Лариса Маслова. Шесть тысяч концертов по всей стране виолончелистки, которая не коллекционировала премии
Журнал "Казань", № 12, 2016 25 октября в Детской музыкальной школе № 5 Казани прошёл творческий юбилейный вечер народной артистки Республики Татарстан Ларисы Масловой.
Известная виолончелистка, получившая «благословение» от самого Мстислава Ростроповича, рассказала о том, как удаётся оставаться в прекрасной исполнительской форме и легко ли быть авторитетом для молодёжи.
- Лариса Владимировна, как получилось, что музыка стала смыслом вашей жизни?
- Я воспитывалась в семье артистов цирка - мой папа был воздушным акробатом. Бывала на всех представлениях, на репетициях, разъезжала вместе с родителями по городам Советского Союза. Нередко в представлениях участвовали эстрадные певцы, в программы включались инструментальные и вокальные номера. Мне это безумно нравилось! Я и сама любила петь, хорошо читала стихи, моя душа уже тогда была связана с музыкой. Я пела в школе, и все так и думали, что стану певицей. Никто, в том числе и я, не мог предположить, что свяжу свою судьбу с виолончелью.
- И как же это случилось?
- В то время открылась школа‑десятилетка при Казанской консерватории, и мама увидела объявление о прослушивании детей с музыкальными способностями. А тогда попасть в музыкальную школу было не так просто, там учились в основном дети из обеспеченных семей. Мы жили очень скромно: родители развелись, мама и я обитали у моей прабабушки в деревянном доме в посёлке Савиново. На моё счастье, мама повела меня именно в десятилетку, и я не только попала в эту школу, но и жила там в интернате. Нас каждый день водили на концерты, спектакли, к нам приезжали известные музыканты, давали мастер‑классы… Мы и сами участвовали в некоторых постановках оперного театра.
- Поступали на виолончель?
- Нет, я хотела играть на фортепиано! Нас прослушивали молодой красивый директор Георгий Ходжаев, Эммануил Монасзон, Итаки Халитов… На них я, конечно, впечатления не произвела, мне ведь было уже девять лет, переросток для пианистки. Но, вероятно, что‑то во мне они увидели, позвали Иршата Насретдиновича Хайрутдинова, который меня взял на виолончель, правда, с условием, что за один год пройду несколько классов, чтобы догнать сверстников.
- И вы этот вызов приняли?
- Конечно, я так хотела быть в музыке, что, наверное, согласилась бы учиться даже игре на барабане… (смеётся).
- Быстро догнали?
- Быстро. Страшно было, что отчислят, я этого не могла допустить. Поняла, что это мой шанс стать музыкантом. С тех пор живу ради искусства.
- Ни разу не пожалели? Вы ведь петь мечтали?
- Я и сейчас обожаю вокалистов, слушаю, как они ведут звук, интонацию… Шаляпин говорил: «Вы должны петь так, как поёт виолончель!», а мы должны играть так, как поют вокалисты. У нас много общего, я не перестаю у них учиться. А петь мне запретил педагог по специальности, он внушил: если уж я выбрала виолончель, то должна всё своё время отдавать ей. И я послушалась.
- Как вы считаете, вам повезло с педагогами?
- Да, безусловно. Меня воспитала семья Хайрутдиновых - Иршат Насретдинович учил в школе, а Афзал Насретдинович - в консерватории и аспирантуре.
- Методика была сходная? Ничего переделывать не пришлось?
- Нет, в этом отношении проблем не было, но поначалу во время учёбы в консерватории я часто бегала к Иршату Насретдиновичу, он был мне ближе, казался мягче, понятнее, как папа. Может, потому, что с ним мы всё начинали с нуля. Потом уже привыкла к Афзалу Насретдиновичу, с ним нарабатывала профессионализм, переиграла весь виолончельный репертуар, который потом использовала в своих концертах.
- Но вам ведь посчастливилось поучиться ещё и у Мстислава Ростроповича
- Да, Ростропович произвёл на меня сильнейшее впечатление. Впервые я увидела его, когда он был в зените славы. Он только приехал из гастрольной поездки по Америке - свободный, раскрепощённый, с невероятной энергетикой и очень демократичный. Потом я не раз участвовала в его мастер‑классах, уроках, присутствовала на репетициях маэстро в качестве дирижёра, открыла для себя много нового. Мстислав Леопольдович даже приглашал меня перевестись к нему в Московскую консерваторию, но я побоялась разочаровать его, не оправдать надежд…
- Только поэтому не рискнули?
- Были и другие причины. Мама противилась, педагоги тоже постарались удержать меня. Может, и к лучшему, Ростропович тогда уже был в опале… Но я до сих пор помню его уроки, всё, что он говорил. Как‑то сказал: «А сыграй мне то, что тебе просто нравится, помузицируй. Что хочешь играй: джаз, классику, татарскую мелодию - главное, чтобы ты от этой музыки получала удовольствие». Я растерялась, мы особо не музицировали, и вдруг заиграла тему любви из моей обожаемой «Пиковой дамы» Чайковского. И тут Мстислав Леопольдович стал показывать приёмы, которыми нам пользоваться не разрешали. Я тогда поняла: когда играешь для души, в своё удовольствие, музыка звучит иначе - и здесь не может быть никаких запретов.
- А фестиваль его имени вы создали в память о тех знаменательных встречах?
- Да, я благодарна судьбе, что была знакома с таким великим музыкантом. После ухода из жизни маэстро решила собрать всех играющих детей‑виолончелистов и устроить концерт, посвящённый его памяти. Хотелось привлечь внимание к виолончели, популяризировать этот инструмент. Министерство культуры Татарстана и республиканский методический центр поддержали - так возник городской фестиваль имени Ростроповича. Теперь он стал не только ежегодным, но и получил статус всероссийского.
- Сейчас практически каждый более‑менее играющий музыкант непременно имеет звание лауреата международных, всероссийских конкурсов, которыми бравирует. У вас за плечами всего один всероссийский конкурс. Не мучают амбиции?
- Нет, не мучают. Значение конкурсов очень обесценилось, их много, и уровень международного может быть ниже городского! Раньше конкурсов было мало, проводили только в больших городах, и уровень был высочайший. Участвовали сильнейшие музыканты, лауреатами становились единицы. Музыканты из нашей республики редко участвовали и ещё реже получали дипломы. Я участвовала в двух всероссийских конкурсах и одном всесоюзном, доходила до второго тура и лишь на третий раз стала лауреатом третьей степени - и очень горжусь этой победой. Кажется, я первая из наших струнников стала лауреатом.
- У вас ведь немало лауреатов среди учеников! Что легче - подготовить ученика или выступить в конкурсе самой?
- Это невозможно сравнить, везде свои трудности. Сейчас к некоторым конкурсам и готовиться не надо - плати и получай дипломы. Я не коллекционирую премии, для меня главное, чтобы дети профессионально развивались, стремились к истинным высотам.
- Что самое сложное в работе с детьми?
- Воспитывать музыкантов - вообще сложная задача. Надо не только научить ребёнка играть на инструменте, но и организовать его труд дома. Убедить ученика и его родителей, что занятия должны быть ежедневными и по нескольку часов! Это не школьные уроки, которые имеют определённый объём. Музыку нельзя просто выучить, всегда есть что усовершенствовать.
- Ваши способы завоевания авторитета у молодого поколения?
- Только личный пример! Я всё время была на сцене, много выступала, особенно когда в филармонии работала, а там всегда пресса, телевидение… Дети это видят, по‑своему оценивают.
- Конечно, приятно учиться у знаменитости.
- По крайней мере, они начинают понимать, что учатся, чтобы выступать на концертах и радовать родителей, друзей.
- Кем гордитесь?
- Люблю каждого своего ученика, а горжусь прежде всего теми, кто продолжает моё дело. Это Ильяс Камалов, виолончелист и композитор, сейчас работает в филармонии, и мне очень приятно, что моё место занял именно мой ученик. Ещё одна ученица, Гульнара Гарипова, работала в нижнекамском училище, вела оркестр, и её ученики постоянно поступали в консерваторию. Сейчас достойно представляет казанскую школу за рубежом - живёт в Америке, работает в оркестре, преподаёт. Из сегодняшних учеников - Андрей Суровцев и Лола Халилова, очень талантливые дети, уже лауреаты международных, республиканских и городских конкурсов, могут многого добиться, но как всё сложится - зависит от них.
- Мне кажется, музыканту должна ещё и удача сопутствовать. Вам она явно улыбалась не раз. Начать карьеру в симфоническом оркестре, да ещё и под руководством такого гениального дирижёра как Натан Григорьевич Рахлин - это мечта любого музыканта.
- Согласна с вами полностью! Я его тоже своим учителем считаю, он умел вытаскивать из нас звуки, о которых мы даже не догадывались. Его глаза, дирижёрский жест действовали на нас как гипноз. Меня всегда удивляло, что на репетициях мы никогда не играли произведение целиком, только отдельные фрагменты! Я думала: «Как же мы будем на концерте играть?» Но вечером на концерте всё звучало просто гениально. Каждая нота у него была осмысленна и жизненна, каждая пауза буквально дышала. При этом Натан Григорьевич никогда не повышал голос на оркестрантов, всех любил, ценил и верил в нас, считал, что все мы талантливы и можем сыграть что угодно.
- А почему же ушли из оркестра?
- Я тогда в аспирантуру поступила, совмещать с репетициями не было возможности, поэтому перешла на сольную работу в лекторийный отдел филармонии. Кстати, до меня там были певцы, пианисты, баянисты, мастера художественного слова, недолго скрипач работал, и я первая виолончелистка туда устроилась, так и проработала тридцать пять лет на одном месте.
- «На одном месте» как‑то не сочетается с вашим образом жизни и шестью тысячами концертов по всему Советскому Союзу!
- Ну да, выступала много. У нас было несколько бригад, готовили очень разнообразные программы, давали концерты в школах, вузах, центральных площадках города, на предприятиях, во Дворцах культуры, залах районных клубов. Постепенно освоила большой концертный репертуар - русская и зарубежная классика, произведения современных композиторов, татарская народная и профессиональная музыка. Стала сама организовывать свои сольные концерты в Москве. Потом по линии «Росконцерта» начала ездить по городам России, вплоть до Сахалина и Дальнего Востока. И что интересно, наша национальная музыка всегда вызывала восторг у публики.
- Вы до сих пор владеете большим репертуаром. Программа вашего юбилейного концерта разнообразна и обширна, причём всё играете наизусть! Как вам удаётся сохранять исполнительскую форму?
- Я люблю играть гаммы, на них отрабатываю звук, интонацию, штрихи. Чтобы чувствовать себя уверенно, мне необходимо заниматься каждый день как минимум по два‑три часа. Бывает, не удаётся позаниматься несколько дней, но потом начинаю готовиться к очередному концерту - и всё восполняю.
- Что‑то новое готовите?
- Постоянно! Я впервые исполняла многие сочинения, причём не только татарских композиторов. Более ста премьер!
И до сих пор у меня лежат новые ноты сочинений, которые ещё предстоит сыграть. Когда знаешь, что до тебя это ещё никто не играл, испытываешь необыкновенное вдохновение. Нередко возникает совместная работа - что‑то подсказываешь композитору, предлагаешь усовершенствовать, учитывая особенности инструмента.
- Соглашаются?
- Кто‑то не любит ничего менять, а кто‑то прислушивается - и начинается сотворчество. В таких случаях люблю оставаться наедине с виолончелью: погружаешься в музыку и сливаешься с ней, словно проникаешь в мысли композитора.
- Как справляетесь с конкурентами?
- Отношусь к конкуренции философски: музыканты все разные. Главное - иметь свой стиль, своё лицо, быть личностью, индивидуальностью, а зрители вольны выбирать тех, кто им по душе. В молодости, конечно, были амбиции, хотелось стать первой, лучшей. Это заставляло много работать над собой. Сейчас уже никому ничего не надо доказывать, я состоялась как музыкант, и надо просто держать планку, достойно выступать.
- На себя время остаётся?
- Конечно, нет. У меня нет семьи, детей, всё моё время и пространство занимает музыка. Когда‑то мне предложений много делали, были очень достойные претенденты, но я не могла отнять время от занятий, концертов. Без этого теряю почву, теряю уважение к себе, распадаюсь как личность. Наверное, это неправильно, человек должен успевать всё, но у меня так не получилось.
- Если бы можно было прожить жизнь заново, что изменили бы в ней?
- Ещё в мои молодые годы известный музыкант Валентин Фейгин советовал мне сменить мою виолончель на другую, но я тогда не придала этому значения. Я играла на прекрасном австрийском (тирольском) инструменте с великолепным тембром, который приобрела ещё в школе и многие годы концертировала с ним. Он был крупноват для меня, поэтому левая рука постоянно уставала, болела, приходилось очень много заниматься, чтобы играть виртуозно. И только в середине творческого пути я приобрела новый инструмент и поняла, что на нём играть намного легче. Если бы я обнаружила это раньше, то смогла бы достичь большего с меньшими затратами. И ещё жалею, что не попала в Москву, мне до сих пор снится, как я там учусь. Хотя, возможно в столице у меня бы не было столько возможностей, и неизвестно, как сложилась бы моя жизнь. Я горжусь, что сумела собрать, исполнить и записать на радио Антологию татарской виолончельной музыки, это огромный труд, который, надеюсь, будет востребован у нового поколения виолончелистов.
Иванова Татьяна Юрьевна - музыковед.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев