подан запрос в Академию художеств Санкт‑Петербурга на строительство здания для Художественной школы, который был удовлетворён. Разработку проекта и сметы поручили самому Мюфке. 24 мая 1901 года на заседании «Комиссии по рассмотрению представленных на заключение в Академию проектов памятников и общественных зданий» он был одобрен Р. А. Гедике, Г. И. Котовым, Л. Н. Бенуа «с некоторыми замечаниями». Они касались интерьеров (рекомендовали исключить классический характер во внутреннем убранстве), экстерьеров (следовало упростить некоторые элементы фасадов, убрать излишества), конструктивных решений (требовалась замена материалов для некоторых стен).

Сооружение стало первым в Казани специализированным учебным заведением с характерными атрибутами здания для художественного образования. Интересной особенностью проекта стало то, что и архитектором, и заказчиком, и строителем здания Школы являлся сам Мюфке.

Для постройки такого значимого объекта была создана комиссия, которая контролировала строительство и финансовые расходы. В её состав вошли Карл Мюфке, архитектор учебного округа С. В. Бечко‑Друзин, преподаватели школы художник‑архитектор Ф. Р. Амлонг, художники О. И. Тиссен и И. А. Денисов.

Зиланты на лестнице, выполненные студентами Казанской художественной школы начала ХХ века.

Проект Художественной школы был выполнен в «русском» стиле, который получил большое распространение в России в 1890-х годах. Участок для строительства школы был предоставлен Казанской Городской Думой в новом, только застраиваемом районе Казани на Арском поле по улице Грузинской.

Основным документом для изучения задумки зодчего является написанная самим Мюфке «Пояснительная записка к смете на постройку здания Казанской Художественной Школы на площади Арского поля в гор. Казани» 1900–1901 года. Фрагменты её показывают идеи архитектора:

«Здание Казанской Художественной Школы проектировано каменное 3-этажное с 1-этажной пристройкой для скульптурного отделения и полутораэтажной — для уборных около парадной лестницы… Фасады — северный на площадь Арского Поля и   западный — на ул. Односторонку Арского поля — предположено в 1-ом этаже оштукатурить гладко по кирпичной кладке в пустошовку, во 2-ом и 3-ем этажах фасады оставить в кирпиче с прокладкой поясков, замков и 5 в перемычках из белого Кукарского камня. Надворные фасады — кирпичные без штукатурки…». В «Кратком отчёте по постройке здания Казанской художественной школы» архитектора Карла Мюфке от ноября 1906 года также описаны некоторые подробности строительства:   

«… фасады здания школы украшены богатой отделкой из Кукарского камня и двумя гранитными колонками у входа; крыши покрыты при очень большом подъёме стропил оцинкованным железом, и в средней части здания, где Актовый зал и элементарный класс (а также и в куполе), устроена железная конструкция стропил; … устройство в специальных классах и мастерских громадных окон с двойным светом, часть которых, как и часть других больших окон, остеклены зеркальными стёклами на дорогостоящую конструкцию этих окон с пробковой изоляцией простенков и частей потолков».

Во время строительства, в декабре 1903 года, на верхних этажах произошёл пожар. Он отодвинул сроки строительства и вызвал дополнительные затраты. Изначально, завершения боковых ризалитов на главном фасаде были пирамидальной формы. Центральная ось всего сооружения была акцентирована ещё одним элементом в виде пирамиды с двуглавым орлом на богато украшенном кирпичном основании, который был с отступом расположен на кровле. После пожара, в котором пострадала и обрушилась большая часть кровли, это стало поводом для изменения облика всей крыши.

Возможно, на это повлияло и то, что, годом ранее, в авторитетном общероссийском журнале «Зодчий» за 1902 год была весьма критично описана постройка данного здания, в особенности крыша: «… в общих массах здание не даёт цельного впечатления, выполнение деталей не выражает стиля… Кровля здания (цинкованного железа) по уклону и обработке напоминает парники. От внешности художественного училища следовало бы требовать много больше, чем даёт описанное здание, и поэтому остаётся лишь пожалеть в данном случае, что проект Казанского художественного училища не был разработан путём всероссийского конкурса».

Лестница с уровня земли на первый этаж. Здесь ранее стояли скульптуры медведей.

В 1903 году во время восстановления крыши Карл Людвигович меняет центральный элемент на стеклянный шлемовидный купол. Боковые ризалиты покрыли коньковыми шатрами с гребнями. В 1940-е правый шатёр утрачен при пожаре, долгое время он не был восстановлен.

Особого внимания заслуживает продуманная планировка Школы. Мюфке хотел создать идеальное освещение для всех профильных рисовальных и живописных классов. Расположение трёх объёмов в форме буквы «Н» дало возможность создать чёткую коридорную систему. Здание — трёхэтажное с подвалом.

Главный вход в Школу располагался на первом этаже. Парадные сени были сделаны почти на уровне земли, а на уровень первого этажа можно было подняться по лестнице, которая была оформлена большими скульптурами львов — работа скульптора В. А. Ватагина. Далее входящего встречает богатая деревянная трёхчастная перегородка, верхний элемент которой декорирован резным орнаментом, в центре расположен двуглавый орёл, справа аббревиатура «ИАХ» (Императорская Академия Художеств), слева от орла — «КХШ» (Казанская художественная школа). На первом этаже располагались классы и помещения общего назначения.

Все окна первого этажа и лестницы выполнены как цветные витражи, и свет, проходящий через окна, создавал в помещении необыкновенный эффект <…> В западной части южного блока располагалась красиво оформленная парадная П-образная лестница, объединявшая все три этажа. Ещё одна лестница располагалась в южном блоке, декоративные перила для неё выполнили ученики школы Латышев и  Штальберг — это большие накладные элементы в виде «зиланта». Дополнительно, в виде пристроя, на первом этаже находился объём для скульптурного отделения и для уборных.

Интерьеры второго этажа необычайно богаты даже сейчас, хотя сохранилось немногое. Потолки и стены холлов и коридоров оформлены лепниной. Окна главного фасада выходили на север, поэтому помещения, располагавшиеся в северном объёме, имели специфическое, рассеянное освещение. Здесь располагались акварельные классы и архитектурное отделение. В южном объёме, где освещение более контрастное, запроектированы были рисовальные и общеобразовательные классы.

Основной квадратный в плане вестибюль второго этажа оформлен по аналогии с первым этажом, он имел срезанные углы. В потолке данного вестибюля имелось отверстие для попадания сюда света из фонаря, располагающегося на третьем этаже, позже его заложили.

Актовый зал — наиболее знаковое помещение во всей школе. Оно имело пять больших арочных окон, богато украшенный балкон для дирижёра. И здесь в лепнину были добавлены элементы, связанные с художественным образованием.

Третий этаж интересен своими новаторскими решениями для Казани того времени. Например, здесь были впервые сделаны наклонные окна для живописных классов. Рисовальные классы, располагавшиеся в шатровых завершениях, имели скатные потолки, выполненные из деревянных панелей.

К 1905–1906 годам строительство успешно завершилось, в честь чего Карл Людвигович был награждён орденом Святого Станислава третьей степени. Интересен и тот факт, что Мюфке внёс большой вклад в строительство и в финансовом плане. «Ни в какие протоколы об этом своём пожертвовании я не заявлял и сделал это не ради получения ордена, чина или официальной благодарности, а из искреннего желания сделать доброе дело для любимой школы в надежде, что и школа, когда я уйду или умру, будет добром вспоминать моё имя».

К сожалению, от неизлечимой болезни в 1907 году умерла жена Карла Мюфке, Наталья. Через год в Воронеже умирает и отец Мюфке, что усугубляет состояние зодчего. Он портит отношения с руководством Художественной школы, и его просят покинуть занимаемую должность. В этот момент ему предлагают значимый проект в Саратове. И с осени 1909 года Карл Людвигович живёт и работает в двух городах — Казани, где у него дети и должность в КХШ, и Саратове, где он становится архитектором комплекса создаваемого Саратовского университета. Но в начале 1912 учебного года Мюфке пишет в Казань о своей отставке из Художественной школы после пятнадцати лет службы «… я теперь окончательно убедился, что совмещать преподавание в школе с постройкой Саратовского университета не можно. … Итак — "отставка". С тяжёлым чувством боли разрываю совсем со школой!..»

Создание архитектурного отделения и его деятельность определили развитие архитектуры и строительства в Казанском крае на последующие десятилетия. Немалую роль сыграли и воспитанники Карла Людвиговича. Ученики Мюфке участвовали в строительстве здания школы. Двое из его учеников — техник гражданских сооружений С. Ф. Рогозин и молодой архитектор-художник В. Д. Караулов стали помощниками Карла Людвиговича в Саратове. Выпускники Школы становились практикующими архитекторами, преподавателями архитектуры в Казани, в соседних городах и в отдалённых неразвитых районах России.

На протяжении своей жизни Карл Мюфке запроектировал большое количество учебных заведений, но единственное здание для творческого вуза. Он преподавал во множестве институтов, но только в Академии Художеств были предметы, близкие ему по духу. Будем надеяться, что именно с Казанью и Казанской художественной школой связаны самые интересные годы его жизни…

Глазырина Юлия Игоревна — архитектор-реставратор, ­исследователь.

 

1 Более подробно о творчестве К. Л. Мюфке можно узнать из книги Ю. И. Глазыриной «Зодчий Карл Мюфке. Жизнь во имя архитектуры».

2 Непосредственно К. Л. Мюфке было пожертвовано на постройку здания школы 3401 руб. 36 к. (были приобретены гранит для колонн у главного входа, Кукарский камень, части фасада, изразцы к камину в преподавательской комнате, оплачены лепные работы во многих помещениях школы). Он отказался от большей части вознаграждения за составление проекта и ведение строительства, оплатил работу помощников и архитектора Амлонга. Общая сумма «пожертвованных на дело стройки школы» лично Мюфке составила 5600 руб.

3 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 2. Оп. 7. Д. 2970. Л. 382.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев