ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ
На сей раз в качестве постановщика к проекту привлекли известного балетмейстера Георгия Ковтуна, в биографии которого и сотрудничество с цирком «Дю Солей», и работа в фольклорных коллективах, и более тридцати лет ангажементов в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, в том числе и в качестве режиссёра. Имя известного любителя трюков и экшна в афише события, безусловно, обещало яркое зрелище. Но не менее подкупающей и интригующей особенностью новой постановки стало участие в ней исполнителей из молодого поколения казанской вокальной школы - тенора и сопрано Рузиля и Гульноры Гатиных в заглавных партиях Турыбатыра и Наргизы, бас‑баритона Артура Исламова и тенора Дениса Хан‑Бабы в партиях Карабатыра и нукера Мамата. Факт этот послужил поводом для разговоров о нарождающейся в Казани новой плеяде творческих сил, как это происходило в тридцатые годы прошлого столетия - времена организации Татарской оперной студии при Московской консерватории. Не случайно красной нитью последующих обсуждений постановки стал вопрос о необходимости создания в Казани нового музыкального театра, на подмостках которого на поток было бы поставлено исполнение самых свежих сочинений. В пользу этой идеи сыграло и то, что, несмотря на успех, монументальное по определению музыкальное полотно очевидно было «втиснуто» на небольшие подмостки тинчуринского театра исключительно в силу осознанной необходимости. Зрелищные спецэффекты, массовые танцевальные номера, искромётные в прямом смысле этого слова баталии, конечно же, требуют совершенно другого пространства. Тем более что первоначально опера замышлялась для постановки на открытом воздухе.
Историей о несгораемой дочери булгарского хана и спасающих её двенадцати девушках потчуют всех туристов, показывая здание одного из сохранившихся на территории Болгара памятника XIV века, знаменитой Чёрной палаты. Создатели постановки затейливо обыграли и сам исторический объект, воссоздав на сцене его постоянно трансформирующуюся копию. В самом начале мы видим палату во всём великолепии, в гипотетически первоначальном виде - украшенную мозаикой; затем проекция демонстрирует нам все происходящие с ней в ветрах и пожарах времени метаморфозы. Одной из ключевых метафор оперы, по признанию автора её либретто, является именно огонь. Буквально же её комментирует поэт‑сказитель в исполнении актёра театра Тинчурина Зуфара Харисова, произнося слова о том, что бренно всё, но лишь одно имя человеческое не горит.
Крики чаек на чёрной стене
Журнал "Казань", № 2, 2015 В январе с громким успехом на сцене театра имени Карима Тинчурина прошли премьерные спектакли оперы‑легенды Эльмира Низамова «Кара пулат». Для умов скептиков в свои двадцать восемь лет композитор настораживающе успешен и плодовит. Ещё бы - опера на либретто Рената Хариса далеко не первый созревший в...
Журнал "Казань", № 2, 2015
В январе с громким успехом на сцене театра имени Карима Тинчурина прошли премьерные спектакли оперы‑легенды Эльмира Низамова «Кара пулат». Для умов скептиков в свои двадцать восемь лет композитор настораживающе успешен и плодовит. Ещё бы - опера на либретто Рената Хариса далеко не первый созревший в его тандеме с аксакалом татарской литературы плод. В августе 2014 года у Дворца бракосочетаний состоялась постановка их мюзикла «Алтын казан» с участием финалистки «Голоса» Эльмиры Калимуллиной, питерского балетмейстера Гали Абайдулова и режиссёра‑постановщика Михаила Панджавидзе. Не прошло и полугода, как авторы пригласили нас на премьеру нового сочинения, созданного на основе легенды времён завоевания войсками Тамерлана Булгар. Рассказывается в ней о двенадцати девушках, сожжённых воинами Аксак Тимера. Сделано это было для того, чтобы методом исключения узнать, кто же из них ханская дочь Наргиза, которую эмир Самарканда возжелал получить в качестве наложницы. По преданию, девушка в огне не горела.

По поводу определения жанра созданного Низамовым сочинения во внутренних диалогах с собой расходятся даже некоторые профессиональные знатоки музыкального театра. Близкие по стилю к эстрадным мелодиям арии и кордебалет певцов напоминают больше мюзикл. В то же время артисты не нарушают рамок академического вокала, а аккомпанирует им живой оркестр, как в классической опере. Эклектичности постановке добавляет и сочетание лаконичных декораций с утрированно‑традиционными костюмами девушек и погружающей в атмосферу исторических «игрушек» тяжёлой амуницией армии Тамерлана.
Что действительно не вызывало вопросов - так это актёрская отдача исполнителей главных партий. Дуэт Наргизы и Турыбатыра в воплощении супругов Гатиных априори был обречён на успех. Романтическому красавцу с огненным взглядом Рузилю и луноликой Гульноре не надо было даже стараться изображать на сцене нежность и преданность друг другу. Струны душ сочувствующих и сопереживающих влюблённым и так готовы были лопнуть при виде их страданий, сцен пыток Турыбатыра, а особенно того момента, где он поёт арию в подвешенном за ноги (браво, Ковтун!) состоянии. Что касается противоположной стороны конфликта - брутального военачальника - Исламова и пластичного, текучего, как ртуть, нукера - Хан‑Бабы, то здесь, я бы сказала, «белые» даже где‑то переиграли «красных». И дело, скорее, не в том парадоксальном обаянии, каким обладает порой убедительно сыгранное зло, а в харизме и энергетике самих артистов, с головой - не говоря уже о сердце и душе - погрузившихся в материал.

Эмоциональное напряжение не покидает нас практически на протяжении всего действа, и на него работают многие средства - завораживающий сакраментальный темпоритм увертюры, по‑хорошему «хитовый» мелодизм арий, наложенные на музыку прощальные крики чаек, в которых обращаются души девушки. И хотя в финале из сгоревшей палаты действительно выходит Наргиза, у зрителя не возникает ощущения банального хэппи‑энда. Скорее охватывает оцепенение, какое возникает при созерцании памятника. В данном случае - памятника высокой способности человека к жертве во имя верности, чести, любви.
На довольно компактную постановку продолжительностью в один час пятнадцать минут было потрачено девять миллионов рублей. В роли «ангела Бродвея» - как называют в Америке богатых покровителей театра - в данном случае выступил Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры «Ян,арыш». Хочется надеяться, что идея сделать «Чёрную палату» звучащим брендом одного из мест туристического паломничества Татарстана Древнего Болгара обретёт своё достойное завершение, дело не ограничится там только одним показом, и положенная на музыку красивая легенда будет собирать потоки зрителей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев